Раздел 3. Схемы холодильных установок
Для преобразования основных элементов схем Х.У. применяют условные обозначения в соответствии с ГОСТ 2.780-68, 2.782-68, 2.784-70, 2.765-70 и ОСТ 5. 5164-70.
Под схемой холодильной установки понимают условное изображение расположения и взаимосвязи машин, аппаратов, трубопроводов, запорных и регулирующих органов и другой аппаратуры, необходимой для нормального функционирования установки. Схемой установки также называют принятую систему взаимосвязей узлов установки, обеспечивающую заданный процесс.
Схема Х.У. должна отвечать следующим требованиям:
- обеспечивать надежное поддержание заданного режима в объектах охлаждения;
- быть по возможности простой и не требующей больших затрат на её выполнение;
- быть наглядной и удобной для обслуживания;
- обеспечивать безопасность обслуживающего персонала;
- предусматривать необходимые контрольно-измерительные приборы и приборы автоматического управления и регулирования.
Лекция 1. Определение диаметров трубопроводов
При проектировании схем трубопроводов приходится определять размеры трубопровода, т. е. его длину, диаметр и толщину стенок трубы. Длину трубопровода находят по чертежу или по месту установки, в зависимости от взаимного расположения элементов установки, и от условий монтажа.
При подборе или при расчете короткого трубопровода, когда можно пренебречь падением в нем давления, внутренний диаметр трубы dвн для хладагента или других веществ может быть определен по оптимальной скорости движения w (м/с) этой жидкости по трубе, исходя из уравнения неразрывности потока, по которому максимальное количество вещества (м3/с), протекающее в трубе
V=(πd2вн/4) ,
dвн=(4V/πw)0,5.
В практике проектирования трубопроводов холодильных установок в качестве оптимальных применяются значения скорости для различных веществ, приведенные в справочной литературе. Полученный расчетом внутренний диаметр трубы округляется до ближайшего стандартного размера.
При точных расчетах определение диаметра трубопровода осуществляется по численному значению падения давления в трубопроводе, чтобы оно не превышало допустимого. Последнее в определенных условиях является оптимальным, поскольку превышение допустимого падения давления вызывает излишний расход энергии, в то время как заниженное падение давления, достигаемое увеличением диаметра трубы, приводит к излишнему расходу металла.
Потери давления, принимаемые в качестве допустимых при расчете трубопроводов для рабочих тел и хладоносителей, зависят от назначения трубопровода.
Во всасывающем трубопроводе между испарителем и компрессором допускается падение давления, которому соответствует понижение температуры насыщенного пара до 1 К для аммиачных и пропановых установок (т. е. действительному уменьшению холодильной мощности примерно на 4 %) и до 2 К для хладоновых установок.
При значительном удалении потребителей холода системы непосредственного охлаждения от компрессоров (или абсорберов абсорбционных холодильных машин), как это встречается, например, на химических заводах, суммарное падение давления в магистральных трубопроводах между технологическим и холодильным цехами, а также в аппаратах технологического цеха не должно превышать 14,7 кПа.
В нагнетательном трубопроводе между компрессором и конденсатором допускается падение давления, по абсолютному значению соответствующее изменению температуры насыщенного пара до 0,5 К
(т. е. возрастанию энергии примерно на 1 %) для аммиачных и пропановых установок и до 1 К для хладоновых установок. В соответствии с этой нормой падение давления в нагнетательном трубопроводе при температуре конденсации 25 °С и допустимом повышении температуры насыщенного пара окажется: для аммиака до 15,7 кПа, для хладона-12 до 17,6 кПа.
Для расчета диаметра жидкостного трубопровода норма может быть задана только в единицах давления. Обычно принимают следующие значения допускаемого падения давления для любых холодильных агентов: на участке между конденсатором и линейным ресивером -
1,2 кПа, на участке между ресивером и регулирующей станцией - 24,8 кПа. Между регулирующим вентилем и испарителем падение давления не нормируется, поскольку на этом участке давление и так должно упасть до давления кипения и большей частью бывает безразлично, где произойдет это падение: полностью в вентиле или частично и в трубопроводе. Диаметр этого трубопровода чаще всего принимают таким же, какой определен для хладагента на участке до регулирующего вентиля.
Для жидких хладоносителей считаются допустимыми следующие значения падения давления в трубопроводах: в пределах машинного отделения - не более 150 кПа; в технологических цехах (у потребителей) - не более 100 кПа; в межцеховых коммуникациях при их значительной протяженности - не более 100 кПа.
Толщина стенки трубы может или рассчитываться как для сосудов, работающих под давлением, или выбираться по данным ГОСТа для соответствующего условного давления.
Лекция 2. Схемы узлов машинного отделения
В связи с большим разнообразием схем холодильных установок целесообразно каждую из них представлять состоящей из более простых схем присоединения основных узлов, принципиально не отличающихся друг от друга в различных холодильных установках.
- Установки и системы холодильной техники
- Раздел 1. Введение
- Раздел 2. Способы охлаждения помещений
- Раздел 3. Схемы холодильных установок
- Узел одноступенчатых компрессоров при наличии нескольких температур кипени.
- Узел компрессоров двухступенчатого сжатия
- Насосно-циркуляционные схемы подачи хладагент.
- Раздел 4. Влияние примесей к холодильному агенту на работу холодильной установки
- Воздух в системе холодильной установки
- Механические загрязнения в системе холодильной установки
- Раздел 5. Отвод теплоты в окружающую среду
- Раздел 6. Подбор оборудования для машинных отделений
- Раздел 7. Основы эксплуатации холодильных установок
- 1. Повышенный нагрев трущихся частей (подшипников, сальника)
- 2. Появление стуков в сопрягаемых частях
- 3. Нарушение герметичности клапанов
- 4. Поломка клапанов
- 5. Неплотности в разъемных соединениях
- 1. Очистка т/о поверхности конденсатора:
- 2. 0Чистка т/о поверхности испарителя
- Раздел 8. Основы ремонта холодильного оборудования