logo
токарка / tokarny_nach

4. Устройство токарно-винторезного станка модели 16к20

Токарно-винторезный станок 16К20 нормальной точности предназначен для выполнения различных токарных и резьбонарезных работ, скоростного резания "сырых", закаленных, а также труднообрабатываемых материалов (нержавеющих и жаропрочных сталей) в условиях единичного и серийного производства различных отраслей промышленности.

Станок обеспечивает наиболее полное использование стойкостных возможностей инструментов, оснащенных твердым сплавом, минералокерамикой, алмазом или эльбором.

На базе станка 16К20 выпускаются модели 16К20П, 16К20Г, 16К20Ф3, имеющие повышенную точность, увеличенный диаметр обработки до 600 мм, числовое программное управление.

Рис. 2. Общий вид токарно-винторезного станка модели 16К20

К основным частям станка относятся (рис. 2.):

Станина 1 – массивное чугунное основание коробчатой формы (отливка из серого чугуна) с закаленными шлифованными направляющими (две плоские и две призматические), на котором смонтированы основные механизмы и узлы станка. Жесткость станины в 1,5 раза выше, чем у станка 16К20.

Корыто 2 – монолитное чугунное основание, служащее одновременно стружкосборником и резервуаром для смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ), на котором закреплена станина 1.

Передняя бабка 3 – чугунная отливка, внутри которой смонтирована коробка скоростей шестеренного типа и главный рабочий орган станка - шпиндель.

Шпиндель 13 получает вращение от электродвигателя Pэл.дв = 7,5 (10) кВт, расположенного с левой стороны станка, через клиноременную передачу, систему зубчатых колес и муфт коробки скоростей. Коробка скоростей обеспечивает 24 ступени чисел оборотов шпинделя от 12,5 до 1600 об/мин.

Задняя бабка 4 – чугунная отливка, оснащенная механизмом перемещения пиноли (подвижный элемент) и ее фиксации, предназначена для поддержания конца длинных заготовок в процессе обработки, а также для закрепления и подачи стержневых инструментов (сверл, зенкеров, разверток, метчиков).

Задняя бабка установлена на аэростатической опоре (воздушной подушке), что значительно снижает давление на направляющие станины и их износ. Для перемещения задней бабки при включенном аэростатическом устройстве (пневмомагистраль) требуется небольшое усилие. Для закрепления задней бабки в нужном положении служит специальный фиксирующий механизм.

Суппорт – устройство для закрепления резца и обеспечения движения продольной и поперечной подачи.

Суппорт состоит из следующих частей:

каретки 5, которая перемещается по направляющим станины;

фартука 6, имеющего механизм преобразования вращательного движения ходового винта в прямолинейное движение суппорта, оснащенного механизмом отключения подачи, который позволяет вести обработку по упорам;

поперечных салазок 7, обеспечивающих поперечную подачу (ручную или механическую);

резцовых (верхних) салазок 8, способных перемещаться в продольном направлении и поворачиваться вокруг вертикальной оси при обработке конусов.

Резцедержатель 9 (четырехпозиционный) предназначен для закрепления токарных резцов. Конструктивное исполнение механизма резцедержателя обеспечивает высокую точность его фиксации и виброустойчивость.

Коробка подач 10 – механизм, передающий вращение от шпинделя к ходовому винту и позволяющий изменять скорость движения подачи. Вращательное движение в коробке подач передается от шпинделя через реверсивный механизм и гитару сменных колес.

Ходовой вал 11 – рабочий орган станка, передающий движение от коробки подач суппорту. Включается в работу при всех видах токарной обработки и обеспечивает заданную подачу.

Ходовой винт 12 – рабочий орган станка, передающий вращательное движение от коробки подач суппорту при нарезании высокоточных резьб.

Станок 16К20 оснащен электрическим пультом управления, предназначенным для включения и выключения питания станка; кнопочным постом управления системой гидропривода и включения электродвигателя, который вынесен на лицевую сторону фартука; щитком, предохраняющим токаря от поражения стружкой; источником местного освещения для удобства обслуживания; системой подачи СОЖ в зону обработки при выполнении операций на повышенных скоростях или при обработке труднообрабатываемых сплавов.