logo
[ЛР]ЭиИСУЛА[Илюхин А

Введение.

Успешное выполнение программы полета беспилотного управляемого летательного аппарата (БУЛА) во многом зависит от точности и надежности функционирования системы автоматического управления. Одним из наиболее важных элементов таких систем является исполнительные мехатронные модули, предназначенные для создания управляющих усилий, обеспечивающих движение летательного аппарата по заданной траектории – рулевые приводы систем управления движением БУЛА. Развитие и совершенствование БУЛА, расширение круга задач, решаемых в процессе полета, и ужесточение требований к характеристикам привело к созданию различных схем построения таких модулей.

При выборе типа и определении параметров системы рулевого привода БУЛА обычно исходят из двух способов управления: аэродинамического и газодинамического. В системах управления, реализующих первый способ, управляющее усилие создается за счет активного воздействия на аэродинамические рули скоростного напора набегающего потока воздуха. Рулевые приводы предназначены для преобразования электрических сигналов управления в механическое перемещение аэродинамических рулей, жестко связанных с подвижными частями исполнительных двигателей приводов.

Вопросам математического моделирования, проектирования и испытаний исполнительных мехатронных модулей систем управления БУЛА посвящены работы М.А. Мамонтова[1], Б.М. Подчуфарова[2], А.Г. Шипунова[3], Е.Е. Шорникова[4], Е.В. Герц, и Г.В. Крейнина[5],, С.В. Костина, Б.И. Петрова В.И. и Н.С. Гамынина[6], Чекмазова[7], В.А. Чащина, В.В. Саяпина, В.И. Толмачева, А.Б. Кондратьева и др.[8].