4.1.3. Основные особенности судовых ядерных энергетических установок
Преимущества и недостатки судовых ядерных энергетических установок обусловлены самой природой получения тепловой энергии в результате ядерного распада, принципиально отличной от получения ее за счет сжигания химического топлива.
Важнейшим преимуществом судовых ядерных энергетических установок перед обычными является возможность получения огромного количества тепловой энергии при незначительном (по весу) расходе ядерного горючего, что может обеспечить судну практически неограниченную дальность и большую автономность плавания при относительных больших скоростях хода.
Так, суточный расход ядерного горючего (урана U235) в судовых энергетических установках мощностью около 15000 л.с. составляет примерно 15—18 г; длительность плавания атомного судна без перезарядки реакторов ядерным горючим составляет более двух лет.
Вторым очень важным преимуществом судовых ядерных энергетических установок является возможность получения в них тепловой энергии без потребления воздуха или какого-либо иного окислителя топлива. Это преимущество открывает широкие возможности применения ядерных энергетических установок на подводных судах. Однако и для надводных судов это преимущество также имеет большое значение, так как позволяет отказаться от сложных устройств подачи воздуха в котельные отделения и отвода из них в атмосферу горячих дымовых газов. Очень важным преимуществом судовых ядерных энергетических установок является возможность сосредоточить в ограниченных габаритах отсеков судна источник тепловой энергии значительно большей мощности, чем при обычных установках. Это позволяет резко повысить энерговооруженность судов, а в отдельных случаях и увеличить их грузоподъемность, в частности на атомных судах большого дедвейта с длительными рейсами непрерывного плавания.
Наряду с преимуществами судовым ядерным энергетическим установкам свойственны и некоторые существенные недостатки:
а) необходимость обеспечения биологической защиты людей от радиоактивного излучения реакторов, что требует создания тяжелых и громоздких экранов, значительно увеличивающих габариты всей энергетической установки. Худшие, чем у обычных установок, габаритные характеристики судовых ядерных энергетических установок затрудняют их размещение на судне;
б) необходимость наличия на атомном судне какого-либо независимого источника питания, используемого при пуске реактора для приведения в действие вспомогательного оборудования, а также устройства для расхолаживания реактора после его выключения;
в) высокая стоимость по сравнению со стоимостью обычных установок;
г) относительная сложность эксплуатации, в том числе осмотра и ремонта отдельных узлов и механизмов, а также относительная сложность работ по перезарядке реакторов ядерным горючим. Все это требует наличия персонала высокой квалификации, а также специальной аппаратуры, оборудования и устройств как непосредственно на самом судне, так и на береговых базах.
Нужно добавить, что обязательность наличия на атомных судах системы дозиметрической аппаратуры, усложняя судовые ядерные энергетические установки, также является их недостатком.
Судовые энергетические установки должны удовлетворять следующим, предъявляемым к ним, основным требованиям:
- безопасность и высокая надежность действия на всех режимах эксплуатации на корабле (судне);
- живучесть при боевых и навигационных повреждениях отдельных механизмов, систем и устройств;
- удобство обслуживания и доступность ремонта механизмов и узлов;
- малые габариты (в том числе вес).
При этом требования безопасности и высокой надежности действия механизмов, систем и устройств, а также живучести при авариях и повреждениях для ядерных установок приобретают особенно важное значение ввиду значительно большей сложности (а в некоторых случаях и невозможности) выполнения ремонта отдельных узлов установки, связанных с ее первым контуром, по соображениям радиоактивной безопасности.
Кроме указанных выше общих основных требований, ядерные судовые энергетические установки должны удовлетворять специфическим требованиям, а именно:
- обеспечение полной радиоактивной безопасности всех людей, находящихся на корабле (судне);
- исключение радиоактивного заражения водного пространства, акватории и береговой территории при плавании и при стоянках в портах и базах;
- радиоактивная безопасность, удобство и быстрота перезарядки реакторов ядерным горючим;
- наиболее целесообразное обогащение ядерного горючего изотопом урана U235.
Безопасность и высокая надежность ядерных судовых энергетических установок обеспечиваются правильным выбором теплоносителя реакторов, параметров рабочих сред в первом и втором контурах, запасов прочности всех элементов установки, систем управления, контроля и защиты установки при отклонении от допустимых параметров ее работы, соответствующего комплекса биологической защиты, а также правильной эксплуатацией установки в целом.
Конструкции элементов и узлов судовых энергетических установок должны обеспечивать надежность работы при сотрясениях и вибрациях, при качке, кренах, дифферентах, изменениях температуры окружающих судно воды и воздуха, а для подводных судов еще и при резком изменении глубины погружения и отсутствии сообщения с атмосферой.
Для обеспечения большей живучести ядерных судовых энергетических установок предусматривается обычно также и большее резервирование (дублирование) обслуживающих реакторную установку механизмов, систем и устройств, что позволяет сохранять работоспособность установки на ходу судна при выходе из строя тех или иных отдельных механизмов и устройств.
Реакторные (паропроизводительные) установки на судах размещают в изолированных отсеках, а нередко, кроме того, и в прочных защитных контейнерах, амортизированных относительно корпуса судна и оборудованных противоударной защитой на случай возможного столкновения с другим судном.
В ядерных судовых энергетических установках относительно большой мощности предусматриваются две и более автономные реакторные (паропроизводительные) установки, которые могут работать совместно или раздельно.
Доступ к элементам установки при ремонтах обеспечивается их рациональным размещением на судне, а удобство обслуживания, кроме того,— применением современных средств и приборов контроля и управления.
Вес биологической защиты, составляющий 40—50% от общего веса всей паропроизводительной установки, находится в прямой зависимости от размеров активной зоны ее реактора, а также от габаритов помещения, в котором размещено активное оборудование. В частных случаях вес биологической защиты может, кроме того, зависеть от периметра паропроизводительной установки (в плане), в который вписываются реактор и соответствующее оборудование, связанное с радиоактивным первым контуром. Поэтому одним из возможных источников снижения веса ядерной судовой энергетической установки, кроме правильного выбора материалов, рациональной конструктивной компоновки биологической защиты, является сокращение ее периметра. Это в известной мере может быть достигнуто за счет конструктивно правильной и удачной компоновки оборудования реакторной (паропроизводительной) установки внутри биологической защиты, использования, в частности, самого оборудования в качестве элементов защиты.
Существенное влияние на габариты и вес конструктивной биологической защиты, следовательно и всей реакторной установки, оказывают размеры активной зоны, а значит, и самого реактора. В силу этого обычно используют для активных зон ядерное горючее, значительно обогащенное по изотопу U235, что позволяет получать активную зону реактора меньших размеров.
Следует также иметь в виду, что большая концентрация тепловой мощности в одном реакторе позволяет получать меньшие удельные (на единицу мощности) габариты и вес реакторной установки.
Для исключения радиоактивного заражения акваторий и береговых территорий в местах нахождения атомных судов на них должны предусматриваться соответствующие системы и хранилища (цистерны и пр.) для дренажа, сбора и временного хранения радиоактивных отбросов, которые впоследствии должны удаляться с судна для организованного захоронения.
Из сказанного следует, что особенности ядерных судовых энергетических установок создают известные затруднения при их эксплуатации. Во второй половине XX века, несмотря на наличие существенных недостатков, присущие ядерным судовым энергетическим установкам, принципиальные большие преимущества открывали невиданные перспективы для технической реконструкции и развития морского флота, что вылилось в результате, в появление ряда экспериментальных гражданских (коммерческих) судов. Однако их эксплуатация оказалась нерентабельной, даже несмотря на серию топливных кризисов, продолжающихся и поныне. На данный момент ЯЭУ используются только на военном надводном и подводном флоте, а также на судах специального назначения, например, ледоколах. В обоих случаях применение ЯЭУ обусловлено необходимостью обеспечения большой автономности и дальности плавания судов и кораблей со сверхмощными СЭУ, а также невозможностью использования атмосферного кислорода в качестве окислителя органического топлива.
Источники:
Быховский И.А., «Атомные суда», Судпромгиз 1961.