2.3.1 Карбюрационные свойства
Плотность. Под плотностью понимают массу вещества, отнесённую к единице его объёма. Плотность бензина (как и его вязкость) влияет на расход топлива через калиброванные отверстия жиклёров карбюратора. Уровень бензина в поплавковой камере также зависит от плотности. Для автомобильных бензинов плотность при 20 0С должна находиться в пределах от 690 до 750 кг/м3.
Плотность топлива определяется ареометром, гидростатическими весами и пикнометром.
Плотность бензина с понижением температуры на каждые 10 0С возрастает примерно на 1 %. Зная температуру при которой была определена плотность можно привести её к стандартной температуре (+20 0С):
20 = t + (t – 20), (2.2)
где: t – плотность испытуемого продукта при температуре испытаний, кг/м3;
t – температура испытания, 0С;
- температурная поправка плотности (определяется по расчётной таблице, находится в пределах от 0,515 до 0,910 кг/м3).
Вязкость (внутреннее трение) – свойство жидкостей, характеризующее сопротивление действию внешних сил, вызывающих их течение.
Величина вязкости может быть выражена в абсолютных единицах динамической, кинематической вязкости или в условных единицах.
В системе СИ за единицу динамической вязкости принята вязкость такой жидкости, которая оказывает сопротивление 1Н взаимному сдвигу двух слоёв жидкости площадью 1 м2, находящихся на расстоянии 1 м один от другого и перемещающихся с относительной скоростью 1 м/с.
Единица измерения динамической вязкости [кг/(м*с)].
Кинематическая вязкость – это динамическая вязкость, разделённая на плотность жидкости, определённой при той же температуре.
t = t /t. (2.3)
За единицу кинематической вязкости в СИ принят квадратный метр в секунду [м2/с]. Наиболее часто используется мм2/с.
Условной вязкостью называется вязкость, выраженная в условных единицах, получаемых на различных вискозиметрах. Пересчёт условной вязкости (0ВУt) (градусов Энглера 0Еt) в кинематическую производится по следующей формуле:
t = 0,07319 0ВУt – 0,631 / 0ВУt. (2.4)
Вязкость оказывает превалирующее влияние на весовое количество топлива, протекающее через жиклёр в единицу времени. Снижение температуры вызывает увеличение вязкости бензина, а это вызывает снижение его расхода. Расход бензина через жиклёр при изменении температуры от 40 до – 40 0С снижается на 20 – 30 %.
Поверхностное натяжение – характеризуется работой, необходимой для образования 1 м2 поверхности жидкости (т.е. для перемещения молекул жидкости из её объёма в поверхностный слой площадью в 1 м2) и выражается в Н/м. Поверхностное натяжение, наряду с вязкостью, влияет на степень распыливания бензина. Чем меньше его величина, тем меньших размеров получаются капли. Поверхностное натяжение всех автомобильных бензинов одинаково и при +20 0С равно 20 – 24 мН/м (в 3,5 раза меньше чем у воды).
Испаряемость. Под испаряемостью топлива понимают его способность переходить из жидкого состояния в парообразное.
Испарение топлива является необходимым условием его сгорания, так как смешивается с воздухом и воспламеняется только паровая фаза. Автомобильные бензины должны обладать такой испаряемостью, чтобы обеспечивать лёгкий пуск двигателя, его быстрый прогрев и полное сгорание бензина после этого, а также исключить образование паровых пробок в топливной системе.
Практически испаряемость топлив для двигателей оценивают, определяя их фракционный состав методом разгонки на стандартном аппарате (для бензинов измеряют ещё и давление насыщенных паров). Бензин, представляя собой смесь углеводородов, не имеет фиксированной температуры кипения: он испаряется в интервале температуры 35 – 195 0С.
При разгонке фиксируют следующие характерные температурные точки: температура начала кипения, температуры выкипания 10 % (t10), 50 % (t50), 90 % (t90) топлива и температуру конца кипения. Характерные температурные точки приводят в стандартах и паспортах качества.
Содержание лёгких фракций в топливе характеризуется температурой выкипания 10 %. Эти фракции определяют пусковые свойства топлива, чем ниже температура выкипания 10 % топлива, тем они лучше. Для зимнего топлива t10 должна быть не выше 55 0С. Но при использовании зимнего вида бензина в летний период возможно образование паровых пробок в топливоподающей системе.
Качества горючей смеси при разных режимах работы двигателя, продолжительность прогрева, приёмистость зависят от испаряемости рабочей фракции, которая по стандарту нормируется 50 % - ной точкой. Чем ниже температура этой точки, тем однороднее состав рабочей смеси по отдельным цилиндрам, тем устойчивее работает двигатель, улучшается его приёмистость.
Температура выкипания 90 % топлива характеризует его склонность к конденсации. Склонность топлива к конденсации тем меньше, чем меньше интервал от t90 до температуры конца кипения, когда испаряются тяжёлые углеводороды. Поскольку тяжёлые углеводороды испаряются не полностью, то, оставаясь в капельно-жидком состоянии, они могут проникать через зазоры между цилиндром и поршневыми кольцами в картер двигателя, что приводит к смыванию смазочной плёнки, увеличению износа деталей, разжижению масла, увеличению расхода топлива.
Давление насыщенных паров. Давление паров испаряющегося бензина на стенки герметичной ёмкости называют давлением (упругостью) насыщенных паров. Давление насыщенных паров возрастает с при повышении температуры.
Стандартом ограничивается верхний предел давления паров до 67 кПа летом и от 67 до 93 кПа зимой. Бензины с высокой упругостью паров склонны к повышенному образованию паровых пробок в топливоподающей системе; их использование влечёт за собой снижение наполнения цилиндров, падение мощности. Увеличиваются также потери от испарения такого бензина при хранении на складах и в топливных баках.
Низкотемпературные свойства. Температура застывания автомобильных бензинов обычно ниже минус 60 0С, поэтому этот показатель для них не регламентируется. Но при эксплуатации двигателя в условиях низких температур могут возникнуть осложнения связанные с образованием в бензинах кристаллов льда. Установлено, что с понижением температуры растворимость воды в бензинах уменьшается. При быстром охлаждении излишняя влага, не успевшая перейти в воздух, выделяется в виде мелких капель, которые при отрицательных температурах превращаются в кристаллы льда. Забивая фильтры, кристаллы нарушают подачу бензина в двигатель.
- Оренбургский государственный университет Кафедра автомобильного транспорта
- Оренбург 2001
- Содержание
- 1 Введение. Классификация эксплуатационных материалов
- 1.1 Введение
- 1.2 Классификация эксплуатационных материалов
- 1.3 Вопросы для самопроверки
- 2. Автомобильные бензины
- 2.1 Сгорание топлива в двигателе
- 2.2 Эксплуатационные требования к автомобильным бензинам
- 2.3 Свойства автомобильных бензинов
- 2.3.1 Карбюрационные свойства
- 2.3.2 Антидетонационные свойства
- 2.3.3 Коррозионные свойства
- 2.3.4 Стабильность топлива
- 2.4 Ассортимент бензинов
- 2.5 Вопросы для самопроверки
- 3. Дизельные топлива
- 3.1 Эксплуатационные требования к качеству дизельных топлив
- 3.2 Сгорание смеси и оценка самовоспламеняемости дизельных топлив
- 3.3 Показатели и свойства дизельных топлив, влияющие на подачу и смесеобразование
- 3.3.1 Низкотемпературные свойства
- 3.3.2 Вязкостные свойства
- 3.3.3 Испаряемость
- 3.4 Механические примеси и вода в дизельных топливах
- 3.5 Коррозионные свойства дизельных топлив
- 3.6 Ассортимент и маркировка дизельных топлив
- 3.7 Вопросы для самопроверки
- 4. Альтернативные виды топлив
- 4.1 Газообразные топлива
- 4.1.1 Сжиженные газы
- 4.1.2 Сжатые газы
- 4.1.3 Водород
- 4.1.4 Преимущества и недостатки применения газовых топлив
- 4.2 Синтетические спирты
- 4.3 Метилтретичнобутиловый эфир
- 4.4 Газовые конденсаты
- 4.5 Вопросы для самопроверки
- 5. Смазочные масла
- 5.1 Общие понятия о трении и износе
- 5.2 Основные требования к качеству масел
- 5.3 Свойства смазочных масел
- 5.3.1 Вязкостные свойства
- 5.3.3 Противоокислительные и диспергирующие свойства
- 5.3.4 Защитные и коррозионные свойства
- 5.4 Особенности синтетических смазочных материалов
- 5.5 Особенности работы масла в гидромеханических передачах
- 5.6 Изменение свойств масел при эксплуатации
- 5.7 Контроль качества и оценка старения масел
- 5.8 Пути снижения расхода смазочных масел
- 5.9 Существующие системы классификации смазочных масел. Взаимозаменяемость с зарубежными аналогами
- 5.9.1 Классификации моторных масел
- 5.9.1.1 Отечественная классификация моторных масел
- 5.9.1.2 Зарубежные классификации моторных масел
- 5.9.2 Классификации трансмиссионных масел
- 5.9.2.1 Отечественная классификация трансмиссионных масел
- 5.9.2.2 Зарубежная классификация трансмиссионных масел
- 5.10 Вопросы для самопроверки
- 6. Утилизация отработавших нефтепродуктов
- 6.1 Классификация нефтеотходов
- 6.2 Правила обращения с нефтеотходами
- 6.3 Методы регенерации отработанных нефтяных масел
- 6.4 Вопросы для самопроверки
- 7. Пластичные смазки
- 7.1 Общие сведения о структуре, составе и принципах производства смазок
- 7.2 Основные эксплуатационные свойства пластичных смазок
- 7.3 Ассортимент пластичных смазок и их применение
- 7.4 Вопросы для самопроверки
- 8. Технические жидкости
- 8.1 Охлаждающие жидкости
- 8.1.1 Вода, как охлаждающая жидкость
- 8.1.2 Низкозамерзающие охлаждающие жидкости
- 8.2 Жидкости для гидравлических систем
- 8.2.1 Тормозные жидкости
- 8.2.2 Амортизаторные жидкости
- 8.3 Пусковые жидкости
- 8.4 Вопросы для самопроверки
- 9 Конструкционно – ремонтные материалы и технологии их использования
- 9.1 Пластические массы
- 9.2 Клеящие материалы и герметики
- 9.3 Прокладочные материалы
- 9.4 Изоляционные материалы
- 9.5 Вопросы для самопроверки
- 10 Лакокрасочные материалы. Окраска автомобилей. Средства для ухода за автомобилем
- 10.1 Требования к лакокрасочным покрытиям
- 10.2 Строение лакокрасочного покрытия и требования к основным материалам
- 10.3 Классификация лакокрасочных материалов
- 10.4 Технология окраски кузовов автомобилей. Вспомогательные материалы
- 10.5 Химические средства для ухода за автомобилем
- 10.5.1 Моющие средства
- 10.5.2 Чистящие средства
- 10.5.3 Полирующие средства
- 10.6 Вопросы для самопроверки
- 11. Средства защиты от коррозии, технологии и области применения
- 11.2 Основные профилактические мероприятия при эксплуатации
- 11.3 Вопросы для самопроверки
- 12. Нормирование расхода топлив и смазочных материалов
- 12.1 Права, обязанности и полномочия структур управления при нормировании расхода топлив и смазочных материалов
- 12.2 Нормирование расхода топлив для автомобилей общего назначения
- 12.3 Последовательность нормирования расхода топлив для различных категорий автомобилей
- 12.3.1 Последовательность нормирования расхода топлив для легковых автомобилей
- 12.3.2 Последовательность нормирования расхода топлив для автобусов
- 12.3.3 Последовательность нормирования расхода топлив для бортовых грузовых автомобилей
- 12.3.4 Последовательность нормирования расхода топлив для самосвалов
- 12.4 Нормирование расхода топлива для специальных автомобилей
- 12.5 Нормирование расхода смазочных материалов и специальных жидкостей
- 12.6 Вопросы для самопроверки
- 13. Учёт расхода горюче-смазочных материалов. Отчётная документация в атп
- 2. Расчёт фактической себестоимости единицы топлива.
- 13.1 Учёт поступления и расходования топлива в количественном и денежном выражении
- 13.2 Расчёт фактической себестоимости единицы топлива
- 13.3 Учёт пробега автомобиля
- 13.4 Учёт расхода смазочных материалов
- 13.5 Вопросы для самопроверки
- 14 Приёмка, хранение, транспортировка, отпуск и рациональное использование эксплуатационных материалов
- 14.1 Порядок приёмки нефтепродуктов
- 14.2 Хранение нефтепродуктов
- 14.3 Транспортировка нефтепродуктов
- 14.4 Отпуск нефтепродуктов
- 14.5 Методы повышения эффективности использования горюче-смазочных материалов
- 14.6 Вопросы для самоподготовки
- Список использованных источников
- Приложение а
- Приложение б
- Приложение в