logo
ОПТСС-Лекция 04

Примеры (перспективные проекты, пути совершенствования планирования промышленных объектов отечественных и зарубежных фирм) Задачи и принципы складирования

Хозяйственная деятельность невозможна без функции хранения. На первых этапах своего развития экономика США представляла собой совокупность более или менее самодостаточных семейных хозяйств. Потребители сами хранили все необходимые для жизни запасы, принимая на себя соответствующие риски. Мясо хранили в коптильнях, а все, что может испортиться - в погребах.

Развитие транспорта сделало возможной экономическую специализацию. Функцию хранения приняли на себя производители продукции, предприятия оптовой и розничной торговли. Из литературы того периода видно, что склад рассматривался как необходимое для завершения маркетингового процесса место хранения товаров. Иными словами, в цепи движения сырья и готовой продукции склад служил стационарным пунктом, где товар дожидался своевременной "встречи" с потребителем. Соответственно, склады воспринимались как "неизбежное зло", добавляющее дополнительные издержки к процессу физического распределения продуктов, но в этой точке зрения почти не учитывался более широкий спектр логистических операций, в которых складское хозяйство играет жизненно важную роль. Долгое время недооцененной оставалась существенная функция складов по накоплению и формированию нужного потребителям ассортимента продуктов. Управляющие складами мало заботились о внутреннем контроле и ускорении складского оборота.

Литература того периода правильно описывает ситуацию. Компании видели свою главную цель в налаживании эффективных и экономичных процессов снабжения, производства и потребления, не придавая должного значения внутренним складским операциям. Склады признавались необходимым средством выживания, но при этом мало внимания уделялось совершенствованию процессов хранения и обработки запасов. Все усилия инженеров были направлены на решение производственных проблем. Организация работы складов в ту эпоху отражает пренебрежение грузопереработкой. В типичном случае продукцию доставляли к складу в железнодорожных вагонах или на грузовиках, а затем вручную перемещали во внутрискладскую зону хранения и укладывали на стеллажах или штабелями на полу. Совместное хранение разнородной продукции на одном складе вело к постоянным потерям. Оборот складских запасов был налажен плохо. При поступлении заказа от потребителя продукцию вручную грузили на транспортные тележки, которые затем доставляли на отгрузочную площадку, где и загружали в транспортное средство.

Сравнительная дешевизна рабочей силы порождала беспечное отношение к применению трудовых ресурсов. Недостаточное внимание уделялось эффективности использования складских площадей, технике и приемам грузопереработки. Впрочем, при всех этих организационных недостатках складское хозяйство той поры вполне справлялось со своей ролью - служить мостом между производством и сбытом.

После окончания второй мировой войны менеджеры осознали необходимость повышения эффективности складского хозяйства и усомнились в том, действительно ли нужно держать так много складов. По сложившейся практике в каждом районе сбыта имелся отдельный склад со своим товарным запасом для обслуживания местных потребностей оптовой и розничной торговли. Но по мере совершенствования техники прогнозирования и календарного планирования производства реальная необходимость в содержании больших товарно-материальных запасов сокращалась. Постепенно улучшалась координация производственных процессов, реже стали происходить сбои и задержки в производственном цикле. В связи с сезонными колебаниями объемов производства и сбыта нужда в складах по-прежнему сохранялась, но общая потребность в запасах для поддержки производства существенно уменьшилась. Вместе с тем возрастала потребность в складском хранении запасов у розничной торговли, перекрывая сокращение производственных потребностей в складских мощностях. У розничных магазинов возникла необходимость держать в запасе все более широкий ассортимент продуктов, которые было очень накладно заказывать малыми партиями у каждого производителя. Высокие расходы на транспортировку малых партий грузов практически лишили розничных торговцев возможности размещать заказы непосредственно у производителей. В результате усилилась нужда в использовании складов для своевременной и экономичной поставки торговцам необходимого ассортимента продуктов. На оптовом уровне канала распределения склад стал опорным пунктом розничной торговли. Прогрессивные оптовики и вертикально интегрированные компании розничной торговли создали совершенные системы складского хозяйства, способные обеспечивать потребности розничной сети.

Опыт эффективного управления оптовыми складами вскоре был заимствован и производителями. Для фирм с разветвленной сетью производственных мощностей эффективное складское хозяйство открывало путь к сокращению запасов сырья и полуфабрикатов, позволяло снизить издержки при одновременной оптимизации производства. Складирование стало интегрированным элементом производственных стратегий, основанных на принципах снабжения "точно-в-срок" и отсутствия запасов. Основная идея логистической концепции "точно-в-срок" заключается в уменьшении запасов незавершенного производства, а этого не достичь без безупречно надежной системы снабжения. Для того чтобы наладить такую надежную систему снабжения в стране столь обширной, как США, требуется сеть складов, размещенных в стратегически выгодных пунктах. Базовый запас деталей и полуфабрикатов можно держать на центральном складе, что снижает потребность в хранении собственных текущих запасов на каждом сборочном предприятии. Продукцию закупают и свозят крупными партиями на такие централизованные склады, а отсюда ее по мере необходимости доставляют на заводы. Развитое складское хозяйство становится жизненно важным интегрированным элементом производства.

Что касается логистических потоков "на выходе" с производственной линии, то склады позволяют поставлять потребителям смешанные отправки нужных продуктов. Маркетинговые отделы приветствовали возможность отправлять смешанные партии продуктов прямо с производства, потому что это расширило возможности сбыта и обслуживания потребителей. В свою очередь самим потребителям поставка смешанных партий продукции непосредственно от производителей дает два преимущества. Во-первых, единоразовая доставка всего необходимого ассортимента продуктов сокращает логистические издержки и к тому же позволяет воспользоваться льготными тарифами при транспортировке консолидированных партий грузов. Во-вторых, у потребителей появилась возможность сократить запасы малоходовых товаров, потому что они могут теперь получать такие товары мелкими партиями в составе консолидированных грузов. По мере нарастания конкуренции производители, наладившие оперативную поставку заказчикам смешанных партий продукции, получили конкурентные преимущества. В 1960-х и 1970-х годах происходило активное развитие новых технологий ведения складских операций. Этот процесс технологического совершенствования затронул почти каждый аспект деятельности складов, в результате появились более совершенные техника и процедуры хранения запасов и грузопереработки. В 1980-х годах акцент сместился к совершенствованию конфигурации складских систем и технологий грузопереработки.

В 1990-х годах главным направлением развития складского хозяйства стало повышение гибкости и эффективности использования информационных технологий. Гибкость необходима для удовлетворения растущих требований потребителей к ассортименту и условиям поставок. Совершенствование информационных технологий увеличивает гибкость, давая возможность складским операторам быстрее реагировать на изменения и оценивать результаты деятельности в самых разных условиях.