1.3 Разработка инструкции о пропускном режиме
Оценивая исходные данные, разработчик определяет основные положения инструкции о КПР..
Практическое решение вопросов, связанных с организацией пропускного режима, оформляется в виде «Инструкции о пропускном режиме». Указанная инструкция должна определять систему организационно-правовых охранных мер, устанавливающих разрешительный порядок (режим) прохода (проезда) на предприятие (с предприятия), и может включать следующие шесть разделов:
1. Общие положения.
2. Порядок прохода через КПП предприятия.
3. Порядок въезда (выезда) транспортных средств и провоза материальных ценностей.
4. Виды пропусков и порядок их оформления.
5. Обязанности должностных лиц по поддержанию КПР.
6. Учет и отчетность, порядок хранения пропусков, печатей.
В разделе общие положения указываются:
- нормативные документы, на основании которых составлялась инструкция,
- определение КПР и цель его введения,
- должностные лица, на которых возлагается организация и практическое руководство контрольно-пропускной системой;
- санкции к нарушителям КПР;
- требования к оборудованию различных помещений.
Второй раздел определяет порядок пропуска сотрудников предприятия, командированных лиц и посетителей через КПП.
В этом разделе рекомендуется:
- перечислить все КПП и их назначение, описание, расположение и единую нумерацию;
- изложить требования к оборудованию КПП;
- установить порядок прохода сотрудников и посетителей на территорию предприятия и в его категорированные помещения;
- определить права и основные обязанности контролеров КПП;
- установить помещения, где запрещается принимать посетителей и представителей сторонних организаций.
Третий раздел определяет порядок допуска на предприятие транспортных средств, ввоза/вывоза продукции, документов и материальных ценностей.
В этом разделе указываются:
- порядок допуска на территорию объекта (с объекта) предприятия автотранспорта, принадлежащего данному предприятию;
- порядок въезда и стоянки на территории объектов транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности;
- порядок пропуска автомашин сторонних организаций, прибывших с грузом в адрес объекта в рабочее и нерабочее время;
- порядок ввоза/вывоза товарно-материальных ценностей;
- правила оформления документов на вывоз (вынос) материальных ценностей с территории объектов предприятия.
В четвертом разделе определяются:
- виды пропусков, их количество и статус;
- описание пропусков;
- порядок оформления и выдачи пропусков;
- порядок замены и перерегистрации пропусков;
- мероприятия, проводимые при утрате пропуска сотрудником.
В пятом разделе подробно описываются обязанности должностных лиц по поддержанию КПР как в нормальном режиме, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Шестой раздел посвящается учету и отчетности документации, ведущейся на КПП, и порядку хранения пропусков и печатей.
При разработке инструкции о КПР определяются виды и группы пропусков, которые будут действовать на предприятии. На крупных предприятиях, как правило, устанавливается несколько видов пропусков. Это могут быть постоянные, временные, разовые и материальные пропуска. Образцы бланков пропусков разрабатываются администрацией объекта (службой безопасности). По своему внешнему виду и содержанию пропуска должны отличаться друг от друга и обладать некоторыми степенями защиты. Все виды пропусков, за исключением материальных, оформляются и выдаются бюро пропусков (или иным подразделением) по письменным заявкам. Виды пропусков определяются в зависимости от специфики предприятия. Материальные пропуска для вывоза (выноса) товарно-материальных ценностей выдаются администрацией предприятия. Срок действия пропуска определяется инструкцией о КПР. Материальные пропуска должны изыматься на КПП и сдаваться в бюро пропусков. Образцы действующих пропусков должны находиться на КПП. Для обучения работников охраны выделяется необходимое число образцов пропусков.
Устанавливая и обеспечивая порядок перемещения персонала и посетителей по территории предприятия, система КГ1Р решает не только вопросы безопасности предприятия, но и вопросы рациональной организации труда.
В контрольно-пропускном зале устраиваются проходы, которые оборудуются техническими средствами охраны и физическими барьерами. В комплект оборудования, как правило, входят:
- средства механизации, автоматизации системы контроля доступа;
- физические барьеры (ограждения, турникеты, калитки);
- основное и резервное освещение;
- средства связи и тревожной сигнализации;
- системы видеоконтроля.
Турникеты предназначены для управления потоками людей и регулирования входа (выхода). В качестве средств контроля доступа могут использоваться различные турникеты. В последнее время наиболее широкое распространение получили электромеханические турникеты, которые в отличие от громоздких и неудобных в управлении механических легко управляются с пульта охранника и могут работать в составе автоматизированной системы контроля доступа. Для осуществления надежного контроля чаще используются «нормально закрытые» турникеты: роторные турникеты-вертушки, тур-никеты-триподы и калитки.
Калитки применяются для управления потоками людей, организации свободного прохода в одну сторону (на вход или выход) и запрета прохода в другую. Калитки широко используются в магазинах, аэропортах, вокзалах. Применение калиток для контроля доступа неэффективно, это связано с тем, что калитки не разделяют поток людей по одному, так как после открытия калитки через нее могут пройти несколько человек. Калитки могут устанавливаться для организации свободного выхода, в то время как контроль входа доверяют триподам или вертушкам.
Турникеты-триподы с тремя преграждающими планками являются одним из наиболее оптимальных средств для осуществления контроля санкционированного прохода. Триподы имеют современный элегантный вид и легко монтируются. Триподы позволяют осуществлять эффективный контроль доступа, так как разделяют поток людей по одному, обеспечивая при этом высокую пропускную способность. Триподы могут применяться в системах электронных проходных, в том числе в условиях большого потока людей. Для предотвращения возможности подлезть под планки турникета или перепрыгнуть через них на турнике рекомендуется устанавливать специальные датчики, которые срабатывают при попытке несанкционированного прохода.
Роторные турникеты-вертушки применяются в тех случаях, когда необходимо полное перекрытие зоны прохода. Они могут быть различными по высоте - от поясных до турникетов в полный рост.
Для организации въезда (выезда) транспорта создаются транспортные КПП. В состав транспортного КПП входит досмотровая площадка и служебные помещения.
Контрольно-проездные пункты для пропуска авто- и железнодорожного транспорта оборудуются:
- раздвижными или распашными воротами и шлагбаумами с механическим, электромеханическим и гидравлическим приводами, а также устройствами для аварийной остановки ворот и открывания их вручную,
- контрольными площадками с помостами для просмотра автомобилей;
- светофорами, предупредительными знаками и световыми табло типа «Берегись автомобиля» и др.;
- телефонной и тревожной связью и освещением для осмотра транспорта.
Досмотровая площадка предназначена для размещения автомобилей при их досмотре. Досмотровые площадки могут располагаться как на территории предприятия, так и за ее пределами, на территории, непосредственно примыкающей к основным воротам КПП.
Досмотровая площадка должна отвечать следующим требованиям:
- иметь достаточную площадь для размещения досматриваемого транспорта и технических средств для обеспечения нормальных условий работы охраны;
- исключать возможность несанкционированного проникновения на объект (с объекта) людей и транспортных средств,
- обеспечивать при установленной интенсивности движения в любое время суток и года досмотр автомобильного транспорта и перевозимых грузов;
- быть изолированной от других сооружений, не имеющих отношения к охране объекта и оборудованию КПП;
- обеспечивать меры безопасности охраны при выполнении обязанностей.
Размеры досмотровой площадки могут составлять: 10-12 м в длину и 56 м в ширину. На проезжей части площадки выделяется место остановки транспорта для досмотра, ограниченное двумя линиями «СТОП», выполненными белой краской Транспортные КПП могут оборудоваться светофорами, весами для взвешивания автомобилей, досмотровой ямой или эстакадой для осмотра грузов, механизированными устройствами для автоматического открытия и закрытия ворот с фиксаторами.
Электромеханическое оборудование КПП для автомобильного транспорта обычно содержит: электродвигатели, привод ворот; концевые выключатели автоматического отключения электродвигателей при полностью закрытых и открытых створках ворот, магнитные пускатели электродвигателей, электрооборудование светофоров; кабельные, силовые линии.
Досмотровые площадки по периметру оборудуются физическими барьерами и рубежом сигнализации. Площадки, как правило, загораживаются просматриваемым забором из металлической сетки или декоративных решеток высотой до 2,5 м. На площадке оборудуются основные и вспомогательные механизированные ворота. Основные ворота устанавливаются на линии основного ограждения объекта, а вспомогательные - на противоположной стороне досмотровой площадки. Вместо ворот могут применяться механизированные шлагбаумы. На автомобильных КПП используются ворота с ограничением и без ограничения габаритов по высоте. По конструкции они могут быть распашными или раздвижными (выдвижными). Распашные ворота должны оборудоваться фиксаторами Для регулирования движения транспорта, проходящего через проезды досмотровых площадок КПП, могут применяться двухсекционные светофоры с линзами красного и зеленого цвета.
- Общая характеристика систем контроля и управления доступом
- 1. Организация контрольно-пропускного режима на предприятии
- 1.1 Цели и задачи создания контрольно-пропускного режима
- 1.2 Подготовка исходных данных для организации контрольно пропускного режима
- 1.3 Разработка инструкции о пропускном режиме
- 2. Назначение, классификация и состав скуд
- 2.1. Работа системы контроля и управления доступом
- 2.2 Идентификатор пользователя
- 2.3. Контроллеры
- 2.3.1. Автономные контроллеры
- 2.3.2. Сетевые контроллеры
- 2.3.3. Комбинированные контроллеры
- 2.3.4. Смежные функции контроллеров.
- 2.4. Устройства идентификации личности (считыватели)
- 2.4.1. Принципы работы считывателей.
- Биометрические считыватели
- 2.5. Исполнительные устройства
- Шлюзовые кабины.
- Турникеты.
- Автоматические шлагбаумы и автоматика для ворот.
- Контроллеры лифтов.
- Скуд на основе видеодомофона.
- Скуд на основе турникета, считывателя карточек доступа и видеодомофона.
- 3. Требования к системам контроля управления доступом
- 4. Средства идентификации и аутентификации
- 4.1. Идентификационные карточки с магнитной дорожкой.
- 4.2. Идентификационные карточки с магнитной барий-ферритовой прослойкой.
- 4.3. Идентификационные карточки, кодированные по принципу Виганда.
- 4.4. Бесконтактные радиочастотные проксимипш-карты.
- 5. Особенности скуд для крупных распределенных объектов
- 5.1 Централизованная архитектура
- 5.2 Распределенная архитектура скуд
- 5.3 Смешанная архитектура
- 5.4 Программное обеспечение для крупных скуд