1.3 Подготовительные работы
На основании проектных материалов (плана и профиля трассы) перед началом работ по сооружению трубопроводов проводится разбивка на трассе знаков ее закрепления. Знаки закрепления трассы и высотные знаки (репера) сохраняются на все время производства работ.
После закрепления трассы на местности или одновременно с её закреплением производится разбивка работ на трассе. Разбивка работ сводится к разбивке оси трубопровода. Для этого на прямых участках трассы через 30-50 м, а на кривых не реже чем через 10 м выставляются хорошю видимые колья, служащие указателями для экскаваторщиков при рытье траншей.
Расчистка полосы строительства и ее подготовке включает следующие основные работы:
-
расчистка полосы от леса с корчевкой пней и удаление с неё лесопорубочных остатков;
-
удаление валунов;
-
планировка полосы строительства;
-
устройство временных дорог. [1]
Основной объем подготовительных работ при строительстве магистрального газопровода «Починки – Грязовец» выполняют с некоторым опережением выполнения основных работ.
К внеплощадочным работам здесь относят сооружение подъездных дорог, а к внутриплощадочным — подготовку трассы трубопровода к проведению основных работ и работ по строительству переходов трубопровода через естественные и искусственные преграды.
Подготовительные работы выполняемые непосредственно на полосе отвода для строительства трубопровода, и сооружение временных дорог выполняются в следующей последовательности.
Полоса отвода земли для строительства магистрального трубопровода по ширине весьма ограничена действующими нормами.
Расчистка полосы отвода земель для строительства трубопровода и ее планировка. В равнинной, среднехолмистой и малопересеченной местностях при незначительной залесенности или при отсутствии лесов расчистка трассы сводится к срезке микрорельефа, уборке бульдозерами мелколесья и срезке малообъемных косогоров. В типично таежной местности расчистка полосы строительства трубопровода от леса намного сложнее. Она зависит от временя проведения работ.
Летом работы выполняет бригада, состоящая из следующих звеньев:
-
размечает границы полосы отвода, ось трубопровода и трелевочного волока;
-
убирает зависшие кроны деревьев, завалы, буреломы и т. п.;
-
с помощью бульдозера готовит площадки для разделки хлыстов, прокладывает трелевочный волок;
-
с помощью трелевочных тракторов, бензомоторных пил и сучкорезов валит лес, обрубает сучья, осуществляет трелевку хлыстов по волоку на разделочную площадку и разделку хлыстов на сортамент (при необходимости кустарник и мелколесье срезают бульдозерами);
-
с помощью корчевателей и бульдозеров выполняет работы по корчевке пней, засыпке ям и неровностей, роет траншеи для захоронения пней и порубочных остатков (если их не используют для устройства временных лежневых дорог), осуществляет захоронение и окончательную планировку полосы отвода.
а, б – расстановка механизмов без выполнения рекультивации;
в, г – то же, при выполнении рекультивации;
Зоны: I – проход строительной колонные и трактора; II – разработка траншеи и отвала грунта; III, IV – рекультивации;
1 – траншея, 2 – ось траншеи, 3,5 –отвал минерального грунта и плодородного слоя, 4 – трубопровод,
Рисунок 2 – Зон полосы отвода земель для строительства магистрального газопровода «Починки–Грязовец»
В зимнее время полосу отвода расчищают от леса в два этапа: сначала полосы движения транспорта и прохода строительной техники, а затем (непосредственно перед рытьем траншеи) – остальную часть полосы отвода. За счет этого полоса рытья траншеи предохраняется от сильного промораживания.
В состав подготовительных работ при строительстве линейной части магистрального газопровода входит сооружение временных дорог (вдольтрассовых, подъездных и технологических). Вдольтрассовые дороги необходимы для перевозки людей и грузов, перебазировки строительных подразделений и лиц, осуществляющих оперативный контроль за ходом работ. Такие дороги сооружают как в полосе отвода на период строительства трубопровода, так и в непосредственной близости от трассы на всем ее протяжении с необходимыми выходами на трассу.
Подъездные дороги служат для связи пунктов поступления труб, материалов, конструкций, изделий, строительной и специальной техники с местами базирования механизированных передвижных колонн, строительно-монтажных участков и их подразделений, трубосварочных и других баз, полевых жилых городков, а также с местами проведения работ на трассе трубопровода. К подъездным относят дороги к карьерам строительных материалов (песка, гравия, камня и др.) и предприятиям стройиндустрии.
Технологические дороги сооружают непосредственно в полосе строительства трубопровода. Они необходимы для прохода строительной техники: экскаваторов при рытье траншеи, изоляционно-укладочных колонн и др. Такие дороги рассчитаны на краткосрочную эксплуатацию, т. е. практически на одноразовый проход строительной техники.
Ширина проезжей части временных подъездных и вдольтрассовых дорог составляет 9 м, земляного полотна — 13 м, минимальный радиус поворота при перевозке секций труб— 120 м. Для временных технологических дорог соответствующие показатели равны 10, 15 и 60 м.
Сооружение временных дорог ведет специализированная дорожно-строительная колонна, оснащенная соответствующей (по видам и объемам работ) техникой. Дорожно-строительная колонна находится в непосредственном подчинении начальника КТП.
Зимние дороги (зимники), как правило, сооружают в северных районах страны, там где продолжительность зимнего периода составляет не менее 5—7 мес. Зимние дороги, относят к временным, используемым в течение одного сезона, разового пользования—для пропуска транспорта. Зимники — это подъездные или вдольтрассовые дороги. Их подразделяют на:
-
Сухопутные — прокладываемые на грунтовом основании,
-
Ледяные — устраиваемые путем намораживания ледяного полотна на грунт,
-
Ледовые — ледовые переправы через реки и озера, ледовые дороги, прокладываемые по руслам рек и ручьев.
При недостаточной для прохода транспорта и техники толщине льда проезжую часть дороги усиливают деревянным настилом или послойным намораживанием льда.[2]
При сооружении магистрального газопровода «Починки – Грязовец» сооружение зимних дорог не применялась, так как газопровод не проходит по северным районам нашей страны