logo
экз бурение

31. Аварии при бурении нефтяных и газовых скважин: виды аварий и способы их предупреждения.

Авариями в процессе бурения называют поломки и оставление в скважине частей колонн бурильных и обсадных труб, долот, забойных двигателей, потерю подвижности (прихват) колонны труб, спущенной в скважину, падение в скважину посторонних металлических предметов.

Основными видами аварий являются прихваты, поломка в скважине долот и

турбобуров, поломка и отвинчивание бурильных труб, падение бурильного инструмен-та и других предметов в скважину.

В основном прихваты бурильных и обсадных колонн происходят по следующим причинам.

1. Вследствие перепада давлений в скважине в проницаемых пластах и непо- средственного контакта некоторой части бурильных и обсадных колонн со стенками скважины в течение определенного времени.

2. При резком изменении гидравлического давления в скважине в результате выброса, водопроявления или поглощения бурового раствора.

3. Вследствие нарушения целостности ствола скважины, вызванного обвалом, вытеканием пород или же сужением ствола.

4. При образовании сальников на долоте в процессе бурения или во время спуска и подъема бурильного инструмента.

8. При преждевременном схватывании цементного раствора в кольцевом про- странстве при установке цементных мостов.

9. При отключении электроэнергии или выходе из строя подъемных двигателей буровой установки.

Поломка долот вызывается спуском дефектных долот при отсутствии надлежа- щей проверки их, чрезмерными нагрузками на долото и передержкой долот на забое. Заклинивание шарошек возникает вследствие прекращения вращения шарошек на за- бое скважины, т. е. происходит прихват их на осях. Чаще всего происходит поломка подшипников шарошек колонковых и трехшарошечных долот.

Поломки турбобура происходят вследствие разъедания буровым раствором, раз- винчивания и вырывания верхней резьбы корпуса из нижней резьбы переводника и от- винчивания ниппеля с оставлением в скважине турбины.

Наибольшее число аварий с бурильными трубами при бурении гидравлическими забойными двигателями связано с разъеданием резьб промывочной жидкостью.

Падение бурильной колонны в скважину, являющееся одним из самых тяжелых видов аварии, происходит вследствие толчков и ударов бурильной колонны о выступы на стенках скважины, открытия элеватора при случайных задержках бурильной колон- ны во время спуска, резкой посадки нагруженного элеватора на ротор при неисправно- сти тормоза лебедки и при обрыве талевого каната и падении талевого блока на ротор.

4.3. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АВАРИЙ:

Для предупреждения прихватов необходимо:

1. применять высококачественные глинистые растворы, дающие тонкие плот-ные корки на стенках скважин

3. обеспечивать полную очистку глинистого раствора от обломков выбуренной породы;

4. регулярно прорабатывать в процессе бурения зоны возможного интенсивно-го образования толстых корок;

5. утяжелять глинистый раствор при вращении бурильной колонны;

6. следить в глубоких скважинах за температурой восходящего глинистого рас-твора;

Основными мерами предупреждения аварий с бурильными трубами являются:

1. организация учета и отработка бурильных труб в строгом соответствии с ин- струкцией;

2. технически правильный монтаж труб и замков, обеспечиваемый предвари- тельным осмотром и обмером;

3. организация обязательной профилактической проверки всех труб после окон- чания бурения скважины путем наружного осмотра, проверки основных размеров и гидравлического испытания;

4. обязательное крепление всех замковых, соединений машинными;

5. использование предохранительных колпаков или колец, навинчиваемых на резьбу замков;

6. бесперебойное снабжение буровых специальными смазками.

Чтобы предотвратить аварии, связанные с поломкой долот, необходимо:

1. перед спуском долота в скважину проверить его диаметр, а также проверить замковую резьбу, сварочные швы лап и корпуса и промывочные отверстия - наруж-ный осмотр, насадку шарошек на цапфах - вращением от руки;

2. бурить в соответствии с указаниями геолого-технического наряда.

3. поднятое из скважины долото отвинчивать при помощи долотной доски, промывать водой, подвергать наружному осмотру и замеру.

С ЗАБОЙНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ.

Для предотвращения аварий с турбобурами надо проверять крепление гайки, пе- реводника, ниппеля и вращение вала у каждого турбобура; такая проверка турбобура, поступившего с завода-изготовителя, производится на базе бурового предприятия, а турбобура, поступившего из ремонта - на буровой. Аварии с бурильными трубами час- то бывают при роторном бурении, скважин. Одна из основных причин этих аварий - совокупность всех напряжений, возникающих в трубх, особенно при местных пороках в отдельных трубах. С последним относятся разностенность труб, наличие внутренних напряжений в трубах, особенно в их высаженной части, как следствие неправильно

проведенного технологического процесса по изготовлению труб, и дефекты резьбового соединения труб.