31. Аварии при бурении нефтяных и газовых скважин: виды аварий и способы их предупреждения.
Авариями в процессе бурения называют поломки и оставление в скважине частей колонн бурильных и обсадных труб, долот, забойных двигателей, потерю подвижности (прихват) колонны труб, спущенной в скважину, падение в скважину посторонних металлических предметов.
Основными видами аварий являются прихваты, поломка в скважине долот и
турбобуров, поломка и отвинчивание бурильных труб, падение бурильного инструмен-та и других предметов в скважину.
В основном прихваты бурильных и обсадных колонн происходят по следующим причинам.
1. Вследствие перепада давлений в скважине в проницаемых пластах и непо- средственного контакта некоторой части бурильных и обсадных колонн со стенками скважины в течение определенного времени.
2. При резком изменении гидравлического давления в скважине в результате выброса, водопроявления или поглощения бурового раствора.
3. Вследствие нарушения целостности ствола скважины, вызванного обвалом, вытеканием пород или же сужением ствола.
4. При образовании сальников на долоте в процессе бурения или во время спуска и подъема бурильного инструмента.
8. При преждевременном схватывании цементного раствора в кольцевом про- странстве при установке цементных мостов.
9. При отключении электроэнергии или выходе из строя подъемных двигателей буровой установки.
Поломка долот вызывается спуском дефектных долот при отсутствии надлежа- щей проверки их, чрезмерными нагрузками на долото и передержкой долот на забое. Заклинивание шарошек возникает вследствие прекращения вращения шарошек на за- бое скважины, т. е. происходит прихват их на осях. Чаще всего происходит поломка подшипников шарошек колонковых и трехшарошечных долот.
Поломки турбобура происходят вследствие разъедания буровым раствором, раз- винчивания и вырывания верхней резьбы корпуса из нижней резьбы переводника и от- винчивания ниппеля с оставлением в скважине турбины.
Наибольшее число аварий с бурильными трубами при бурении гидравлическими забойными двигателями связано с разъеданием резьб промывочной жидкостью.
Падение бурильной колонны в скважину, являющееся одним из самых тяжелых видов аварии, происходит вследствие толчков и ударов бурильной колонны о выступы на стенках скважины, открытия элеватора при случайных задержках бурильной колон- ны во время спуска, резкой посадки нагруженного элеватора на ротор при неисправно- сти тормоза лебедки и при обрыве талевого каната и падении талевого блока на ротор.
4.3. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АВАРИЙ:
Для предупреждения прихватов необходимо:
1. применять высококачественные глинистые растворы, дающие тонкие плот-ные корки на стенках скважин
3. обеспечивать полную очистку глинистого раствора от обломков выбуренной породы;
4. регулярно прорабатывать в процессе бурения зоны возможного интенсивно-го образования толстых корок;
5. утяжелять глинистый раствор при вращении бурильной колонны;
6. следить в глубоких скважинах за температурой восходящего глинистого рас-твора;
Основными мерами предупреждения аварий с бурильными трубами являются:
1. организация учета и отработка бурильных труб в строгом соответствии с ин- струкцией;
2. технически правильный монтаж труб и замков, обеспечиваемый предвари- тельным осмотром и обмером;
3. организация обязательной профилактической проверки всех труб после окон- чания бурения скважины путем наружного осмотра, проверки основных размеров и гидравлического испытания;
4. обязательное крепление всех замковых, соединений машинными;
5. использование предохранительных колпаков или колец, навинчиваемых на резьбу замков;
6. бесперебойное снабжение буровых специальными смазками.
Чтобы предотвратить аварии, связанные с поломкой долот, необходимо:
1. перед спуском долота в скважину проверить его диаметр, а также проверить замковую резьбу, сварочные швы лап и корпуса и промывочные отверстия - наруж-ный осмотр, насадку шарошек на цапфах - вращением от руки;
2. бурить в соответствии с указаниями геолого-технического наряда.
3. поднятое из скважины долото отвинчивать при помощи долотной доски, промывать водой, подвергать наружному осмотру и замеру.
С ЗАБОЙНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ.
Для предотвращения аварий с турбобурами надо проверять крепление гайки, пе- реводника, ниппеля и вращение вала у каждого турбобура; такая проверка турбобура, поступившего с завода-изготовителя, производится на базе бурового предприятия, а турбобура, поступившего из ремонта - на буровой. Аварии с бурильными трубами час- то бывают при роторном бурении, скважин. Одна из основных причин этих аварий - совокупность всех напряжений, возникающих в трубх, особенно при местных пороках в отдельных трубах. С последним относятся разностенность труб, наличие внутренних напряжений в трубах, особенно в их высаженной части, как следствие неправильно
проведенного технологического процесса по изготовлению труб, и дефекты резьбового соединения труб.
- 1. Буровая скважина, ее элементы. Классификация.
- 5. Способы механического вращательного бурения. Функциональная схема процесса бурения наземных нефтегазовых скважин.
- 7,36. Расчет бурильной колонны на статическую прочность при роторном бурении.
- 8. Бурильная колонна, ее назначение. Элементы.
- 9. Нагрузки на обсадные трубы в различных технологических ситуациях:
- 10. Условия прочности обсадных колонн:
- 11. Бурильные трубы нефтяного сортамента: классификация, маркировка
- 12. Расчеты по выбору плотности промывочной жидкости
- 13. Соединительные муфты и замки бур. Труб. Переводники.
- 14. Совмещенные графики эквивалентов градиентов давлений
- 15. Легкосплавные бурильные трубы
- 17. Конструкция скважин, элементы коснтрукции, принципы разработки.
- 18. Расчет избыточного наружного давления на обсадную колонну при окончании экплуатации скважины.
- 19. Расчет избыточного наружного давления на обсадную колонну при окончании цементирования.
- 20. Утяжеленные бурильные трубы: назначение и типы убт.
- 22,47. Обсадные трубы и их соединения.
- 23. Расчет избыточного внутреннего давления на обсадную колонну при ее опрессовке.
- 24. Забойные двигатели: разновидности, принцип действия, достоинства и недостатки
- 25. Технологическая оснастка обсадных колонн.
- 27, 28 Типы турбобуров по их конструктивному исполнению и назначению.
- 29. Забойные винтовые двигатели: устройство и принцип работы.
- 31. Аварии при бурении нефтяных и газовых скважин: виды аварий и способы их предупреждения.
- 32. Инструмент для ликвидации аварий.
- 33. Качество цементирования обсадных колонн и его контроль.
- 34. Разобщение пластов: виды и способы цементирования обсадных колонн
- 40. Способы увеличения и уменьшения зенитных углов скважин
- Кустовое бурение. Многозабойные скважины.
- 42. Горизонтальные скважины:
- 43. Рейс бурения:
- 44. Цикл работ по заканчиванию скважины
- 45. Вызов потока пластового флюида при опробовании и освоении скважины.
- 47. Резьбовые и сварные соединения обсадных труб – вопрос 22
- 48. Требований правил безопасности при спо
- 49. Требования правил безопасности при приготовлении, использовании и очистке бр.
- 50. Требование правил безопасности при креплении ствола скважины
- 51. Консервация и ликвидация скважин
- 52. Циркуляция промывочной жидкости, режимы течения промывочных жидкостей.