Сти к. П. Д. Котла от избытка воздуха в топке.
газах, чаще применяются не в качестве основного средства регулирования, а как корректирующие устройства, оптимизирующие процесс, управляемый другими устройствами.
При необходимости уменьшения избытка воздуха с ростом нагрузки система автоматического регулирования должна поддерживать содержание 02 в газах с неравномерностью, уменьшая эту величину по мере роста нагрузки.
Регулирование воздуха по заданной нагрузке. Показателем, характеризующим заданную нагрузку котла, служит сигнал от главного регулятора по давлению пара в паропроводе перед турбиной. При ручном дистанционном управлении сигнал по нагрузке создается специальным задатчиком ручного управления.
По одному из распространенных способов подача воздуха регулируется по сигналу от главного (корректирующего) регулятора или задатчика ручного управления. Подобные схемы регулирования носят название схем «заданная нагрузка — воздух». При их выполнении должны быть обеспечены условия поддержания оптимального значения избытка воздуха в топке путем параллельного или последовательного воздействия на подачу топлива с корректировкой избытка воздуха по содержанию кислорода в газах.
Регулирование воздуха по расходу топлива. При этой схеме регуляторы поддерживают заданное соотношение между расходами воздуха и топлива. Схемы, основанные на этом принципе, обычно называют схемами «топливо — воздух». Так как схема «топливо — воздух» имеет простое построение, ее желательно применять во всех случаях, когда она дает достаточно высокий экономический эффект. Первое условие, необходимое для применения схемы «топливо — воздух», заключается в возможности непрерывного измерения текущего расхода топлива с приемлемой точностью. Второе условие состоит в том, что теплотворная способность топлива, отнесенная к 1 кг или 1 м3, длительно должна поддерживаться без изменений. Такие условия достигаются только при работе котла на природном газе, поступающем из определенного месторождения, и отчасти при сжигании мазута. Для этих топлив применение схемы «топливо — воздух» полностью оправдывается, и она имеет преимущество перед другими схемами.
При работе на твердом топливе схема «топливо— воздух» неэкономична, так как из-за отсутствия прямого способа мгновенный расход топлива приходится оценивать по вспомогательным показателям, что связано с недопустимо низкой точностью измерения. В настоящее время регулирование воздуха по расходу топлива на котлах, работающих на твердом топливе, практически не применяется. Следует, однако, отметить, что выпускавшиеся ранее регуляторы электромеханического и гидравлического типов были рассчитаны только на применение этой схемы.
Из числа косвенных показателей для оценки мгновенного расхода топлива в системах регулирования процесса горения наиболее часто применялись: оценка по сумме чисел оборотов всех работающих питателей пыли или по положению органа, регулирующего число оборотов питателей (траверсы реостата или плоского контроллера). Малая достоверность такого способа измерения расхода топлива объясняется нестабильностью характеристик топливоподающих устройств, например шнековых питателей пыли. При одном и том же положении регулирующего реостата количество пыли, подаваемой питателями, может изменяться в больших пределах в зависимости от качества пыли, уровня ее в бункерах, плотности мигалок, износа шнека и других причин эксплуатационного порядка. Возникающие при этом внутренние возмущения непосредственно не учитываются системой регулирования, вследствие чего работа регуляторов усложняется, а качество процесса ухудшается.
Регулирование воздуха по расходу пара. Этот способ регулирования основан на том, что количество тепла, уносимого с паром из котла, при неизменном качестве пара прямо пропорционально его расходу. Вместе с тем, как было установлено выше, расход воздуха должен поддерживаться пропорциональным количеству тепла, выделяющегося в топке. Для пояснения следует рассмотреть уравнение теплового баланса котла при установившемся состоянии
, (2-4)
где — низшая рабочая теплотворная способность топлива, ккал/кг; В — часовой расход топлива, кг/ч; D — часовой расход пара, кг/ч; Iпе и Iв — энтальпии перегретого пара, выработанного котлом, и поступающей к нему питательной воды, ккал/кг; ηк — к. п. д. котла.
Предполагая, что величины Iпе и IВ при работе котла постоянны, и пренебрегая колебаниями величины ηк, получаем:
, ккал/к, (2-5)
где k — постоянная величина.
Отсюда следует, что расход пара пропорционален расходу тепла, внесенного в топку топливом. Таким образом, появляется возможность применить в качестве показателя для регулирования воздуха расход пара, точное измерение которого с помощью дроссельного органа затруднений не вызывает.
Схему регулирования расхода воздуха по расходу пара обычно называют схемой «пар — воздух». При постоянстве параметров, входящих в уравнение теплового баланса, такой способ регулирования дает удовлетворительные результаты. Однако эти условия достигаются только при установившихся состояниях (в статике). Поэтому схема «пар — воздух» применима только на котлах, не участвующих в регулировании нагрузки электростанции.
В переходных процессах равенство, выраженное уравнением (2-4), нарушается. Так, при увеличении нагрузки котла часть тепла, выделившегося в топке, не воспринимается паром, а затрачивается на повышение теплового уровня нагретых частей агрегата. При снижении нагрузки некоторое количество тепла переходит в пар от раскаленных частей. Кроме того, переходные процессы сопровождаются отклонением параметров пара от номинального значения, следовательно, энтальпия пара не может считаться постоянной.
Несмотря на рассмотренные преимущества схемы «пар — воздух» по сравнению со схемой «топливо — воздух» на мощных котлах ее применяют редко из-за недостаточной экономичности. Более широкое применение эта схема имеет в промышленных котельных с котлами малой производительности, где решающее значение имеет простота. Так, на выполнение схемы «пар — воздух» рассчитана система регулирования «Кристалл», серийно выпускаемая для котлов производительностью 10—20 т/ч.
Регулирование воздуха по «теплу». Рассогласование между количеством тепла, выделившегося в топке, и теплом, идущим на парообразование, в первую очередь приводит к отклонению давления пара в барабане котла: увеличение расхода пара (без подачи дополнительного топлива) ведет к понижению давления, а уменьшение расхода — к повышению. При этом скорость изменения давления1 пропорциональна величине небаланса между приходом и расходом тепла: чем больше этот небаланс, тем быстрее изменяется давление рб в барабане. Таким образом, сумма
или ( ) (2-6)
дает достаточно полное представление о количестве тепла, полезно использованного на образование пара. Здесь а — коэффициент пропорциональности.
Так как к. п. д. котла, учитывающий непроизводительные потери тепла, меняется по времени незначительно, можно принять, что суммарный сигнал по расходу пара D и скорости изменения давления в барабане скрб достаточно полно характеризует количество тепла, внесенного в топку с топливом, как при установившемся состоянии, так и в переходных процессах.
При установившемся режиме давление в барабане котла поддерживается постоянным, следовательно, скорость его изменения равна нулю и все полезно использованное тепло идет на образование пара. В этом случае количество тепла, выделяемого топливом, пропорционально расходу пара и схема «тепло — воздух» превращается в схему «пар — воздух».
1 Эта величина равна отношению приращения давления к соответствующему промежутку времени, т. е. производной величине давления по времени , кг/см2 · сек. . Скорость для каждого данного момента можно найти, проведя касательную к кривой разгона по давлению.
Сигнал, достаточно близко характеризующий скорость изменения давления в барабане котла, при автоматизации с помощью электронных авторегуляторов системы ВТИ формируется при помощи электронного дифференцирующего прибора типа ДЛ-П с подключенным к его входу датчиком-манометром.
2-4. СХЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСХОДА ДЫМОВЫХ ГАЗОВ
Показателем баланса между количеством газов, образующихся в топке и удаляемых из котла дымососами, служит разрежение в топочном пространстве Sт. В установившемся состоянии эта величина поддерживается постоянной. Повышение форсировки топки приводит к увеличению количества дымовых газов, вследствие чего давление в топке повышается (снижается Sт) и для восстановления равновесия нужно увеличить отсос газов дымосососами. Разрежение в топке служит командным сигналом для регулирования расхода газов во всех схемах авторегулирования процесса горения котлов.
Благоприятные динамические характеристики участка регулирования в большинстве случаев позволяют получить удовлетворительное качество процесса без применения каких-либо дополнительных воздействий. На мощных современных котлах для улучшения качества регулирования к регулятору газов часто подается дополнительное исчезающее со временем воздействие от регулятора воздуха. Сигнал по изменению расхода воздуха возникает раньше, чем командный сигнал по разрежению в топке, но по мере приближения процесса к установившемуся состоянию, исчезает. При электронных авторегуляторах системы ВТИ дополнительное воздействие осуществляется с помощью цепочки динамической связи между регуляторами воздуха и газов.
2-5. ПРИМЕРЫ СХЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ГОРЕНИЯ БАРАБАННЫХ КОТЛОВ
Схемы «топливо — воздух». Выше было показано, что эти схемы целесообразно применять при работе котлов на газообразном, а при определенных условиях и на жидком топливах. На рис. 2-4 показаны два наиболее известных варианта схемы «топливо — воздух» для станций с общим паропроводом (с поперечными связями). Давление пара рп в выбранной точке общего паропровода воспринимается главным (корректирующим) регулятором ГР. Командный сигнал от главного регулятора подается в систему регулирования процесса горения всех автоматизированных котлов. При схеме рис. 2-4,а сигнал от главного регулятора поступает одновременно на регулятор топлива РТ и воздуха РВ каждого котла. Такая схема носит название параллельной или схемы «заданная нагрузка — воздух». В схеме 2-4,б воздействие от главного регулятора подается только на регулятор топлива. Расход топлива измеряется и в качестве командного сигнала подается к регулятору воздуха. Схема носит название последовательной. В качестве обратной связи в регуляторе воздуха применяется сигнал по расходу воздуха. Этот сигнал измеряется по сопротивлению участка воздушного тракта котла или по перепаду давления в специальном устройстве — мультипликаторе, помещаемом в поток воздуха. В схемах рис. 2-4,а и б регулятор топлива получает сигнал, пропорциональный расходу топлива.
Для статической настройки системы служат настроечные приспособления (задатчики 3). С помощью задатчика 31 устанавливается доля участия данного котла в общей выработке пара котельной. Задатчик З2 служит для настройки соотношения между расходами топлива и воздуха, т. е. коэффициента избытка воздуха, поддерживаемого регуляторами.
Рис. 2-4. Схема автоматического регулирования процесса горения по соотношению «топливо—воздух». а — параллельная; б — последовательная.
Проследим работу схемы «топливо — воздух» при появлении внутреннего возмущения, например при переходе, на сжигание топлива с более высокой теплотворной способностью. В этом случае регулятор топлива не контролирует возмущение, и приход тепла окажется больше расхода с паром. На регулятор воздуха это не окажет воздействия, и он будет продолжать подавать воздух в прежнем количестве. В результате рассматриваемого внутреннего возмущения нагрузка котла повысится, а коэффициент избытка воздуха снизится за допустимые по условиям экономичности пределы. Незакономерное увеличение паропроизводительности котла приведет к повышению давления в общем паропроводе, что будет воспринято главным регулятором, который уменьшит на грузку всех автоматизированных котлов и восстановит нарушенное равновесие. Таким образом, при схеме «топливо — воздух» с главным регулятором внутренние возмущения, полученные одним из котлов, приводят в действие регуляторы всех остальных автоматизированных котлов. На многих станциях (особенно работающих на пыли) наблюдается, что внутренние возмущения возникают часто и имеют большую величину. В этом случае при автоматизации по схеме «топливо — воздух» с главным регулятором котлы работают с резко переменным режимом даже при постоянной нагрузке электростанции. Отклонение от нормы величины коэффициента избытка воздуха, появившееся в результате внутреннего возмущения, регуляторами полностью не снимается, и котел будет продолжать работать с пониженной экономичностью.
Эти недостатки приводят к тому, что применение схемы «топливо — воздух» нецелесообразно на большинстве современных агрегатов. Только при работе на газе со стабильной теплотворной способностью эта схема себя полностью оправдывает. Как наиболее простая, схема «топливо — воздух» в этом случае имеет преимущество перед другими схемами автоматизации. Точное измерение расхода газа дроссельным способом затруднений не представляет.
Несколько сложнее измерение расхода жидкого топлива, например мазута. Однако с помощью дроссельных диафрагм типа «четверть круга» и постоянного подогрева мазута можно получить удовлетворительный результат и в этом случае.
Нарушение статической настройки системы автоматического регулирования процесса горения под влиянием внутренних возмущений может быть компенсировано вручную, с помощью задатчиков. Это же может быть достигнуто автоматически, с помощью корректора, действующего по содержанию свободного кислорода в газах. Корректор по 02 показан на схеме рис. 2-4,б пунктиром. Эта схема может быть изменена (перевернута) таким образом, что сигнал от главного регулятора будет подан на регулятор воздуха, а регулятор топлива получит сигнал по расходу воздуха в качестве командного воздействия. Преимущества такой схемы объясняются простотой получения представительного сигнала по расходу воздуха.
Регулирование отсоса газов выполняется по разрежению в топке ST, как показано на схеме рис. 2-4,а. С другими регуляторами системы регулятор газов связан только общностью процессов, происходящих в котлоагрегате.
Регуляторы воздуха и газов в схемах рис. 2-4 можно поменять местами, заставляя регулятор воздуха поддерживать заданное разрежение в топке, а регулятор газов поддерживать экономический режим горения. В этом случае регулятор газов помимо задающего сигнала получает также сигнал по сопротивлению газового тракта котла. Подобные варианты схем применяются в тех случаях, когда измерение расхода воздуха на котле затруднительно, а шлакование и занос золой газоходов не мешает измерению расхода газов по сопротивлению участка газового тракта.
Рис. 2-5. Схема регулирования процесса горения по соотношению «пар—воздух» с исчезающим корректирующим воздействием по расходу топлива
Выше было показано, что регулирование воздуха по расходу пара обычно не оправдывается экономически из-за запаздывания развития регулирующего сигнала при внешнем и внутреннем возмущении. Качество регулирования может быть улучшено, если на регулятор воздуха будет подан исчезающий по времени сигнал динамической связи от регулятора топлива. Подобная схема показана на рис. 2-5. Регулятором нагрузки в этой схеме служит регулятор топлива. Регулятор воздуха получает основное командное воздействие по расходу пара D и исчезающий сигнал от регулятора топлива. Влияние этого сигнала на расход воздуха наиболее интенсивно в первый момент после получения возмущения, а затем постепенно уменьшается до полного исчезновения. Время действия сигнала по расходу топлива выбирается так, чтобы к концу переходного процесса в силу вступило воздействие по расходу пара. Таким образом, при установившемся режиме расход воздуха поддерживается пропорциональным расходу пара, а в переходных процессах подача воздуха пропорциональна расходу топлива.
Схемы с воздействием «по теплу». Схемы с воздействием суммы сигналов но расходу пара и скорости изменения давления в барабане котла находят широкое применение при автоматизации котлов, работающих на топливах практически всех видов. В последнее время эти схемы пополняются корректирующим воздействием по содержанию свободного кислорода в дымовых газах. В зависимости от решения схемы суммарный сигнал «по теплу» подводится к регулятору воздуха или топлива.
Рис. 2-6. Схема с воздействием по «теплу» для котла, работающего на пыли, с промбункером. Диф — дифференцирующий прибор; Корр — корректирующий прибор.
Схемы с воздействием «по теплу» в котельных с общим паропроводом дают возможность ликвидировать внутренние возмущения, возникающие при работе, в пределах самого котла без привлечения к этому других агрегатов, объединенных общей системой регулирования. При их исполнении расход воздуха правильно пропорционируется по количеству выделяющегося в топке тепла и коэффициент избытка воздуха поддерживается постоянным.
Чтобы предотвратить незакономерную переброску нагрузки между котлами, нужно заставить систему регулирования котла воспринимать внутренние нарушения режима и, воздействуя на органы, регулирующие подачу топлива и воздуха, восстанавливать нагрузку, заданную котлу, вручную или главным регулятором. Это должно осуществляться настолько быстро, чтобы нарушение подачи топлива в топку восстанавливалось, не вызывая сколько-нибудь существенного отклонения давления в паропроводе перед турбинами. Опыт показал, что нарушение подачи топлива на котле, работающем при давлении около 100 ат, сказывается на давлении пара перед турбинами через несколько десятков секунд. Этого времени бывает достаточно для ликвидации внутренних возмущений в пределах самого котла.
Рис 2-7. Схема ВТИ с воздействием по «теплу». ДС — устройство динамической связи.
На рис. 2-6 показан один из наиболее часто применяемых вариантов схемы автоматического регулирования процесса горения для котлов, работающих на пылеугольном топливе с промбункером. Сигнал от главного регулятopa подается одновременно на регуляторы топлива и воздуха каждого автоматизированного котла. Регулятор топлива получает также воздействие «по теплу». Внутренние возмущения вызывают отклонения давления в барабане со скоростью, пропорциональной величине этих возмущений. Благодаря воздействию сигнала «по теплу» на регулятор топлива, влияние этих возмущений ликвидируется в контуре самого котла. Отклонения от заданного значения коэффициента избытка воздуха ликвидируются корректирующим воздействием на подачу воздуха регулятора «экономичности», воспринимающего отклонение содержания 02 в газах от установленной при настройке величины. Отсос газов по-прежнему управляется регулятором газов, поддерживающим заданное разрежение в топке.
Рис. 2-8. Схема регулирования процесса горения для котла с шахтно-мельничной топкой.
Корр — корректирующий прибор; ДС — устройство динамической связи.
На рис. 2-7 представлен один из вариантов схемы с воздействием сигнала «по теплу», разработанный ВТИ. Главный (корректирующий) регулятор РГ в этой схеме воспринимает давление пара в сборном паропроводе. Командный сигнал от этого прибора посылается на регуляторы воздуха РЕ всех автоматизированных котлов. Эти регуляторы получают обратный сигнал по расходу воздуха. Таким образом, главный регулятор задает всем котлам расход воздуха в соответствии с общей нагрузкой электростанции, а регуляторы воздуха поддерживают этот расход постоянным до тех пор, пока не произойдет изменение команды от главного регулятора или от задатчика. Регулятор топлива РТ воспринимает задающий сигнал по расходу воздуха, сигнал «по теплу», т. е. по сумме величины паровой нагрузки D и скорости изменения давления в барабане котла. Всякое нарушение подачи тепла с топливом, не связанное с командой от главного регулятора, прежде всего приводит к изменению давления в барабане. Скорость этого изменения пропорциональна величине возмущения. Построенный по такой схеме регулятор топлива приводит расход тепла к заданному значению при любом внутреннем возмущении котла, не изменяя нагрузки других котлов, работающих параллельно с ним.
Разрежение в топке поддерживается регулятором газов РГ, который получает дополнительный опережающий сигнал от регулятора воздуха (пунктирная линия на рис. 2-7). Эта дополнительная связь позволяет регулятору газов воспринимать изменения подачи воздуха раньше, чем произойдет изменение разрежения в топке.
Схемы регулирования в топках с индивидуальными пылеприготовительными установками. Автоматизация регулирования процесса горения на котлах с индивидуальными пылеприготовительными установками, в том числе с шаровыми барабанными мельницами без промежуточного бункера пыли, с шахтными или молотковыми мельницами, усложняется тем, что подача сырого топлива в мельницу должна управляться регулятором топлива, входящим в систему авторегулирования процесса горения котла.
Ниже рассмотрена одна из известных схем автоматизации котла, оборудованного шахтно-мельничными топками. Особенность регулирования этих котлов состоит в том, что пыль, приготовленная в мельницах, вдувается непосредственно в топку воздухом, вентилирующим шахту. Поэтому подача топлива в мельницу должна в каждый момент времени соответствовать нагрузке котла. Для выполнения этой задачи регулятор загрузки мельницы должен входить в систему авторегулирования процесса горения в качестве регулятора топлива.
Так как в объеме шахты мельницы во время работы скапливается ощутимое количество пыли, готовой к сжиганию, его можно рассматривать как промежуточную емкость, из которой во время переходных процессов может быть получено дополнительное количество топлива. Однако в связи с этим шахтные мельницы обладают большим временем запаздывания при изменении подачи сырого топлива. Это запаздывание определяется объемом шахты и запасом пыли в ней и сильно затрудняет автоматизацию процесса горения.
Вредное влияние инерционности регулятора топлива, управляющего подачей сырого топлива в мельницы, можно уменьшить, изменяя запас пыли, накопленной в шахте, воздействием на подачу первичного воздуха. В этом случае необходимо также обеспечить хорошее качество помола, в основном зависящее от скорости первичного воздуха в шахте. При повышении скорости, а следовательно, и расхода первичного воздуха вынос пыли из шахты увеличивается, а мельница разгружается. Этим можно воспользоваться для быстрого изменения поступления топлива в топку при переходных процессах, для чего в схему автоматического регулирования котла включают специальные регуляторы первичного воздуха. В схемах находят применение также автоматические регуляторы загрузки мельницы, действующие по величине тока ее электродвигателя. При этом используется зависимость, существующая между загрузкой мельницы топливом и током электродвигателя. Находит применение, например, схема, при которой регуляторы поддерживают постоянным величину тока электродвигателя мельницы, воздействуя на расход первичного воздуха, поступающего в шахту, а нагрузку регулируют расходом сырого топлива в мельницу. Эта схема может быть изменена таким образом, что сигнал по току электродвигателя будет воздействовать на подачу сырого угля, а команда по нагрузке — на расход первичного воздуха.
Следует заметить, что схемы с изменением расхода первичного воздуха не могут обеспечить постоянства качества пыли (тонины помола). При увеличении расхода воздуха мельница выдает более грубую пыль. Однако это обычно совпадает с требованиями эксплуатации и не ухудшает экономичности сжигания топлива.
На рис. 2-8 показана одна из применяемых на электростанциях схем с регулированием экономичности по соотношению «топливо — воздух» и корректором по содержанию свободного кислорода в дымовых газах. В этой схеме первичный воздух регулируется по расходу топлива. Регулятор топлива получает задание от главного регулятора и воздействует на подачу сырого топлива в мельницы. Одновременно регулятор топлива подает командный сигнал регулятору общего воздуха РВобщ и регуляторам первичного воздуха РВпср всех мельниц. Таким образом, при изменении подачи топлива одновременно изменяется расход первичного воздуха, вентилирующего каждую мельницу, что без заметного запаздывания увеличивает или уменьшает поступление пыли в топку. Регулятор общего воздуха поддерживает заданную пропорциональность между расходами топлива и воздуха, поступающих в топку. При нарушении оптимальных условий работы топки в действие вступает корректор по 02, восстанавливающий нарушенный из-за внутренних возмущений коэффициент избытка воздуха. Регуляторы первичного и вторичного воздуха получают обратные сигналы по регулируемому ими расходу воздуха, измеренному по сопротивлению участка воздухопровода или измерительной диафрагмы. Рассматриваемая схема не учитывает загрузку мельницы углем, поэтому при неблагоприятных условиях возможна перегрузка или выхолащивание мельниц. Для предотвращения этого схему следует дополнить корректирующим регулятором, воспринимающим сигнал по току электродвигателя мельницы, с воздействием на подачу топлива.
2-6. АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ПЕРЕГРЕВА ПАРА НА БАРАБАННЫХ КОТЛАХ
Коэффициент полезного действия парового цикла электростанции растет с повышением температуры острого пара. Даже незначительное снижение температуры (на несколько градусов) приводит к ощутимому снижению к. п. д. цикла. Поэтому стремятся к поддержанию температуры перегрева по возможности более высокой. Предел повышения температуры перегрева определяется прочностью стали, из которой изготовлены трубки пароперегревателя, паропроводы, арматура и камеры клапанов турбины. Эти части на современных агрегатах выполняются из специальных сортов жароупорной стали, что позволило повысить предельную температуру с 400— 420° С при углеродистой стали до 520—560°С на котлах блочных установок.
Регулирование температуры пара на котлах осуществляется путем снятия излишнего перегрева в поверхностных или смешивающих теплообменниках — пароохладителях. Для облегчения условий регулирования следовало бы устанавливать пароохладители за последней ступенью поверхности пароперегревателя. В этом случае время запаздывания процесса было бы минимальным. Однако такая схема не защищает пароперегреватель котла и исключает возможность поддержания температуры на максимально допустимом по условиям работы металла пределе, поэтому она практически не применяется.
Оптимальные условия регулирования перегрева пара достигаются при установке пароохладителя между двумя ступенями пароперегревателя (в «рассечку» перегревателя). Получив в первой ступени перегрев, близкий к предельно допустимому, пар проходит через регулируемый пароохладитель, после чего поступает во вторую ступень и на выход из котлоагрегата. Температура должна быть снижена в пароохладителе настолько, чтобы на выходе температура поддерживалась на максимально допустимом пределе.
На современных барабанных котлах большой паропроизводительности, также как и на прямоточных котлах применяется установка двух и более пароохладителей, последовательно расположенных в разных точках парового тракта. Регулирование перегрева с помощью пароохладителя, установленного в рассечку перегревателя, приводит к увеличению запаздывания изменений температуры на выходе из котла. Поэтому желательно, чтобы пароохладитель был установлен по возможности близко к выходу пара из котлоагрегата. Однако это не всегда возможно по конструктивным соображениям. Например, у котлов старых выпусков пароохладители установлены не в рассечку, а перед пароперегревателем, на стороне насыщенного пара. Охлаждение «насыщенного» пара приводит к увеличению его влажности, в результате чего температура пара за пароперегревателем понижается. В большинстве случаев эти котлы имеют пароохладители поверхностного типа, вследствие чего время запаздывания процесса (с момента подачи охлаждающей воды до начала изменения регулируемой температуры) достигает значительной величины (примерно 160— 200 сек), что практически исключает возможность автоматизации процесса. Следует заметить, что на большом количестве котлов поверхностные пароохладители были переделаны на впрыскивающие, расположенные в рассечку перегревателя.
Охлаждение пара в поверхностных пароохладителях производится питательной водой, ответвленной из общего потока и пропущенной по трубкам пароохладителя. При этом наблюдается взаимное влияние регуляторов питания и перегрева котла. На рис. 2-9 изображена упрощенная схема питательных линий котла высокого давления с поверхностным пароохладителем на стороне насыщенного пара. Вода из питательных магистралей поступает через клапан П1 или П2 авторегуляторов питания. Нормально питание производится по одной линии, а задвижка 3 находится в закрытом состоянии. Пройдя клапан П, часть воды через клапан Д подается в экономайзер котла, а остальная вода через клапан Т регулятора перегрева поступает к пароохладителю, после чего вновь смешивается с потоком воды, движущимся в экономайзер. При увеличении открытия клапана Я регулятора питания давление воды за этим клапаном повышается, что приводит к увеличению расхода воды через пароохладитель.
Рис. 2-9. Упрощенная схема питательных линий котла с поверхностным пароохладителем на стороне насыщенного пара.
Стремясь поддерживать заданную температуру пара, регулятор перегрева уменьшает расход воды на пароохлаждение, прикрывая клапан Т. Это вызовет повышение давления воды за клапаном регулятора питания и соответственно уменьшение подачи воды в котел. Регулятор питания вновь придет в действие, увеличив открытие клапана П и вызав новое включение регулятора перегрева. Взаимное влияние регуляторов приводит к ухудшению процессов регулирования уровня и температуры перегрева.
Может оказаться, что при полном открытии клапана Т регулятора температуры расход охлаждающей поды будет недостаточен. В этом случае клапан Д должен быть прикрытым, что приводит к повышению давления перед клапанами Д и Г, т.е. после клапана П—регулятора питания. В результате действия обоих регуляторов расход воды через пароохладитель увеличится при прежнем расходе питательной воды. Возможен предельный случай, когда клапан Д окажется полностью закрытым и вся питательная вода будет проходить через пароохладитель. Клапан Д на большинстве котлов перемещается с помощью дистанционного привода ручного управления. При наличии дифференциального регулятора давления этот клапан может переставляться автоматически, поддерживая постоянным перепад давления на клапане П регулятора питания.
На рис. 2-10 показана схема автоматизации смешивающего (впрыскивающего) пароохладителя 1, установленного между коллекторами 2 и 3 пароперегревателя.
Р ис. 2-10. Схема автоматизации смешивающего (впрыскивающего) пароохладителя.
Диф— дифференцирующий прибор; ИМ — исполнительный механизм.
Пар из предыдущей ступени перегревателя через коллектор 2 направляется в пароохладитель, где в его поток впрыскивается охлаждающая вода, давление которой превосходит давление пара в месте впрыска. Расход воды зависит от открытия клапана РК, управляемого регулятором Pt°пе. Внутри пароохладителя размещается предохранительная рубашка, не допускающая резкого охлаждения металла его внутренней поверхности вследствие попадания на нее капель охлаждающей воды. Пройдя через пароохладитель и коллектор 5, пар поступает в секцию пароперегревателя, расположенную за ним, выйдя из которой, направляется в турбину или в последующую ступень пароперегревателя. Основным регулирующим сигналом для регулятора Pt°пе служит температура t''ne на выходе из охваченной регулированием секции пароперегревателя. Для уменьшения влияния запаздывания и улучшения качества регулирования к регулятору подводится дополнительный, исчезающий со временем сигнал по скорости изменения температуры tпр, измеренной за впрыском. Сигнал от термопары, измеряющей температуру tпр , пропускается через дифференцирующий прибор Диф. Подобная схема авторегулирования перегрева пара выполняется и на прямоточных котлах.
Рис. 2-11. Схема авторегулирования температуры перегрева пара впрыском «собственного» конденсата.
При регулировании температуры перегрева пара в смешивающих пароохладителях необходимо иметь источник очищенной от солей воды, впрыск которой в пар не будет загрязнять его солями. Питательная вода барабанных котлов не всегда достаточно очищена от солей, поэтому возможность впрыска ее в пар ограничена. На прямоточных котлах, питаемых чистым конденсатом с добавкой химически обессоленной воды, применение питательной воды для охлаждения пара во впрыскивающих пароохладителях допустимо.
Удобный в эксплуатации способ получения и подачи в пароохладитель чистого конденсата был разработан в Чехословацкой ССР проф. Долежалем. По этому способу впрыскиваемую воду получают путем охлаждения пара, отведенного из барабана котла в поверхностном теплообменнике — конденсаторе. Полученный «собственный» конденсат находится под давлением, поддерживаемым в барабане котла. Транспортировка и впрыск его в пар происходят за счет перепада давления при прохождении основного потока пара от барабана до места впрыска без применения специальных насосов.
На рис. 2-11 представлена схема автоматизации температуры перегрева на котле, оборудованном устройством для впрыска «собственного» конденсата. Паровое пространство барабана котла трубкой 1 соединено с конденсатором 2. Внутри конденсатора установлен змеевик, по которому проходит питательная вода, поступающая в экономайзер. Конденсат, образовавшийся при охлаждении пара питательной водой, стекает по трубке 3 в конденсатосборник 4, где происходит дополнительное охлаждение воды. Излишек конденсата по трубе 5 переливается в барабан котла. Сборный бак соединен трубопроводом 6 с впрыскивающим устройством 7. На трубопроводе установлен клапан 8 регулятора температуры. Впрыскивающее устройство выполнено в виде участка паропровода, увеличенного диаметра, врезанного между коллекторами 1-й и 2-й ступеней пароперегревателя. Внутри трубы установлено сопло Вентури, переходящее в защитную рубашку, предохраняющую стенки трубопровода от резких температурных деформаций, возникающих при попадании воды на нагретую поверхность. Впрыск осуществляется в суженное сечение сопла Вентури, где скорость пара достигает наибольшего значения, а давление за этот счет понижено 1. Применение сопла увеличивает перепад давления, под которым происходит впрыск воды, что улучшает распыливание. Автоматический регулятор температуры 9 получает основной регулирующий сигнал по температуре пара на выходе из перегревателя и дополнительный исчезающий сигнал по скорости изменения температуры за местом впрыска.
Применяются также упрощенные схемы регулирования впрыском «собственного» конденсата. В этих схемах сборный бак с переливом в барабан отсутствует. Вода поступает на впрыск непосредственно из конденсатора. При уменьшении расхода на впрыск уровень в конденсаторе повышается, затопляя змеевиковые поверхности охлаждения и выключая их из работы.
1 Понижение давления в суженном сечении вызывается переходом потенциальной энергии давления в кинетическую энергию скорости. В расширяющемся участке трубы Вентури за впрыском скорость пара снижается, а давление за счет этого восстанавливается.
Повышение уровня продолжается до тех пор, пока производительность конденсатора не уменьшится до величины расхода на впрыск. При увеличении этого расхода уровень в конденсаторе понижается, активная поверхность охлаждения увеличивается, а производительность конденсатора возрастает. В данном случае использовано свойство самовыравнивания регулируемого участка, благодаря которому приток конденсата сравнивается со стоком, без участия автоматических регуляторов.
2-7. ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ КЛАПАНА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОДАЧУ ВОДЫ ВО ВПРЫСКИВАЮЩИЙ ПАРООХЛАДИТЕЛЬ
Схема устройства приведена на рис. 2-12,а. Вода на впрыск ответвляется из питательной магистрали станции. Пренебрегая относительно малыми гидравлически-
Рис. 2-12. Схема к расчету клапана впрыскивающего авторегулятора перегрева пара.
а — схема устройства регулирования впрыска; Рк — регулирующий клапан; б — профиль проходного сечения в шибере регулирующего клапана.
ми сопротивлениями участков трубопроводов от питательной магистрали до впрыскивающих сопл, принимаем, что перепад давления Δр между этими точками поглощается сопротивлениями регулирующего клапана и впрыскивающих сопл :
(2-7)
Так как расход воды на впрыск относительно мал, можно принять, что изменение этого расхода не влияет на величину давления p1 в магистрали и р2— в месте впрыска. Следовательно, располагаемый перепад давления р остается без изменения независимо от расхода воды на впрыск.
В соответствии с уравнением (1-2):
для регулирующего клапана
или (2-8)
для разбрызгивающих сопл
или (2-8')
Принимая во внимание (2-7), можно написать:
.
Отсюда
(7-9)
В частном случае, когда :
. (2-9’)
В этих уравнениях: Q — часовой расход воды на впрыск, т/ч;— удельный вес воды, идущей на впрыск, т/м3; F1 и — площадь проходного сечения (мм2) и коэффициент расхода для регулирующего клапана; F2 (мм2) и — то же для впрыскивающих сопл пароохладителя.
Из уравнений (2-8) и (2-8') вытекает следующая зависимость между перепадами давлений на дроссельных органах и площадью их проходных сечений:
откуда
. (2-10)
При
. (2-10’)
С учетом (7-7)
или . (2-11)
Пример. Проверочный расчет расходных характеристик клапана регулятора впрыска (рис. 2-12,а).
В пластинке шибера клапана выполнено окно, профиль которого показан на рис. 2-12,6. На выходе в пароохладитель вода проходит через сопловые отверстия диаметром 3 мм. Требуется найти зависимость между расходом воды на впрыск и перепадом давления на клапане регулятора от открытия окна в шибере при числе сопловых отверстий впрыскивающего устройства 24, 12 и 6.
В расчете принято: располагаемый перепад давления = 55 кГ/см. Коэффициенты расхода = 0,85. Удельный вес воды т/м3, что соответствует температуре 240° С. Графики, построенные по уравнениям (2-9) и (2-11) показаны на рис. 2-13. Графин рис. 2-13,а изображает завиcимость между ходом шибера клапана и расходом воды (расходную характеристику). График рис. 2-13,6 показывает зависимость между перепадом давления на клапане и ходом шибера.
Линии 1 обоих графиков рассчитаны при работе всех 24 сопловых отверстий впрыскивающего устройства. Из этих графиков видно, что для данного случая расходная характеристика клапана близка к линейной; значительная часть располагаемого перепада давлений дросселируется в отверстии шибера регулирующего клапана; расход воды на впрыск при максимальном открытии регулирующего клапана достигает 22,5 т/ч.
Рис. 2-13. Графики расчета клапана регулятора подачи воды к впрыскивающему пароохладителю.
а — зависимость расхода воды от хода шибера клапана (расходная характеристика); б — зависимость перепада давления на клапане регулятора впрыска от хода шибера клапана.
Линии 2 рассчитаны для случая, когда в работе находятся 12 выходных отверстий впрыскивающего устройства. Графики показывают, что по мере подъема шибера влияние увеличения площади проходного сечения клапана на прирост расхода воды снижается и расходная характеристика значительно отклоняется от линейной. При полном открытии около половины располагаемого перепада давления дросселируется во впрыскивающих соплах.
Линии 3 соответствуют случаю впрыска воды через 6 отверстий пароохладителя. Для этого случая дросселирующее действие клапана оказывает влияние на расход воды практически лишь в первой половине хода. Во второй половине открытие клапана очень мало отражается на увеличении расхода воды. Максимальный расход не превышает 11 т/ч. К концу открытия на долю дросселирующего действия клапана остается лишь незначительная часть располагаемого перепада давлений, чем и объясняется уменьшение прироста расхода воды по мере открытия клапана.
Решим задачу в другом плане. Предположим, что удовлетворительное качество распыливания воды при впрыске в пар достигается при выходе из 12 отверстий, а максимальный расход воды должен быть не менее 22 т/ч. Для достижения этого увеличим ширину отверстия в шибере клапана с 2,5 до 5 мм. Расчет для этого случая приводит к линии 4 рис. 2-13. Изменение перепада давлений на клапане регулятора в этом случае совпадает со случаем для шести сопловых отверстий (линия 3). Кривизна расходной характеристики, большая в начале хода клапана, резко падает по мере открытия. В начале хода, от 0 до 4 мм—открытие приводит к приросту расхода воды на 5,5 т/ч, а в конце — от 32 до 36 мм — всего на 0,5 т/ч.
Линии 5 показывают характеристики клапана при 6 отверстиях у впрыскивающего устройства и ширине отверстия в шибере 5 мм. Из графиков видно, что расход воды лишь в самом начале хода, где расходная характеристика имеет очень большую крутизну, зависит от хода клапана. На этом участке, на регулирующем клапане дросселируется значительная часть располагаемого перепада давлений. Начиная с хода 8 мм дальнейшее открытие шибера практически не влияет на увеличение расхода воды на впрыск. Максимальный расход не превосходит 12 т/ч, т. е. превышает расход для случая 3 всего на 1 т/ч. К концу хода перепад давлений, дросселируемый на клапане, уменьшается с 55 до 0,76 кГ/см2.
Из разобранного примера видно, насколько велико влияние гидравлического сопротивления, включенного последовательно с регулирующим органом. Расчет проходного сечения клапана без учета этого влияния приводит к неверным результатам. При точном расчете необходимо учесть еще гидравлические сопротивления участков трубопроводов, а также изменение располагаемого перепада давлений в зависимости от расхода воды через регулируемый участок.
2-8. АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОДУВКИ БАРАБАННОГО КОТЛА
Питательная вода, поступающая в котел, даже после тщательной очистки содержит в растворенном виде некоторое количество солей. При образовании пара эти соли остаются в котловой воде. Через некоторое время концентрация их достигает предельно допустимой величины. Скопившиеся в котловой воде соли должны быть удалены с непрерывной или периодической продувкой барабана котла. Периодическая продувка осуществляется вручную. Непрерывная продувка автоматизируется с помощью специальных регуляторов.
Рис. 2-14. Схема авторегулирования непрерывной продувки барабанного котла.
СКВ — солемер котловой воды; ИМ — исполнительный механизм; П — переключатель управления; УП — указатель положения; КУ — ключ дистанционного управления; Зад — задатчик регулятора.
Схема регулятора непрерывной продувки показана па рис. 2-14. Проба воды отбирается из линии непрерывной продувки до регулирующего клапана К и поступает к датчику — солемеру котловой воды СКВ, подключенному к измерительному блоку электронного авторегулятора (типа РПИБ-НП или РПИК-НП).
Накопление солей в котловой воде происходит с небольшой скоростью, поэтому котел как объект регулирования непрерывной продувки обладает малой ско- ростью разгона. Это делает нецелесообразным применение изодромных авторегуляторов непрерывной продувки. Практически такой регулятор даже при настройке на максимально возможное время изодрома Ті будет работать в двухпозиционном режиме. Поэтому для регулирования непрерывной продувки применяются обычно П-регуляторы. Для этого регулирующий прибор НП снабжается датчиком положения регулирующего клапана, сигнал от которого подается к измерительному блоку. Этим осуществляется жесткая обратная связь, охватывающая весь регулятор, включая исполнительный механизм.
Так как расход продувочной воды должен быть пропорционален паропроизводительности котла, схема регулятора дополняется сигналом от датчика ДМ, измеряющего расход пара, выработанного котлом. Этот сигнал автоматически изменяет задание регулятору непрерывной продувки при изменении нагрузки котла.
Применение авторегуляторов непрерывной продувки обязательно на котлах производительностью более 35 т/ч, установленных на электростанциях (ТЭЦ), снабжающих паром промышленных потребителей.
- Автоматическое регулирование питания барабанных паровых котлов
- Автоматическое регулирование котельных установок
- Агрегатов электростанции
- Сти к. П. Д. Котла от избытка воздуха в топке.
- 3. Автоматизация прямоточных котлов
- 4. Автоматизация шаровых барабанных мельниц с промбункером
- 5. Автоматизация оборудования турбинного цеха электростанции
- Уплотнения турбины
- Установок
- Установок тэц
- 6. Технологические защиты и блокировки теплосилового оборудования
- Подогревателей высокого давления