logo
Эксплуатационные материалы

2.1. Средства для мойки автомобилей

По трудности удалении с поверхности автомобиля загрязнения можно условно подразделить на три вида: слабосвязанные (песок с глинистыми примесями), среднесвязанные (песок с глинистыми примесями, а также с примесями органических и маслянистых веществ) и прочносвязанные (частицы асфальта, различные смолистые загрязнения). Слабосвязанные загрязнения можно смыть водой, среднесвязанные и прочносвязанные загрязнения удалить с помощью одной воды не удается. Слабосвязанные, среднесвязанные и в значительной степени прочносвязанные загрязнения удаляются с применением моющих средств.

Не рекомендуется использовать для мытья кузова автомобиля обычные синтетические моющие средства, а также мыло. Для мытья лакокрасочных покрытий автомобиля применяют автошампуни. Автошампуни выпускаются в виде жидких, пастообразных и порошкообразных препаратов. Рецептуры автошампуней подбираются таким образом, чтобы они не оказывали коррозионного действия. Имеются автошампуни, применение которых способствует антикоррозионной защите.

Жидкими автошампунями моют лакокрасочные покрытия и обивку автомобилей, для чего 50 г шампуня растворяют в 10 л воды, с помощью губки, ветоши или мягкой щетки моют поверхность, затем обмывают водой. Шампунь можно использовать на моечных установках; расход 50 г на автомобиль. Для этих же целей служит Автошампунь концентрированный (содержит до 3 5% ПАВ в пересчете на 100%), который перед ручным мытьем разбавляют водой в соотношении 1 : 200, а затем моют поверхность как обычным шампунем.

Механическую мойку производят согласно инструкции для моечных установок, конечное разбавление шампуня 1:1000. Расход препарата при ручной мойке 3-5 г/м2, при автоматической мойке 35-50 г на автомобиль.

Средствами типа Автошампунь с антикоррозионным эффектом моют вручную или на моечных установках лакокрасочные покрытия автомобиля таким же образом, что и концентрированными. В эти шампуни входят антикарозионные добавки, устраняющие коррозионное действие воды на металл, поэтому их особенно рекомендуется применять для мытья поврежденного лакокрасочного покрытия.

Для мытья и кратковременной консервации лакокрасочных покрытий автомобилей эффективны порошкообразные средства типа Лак Клин 40 г порошка (2 колпачка-мерника) растворяют в 10 л воды. Кузов автомобиля обмывают водой, затем смачивают приготовленным раствором и равномерно смывают загрязнения, начиная с крыши, при этом поверхность кузова должна быть постоянно влажной. После мытья кузов ополаскивают несильной струей воды, чтобы не разрушить образовавшуюся защитную пленку.

Высокой эффективностью обладают автопрепараты типа Автосредство для мытья порогов, предназначаемые для промывки закрытых полостей и днища кузова перед антикоррозионной обработкой (например, обработкой автоконсервантом порогов-Мовиль).

Для мытья сильнозагрязненных рук применяют специальные средства (например, Паста моющая для рук), с помощью которых удаляют сажу, масла, ржавчину и другие нерастворимые в воде загрязнения. Небольшое количество пасты выдавливают на увлажненные руки, и смывают водой.

^ 2.2. Технологии применения

Мойка автомобиля производится с целью удаления с его поверхностей различных загрязнений, которые по трудности смывания подразделяются на три группы:

— слабосвязанные загрязнения, не содержащие примесей органических веществ. В составе этих загрязнений - до 83 % песчаных частиц. Смываются они относительно легко струей воды под давлением 0,15...0,2 МПа, однако после высыхания на поверхности остается матовая пленка;

— слабосвязанные загрязнения, содержащие примеси органических веществ. Пыль и грязь, осевшие на нижних частях автомобиля, включают до 35 % таких веществ. Смываются они значительно труднее (струей воды под давлением 0,3...0,5 МПа), оставляют после высыхания на поверхности пленку темно-грязного цвета (из-за наличия органических веществ) значительной толщины (до 100 мкм). Удаление этой пленки представляет значительные трудности и возможно только с применением растворяющих веществ;

— загрязнения, включающие помимо пыли, грязи цементирующие и склеивающие вещества (цемент, алебастр, гашеную известь и др.). Они не смываются струей воды даже при давлении 1,5...2 МПа. Для их удаления требуются специальные химические растворы и одновременно механическое воздействие.

Мойка автомобилей может производиться при низком (0,2...0,4 МПа), среднем (0,4,..2,5 МПа) и высоком (2,5...8 МПа) давлении. В зависимости от производственных условий применяют мойку ручную, механизированную и комбинированную.

Ручная мойка струей низкого давления производится из шланга с брандспойтом или щеткой. Для мойки струей среднего и высокого давления используются моечные установки позволяющие повышать давление воды, поступающей по водопроводной магистрали, шланги с моечными пистолетами, обеспечивающими регулирование подачи воды и формы струи. Для нижних, более загрязненных частей автомобиля применяется сосредоточенная (кинжальная) струя, для верхних конусообразная (веерная).

Ручная мойка требует больших трудозатрат (на автомобиль затрачивается 10...20 мин), производится в удовлетворительных санитарно-гигиенических условиях.

Механизация моечных работ исключает тяжелый ручной труд мойщиков, способствует повышению производительности и гигиены труда. Время, затрачиваемое на механизированную мойку одного автомобиля, сокращается до 1,5...3 мин. При механизированной мойке управление моечной установкой осуществляется вручную, при автоматизированной - автоматически. Комбинированная мойка совмещает механизированный и ручной способы (для разных частей автомобиля).

Конструктивно моечные установки подразделяются на струйные (бесщеточные) и струйно-щеточные с перемещением автомобиля или каретки вдоль автомобиля.

^ 3. Средства для ухода за лакокрасочными покрытиями. Технология и области их применения

Уход за лакокрасочным покрытием предусматривает, прежде всего, предупреждение его механического повреждения. Образующиеся трещины или царапины способствуют проникновению в покрытие влаги и как следствие коррозионному его разрушению или разрушению покрытия частицами льда при низких температурах.

Любое загрязнение лакокрасочных покрытий вызывает их преждевременное разрушение. Чтобы избежать этого, окрашенные поверхности подвергаются регулярной мойке. Однако через определенное время эксплуатации автомобиля этих мер оказывается недостаточно и нужно производить полировку окрашенных поверхности. Полировкой снимается тонкий слой покрытия и устраняются мельчайшие, невидимые глазом трещины, обнаруживаемые по потускнению покрытия.

Средства для ухода за лакокрасочными покрытиями применяются для поддержания и восстановления блеска лакокрасочного покрытия, продления срока его службы.

В зависимости от срока эксплуатации автомобиля и состояния лакокрасочного покрытия используют соответствующие полирующие средства.

1. ^ Для новых лакокрасочных покрытийи ( обычно для автомобилей в первый год эксплуатации). Такие составы удаляют с лакокрасочной поверхности стойкие загрязнения, заполняют микропоры и микротрещины покрытия, образуют сплошную пленку, которая предохраняет покрытие от вредных влияний внешней среды.

2. ^ Для обветренных лакокрасочных покрытий (для автомобилей, эксплуатирующихся в течение 2—3 лет). Эти средства кроме восков и других веществ, входящих в средства для новых покрытий, содержат мягкие абразивы мелкой дисперсности, под действием которых устраняются микронеровности лакокрасочного слоя; поверхность также покрывается защитной пленкой.

3. ^ Для старых лакокрасочных покрытий (после 3 лет эксплуатации). Эти средства содержат значительные количества более крупных твердых абразивов. Они способствуют устранению более глубоких микронеровностей. Средства для старых покрытий имеют слабые защитные свойства, поэтому после их применения рекомендуется дополнительно обработать поверхность полирующим средством для новых покрытий. При уходе за старым покрытием требуется более длительное полирование поверхности.

Повышения атмосферостойкости достигают введением в состав полирующе-консервирующих средств, специальных добавок, улучшающих, физико-механические свойства получаемых на поверхности защитных пленок, которые в результате могут выдерживать до 5-10 моек.

Так, ^ Автополироль защитный обеспечивает сохранение блеска лакокрасочного покрытия и декоративных металлических деталей, защищает их от атмосферного воздействия, удаляет несмываемые водой загрязнения, а также приостанавливает коррозию металла в местах повреждения покрытия. Взболтав содержимое упаковки, наносят тампоном автополироль на предварительно вымытую поверхность и растирают, затем круговыми движениями располировывают мягкой тканью до появления блеска. Расход 6—7 г/м2.

Автополироли для новых покрытий часто выпускаются в аэрозольной упаковке, например ^ Автополироль-2 для новых покрытий. Аэрозольный баллон встряхивают и распыляют полироль на небольшой участок предварительно вымытой и сухой поверхности. Затем круговыми движениями отполировывают с помощью мягкой ткани. При постоянной эксплуатации и безгаражном хранении автомобиля кузов автомобиля обрабатывают таким автополиролем после первых двух месяцев эксплуатации, а тем два раза в месяц, расход 220 г на автомобиль. Автополиролями для обветренных покрытий обрабатывают лакокрасочную поверхность 1 —2 раза в год.

Автополироли типа Клинерполиш применяются для чистки, полировки и консервации кузова автомобиля. Средство наносят на предварительно вымытую с применением автошампуня поверхность на небольшой участок и полируют обычным способом до появления блеска. Расход 10 г/м.

Удобны автосалфетки многократного применения из тканых и нетканых материалов, пропитанные специальными составами. Автосалфетки типа Полир применяются для ухода за лакокрасочным покрытием. Вымытую сухую поверхность обрабатывают салфеткой круговыми движениями. Обработку лакокрасочной поверхности кузова рекомендуется проводить через каждые 3-4 мойки.

Чтобы сохранить лакокрасочное покрытие при консервации автомобиля на зимний период при безгаражном хранении, применяют специальные защитные пасты. Пасты доводятся до необходимой вязкости состава с помощью уайт-спирита или смеси его с бензином в соотношении 1:1 и наносятся на окрашенные поверхности и хромированные детали распылением.

Образующаяся после высыхания пленка хорошо защищает покрытие от атмосферных повреждений. Удаляется пленка протиркой мягкой тканью, смоченной в бензине. После легкого полирования чистой фланелью покрытие приобретает первоначальный внешний вид независимо от срока консервации.

^ 4. Средства для окраски автомобилей. Технологии и области применения.

К лакокрасочным материалам относятся жидкие составы на различной основе, способные при нанесении на твердую поверхность высыхать с образованием пленок — покрытий. Назначение таких лакокрасочных покрытий — защита поверхности изделий из металла, дерева, пластмасс и других материалов от разрушения, придание им изоляционных и декоративных свойств,

Нанесение лакокрасочных покрытии является наиболее универсальным широко применяемым способом зашиты транспортных средств от коррозии. Окраска кузова автомобиля, несмотря на сложность, высокую трудоемкость является единственным видом защитного покрытия, позволяющего удовлетворить разнообразные эстетические требования к цвету в сочетании с высокой устойчивостью в атмосферных условиях.

^ Области применении: В легковом автомобиле окрашиваются наружные и внутренние поверхности кузова, детали двигателя, шасси, трансмиссий и другие, В современных моделях автомобилей окраске подлежат также отдельные элементы кузова, изготавливаемые из пластмасс,- облицовка и решетка радиатора, бамперы, различные детали интерьера.

^ Средства для окраски: Применяемые для окраски материалы можно условно разделить на основые и вспомогательные. Вспомогательные материалы предназначены для подготовки поверхности перед окраской, разведения лакокрасочных материалов до рабочей вязкости, ускорения сушки покрытия. К ним относятся растворители и разбавители обезжиривающие, фосфатирующие составы, катализаторы и другие. К основным материалам относятся грунтовки, шпатлевки и эмали, которые образуют покрытие.

^ Шпатлевки и грунтовки.

Шпатлевки применяются для заделки мелких трещин, раковин и неровностей поверхностей кабин, оперения и кузовов автомобилей. Шпатлевки классифицируются по типу пленкообразователей на: нитроцеллюлозные; пентафталевые; алкидностирольные; эпоксидные и другие.

Грунтование поверхности кузовов и кабин автомобилей производится перед их покраской, а также для защиты от коррозии деталей и узлов из черных и цветных металлов.

Грунтовки подразделяются на пассивирующие, изолирующие и фосфатирующие.

Эмали.

Для окраски кузовов, узлов, агрегатов и деталей автомобилей широко применяются эмали марок МЛ, НЦ, которые имеют широкую цветовую гамму. На автомобильных заводах для окончательной окраски применяют эмали

МЛ-1110, -19, -152, -12 и НЦ-11, -11А - различных цветов. Для составления эмалей требуемых цветов и ремонтной окраски используется однопигментная эмаль МЛ-1195. Эмали черного цвета используются для окраски радиаторов, рам, пружин подвесок, деталей шасси и колес, а также для декоративной окраски дверей кузова и других деталей. Эмали серебристого цвета — для окраски дисков колес; светло-серого — для двигателей и узлов шасси.

МЛ- основа пленкообразующего вещества – меламинная, НЦ – нитроцеллюлозная. Обозначение лакокрасочных материалов: ГОСТ 9825-73.

^ Технология применения.

Защитно-декоративные свойства и долговечность лакокрасочного покры-тия определяются как свойствами самих лакокрасочных материалов, так и, в наименьшей степени, способом подготовки поверхности перед покраской и приме-няемой технологией окраски.

Технология окраски кузовов на автомобильных заводах, как правило, включает следующие основные операции:

— обезжиривание;

— фосфатирование;

— первичное грунтование методом электрофореза и сушка;

— нанесение вторичной грунтовки методом электростатического или пневматического распыления и сушка;

— нанесение эмали определенного цвета и сушка.

Окраска деталей двигателя, шасси и трансмиссий производится обычно в один слой по обезжиренной и фосфатированной поверхности.

Самые высокие требования к лакокрасочным покрытиям предъявляются при окраске кузовов легковых автомобилей и автобусов. Эти покрытия состоят из грунтовки, местной и общей шпатлевки и нескольких (2—5) слоев краски. Покрытие грузовых автомобилей состоит из грунтовки, местной шпатлевки и 1—2 слоев краски. Агрегаты автомобиля (двигатели, рамы, колера ), а также деревянные грузовые платформы покрываются одним слоем грунта (не всегда) и 1—2 слоями краски. Общая толщина лакокрасочного покрытия обычно не превышает 0,1 мм.

Качество и долговечность лакокрасочного покрытия возрастают, если перед грунтовкой поверхность подвергается специальной химической обработке растворами солей фосфорной кислоты (фосфатирование), которая защищает металл от коррозии, проникновения влаги и улучшает сцепление слоя лакокрасочного покрытия с металлом.

Перед фосфатированием поверхность тщательно очищается, после обработки промывается водой, просушивается и подвергается грунтовке не позднее чем через 2-3 дня.

При мелком ремонте лакокрасочного покрытия - устранении отдельных дефектных мест лакокрасочного покрытия, металлических поверхностей (царапин, трещин, выбоин) применяют грунтовки и нитроэмали разных цветов и оттенков (в зависимости от цвета лакокрасочного покрытия) в аэрозольной упаковке.

^ Примеры применения автолюбителями.

Для окраски топливных баков, радиаторов, корпусов воздушных и масляных фильтров, а также мелких металлических деталей используется Автоэмаль черная (на основе эмали ПФ223) в аэрозольной упаковке. Поверхность деталей очищают и обезжиривают. Баллон энергично встряхивают (после начала стука шариков еще не менее 2 мин). Эмаль наносят тонким равномерным слоем при температуре баллона не ниже 15 °С. Время высыхания при 20 °С – 24 ч, при 60 °С - 2 ч. После применения баллон следует перевернуть и нажимать на головку до прекращения выхода эмали (3 - 4 с). При засорении головки снять ее и прочистить отверстие иглой.

Для окраски двигателей, а также колесных дисков применяется ^ Краска алюминиевая в аэрозольной упаковке. Поверхность очищают от пыли и грязи. Изолируют участки, не подлежащие обработке, смазывая вазелином или покрывая бумагой. Баллон подогревают на водяной бане до 25— 35 °С и встряхивают в течение 3 мин после появления стука шариков. Распыляют краску при температуре окружающего воздуха не ниже 15 °С. Краску наносят тонким слоем 1-2 раза с промежуточной сушкой 10 мин. При 16—25 °С краска высыхает в течение 6 ч.

Для придания блеска, восстановления цвета шин, уплотнителей и, других резиновых деталей и продления срока их службы используют средства типа Автокраска для резиновых деталей. Средство наносят равномерным слоем с помощью кисти или тампона на тщательно вымытую и высушенную поверхность. После 24-30 ч. натирают до блеска шерстяной ветошью. Рекомендуется проводить такую обработку 2-3 раза в год. Расход 200 г на автомобиль.