Приборное оборудование
Для решения ряда аэронавигационных задач необходимо измерение и вычисление следующих параметров: барометрической высоты, приборной и истинной скорости полёта, числа М и температуры наружного воздуха. Для этих целей на самолёте используются следующие системы:
-
система полного и статического давления;
-
анероидно-мембранные приборы (АМП);
-
система воздушных сигналов СВС1-72-1В (2 комплекта);
-
центральная система воздушных сигналов скорости и высоты ЦСВ-3М-1Б;
-
корректоры-задатчики скорости КЗСП и высоты КЗВ;
-
измерительный комплекс реле давлений ИКДРДФ.
Система полного давления имеет 3 приёмника ППД-1М, каждый из которых обеспечивает полным давлением определённую группу потребителей. Два приёмника установлены на левом борту фюзеляжа, а один на правом в районе шп.6…7. Для предотвращения замерзания влаги предусмотрен обогрев ППД-1М и сигнализация отказа обогрева.
Система статического давления имеет 16 основных приёмников (по 8 приёмников с каждой стороны фюзеляжа в зоне шп.10 (по 2), шп.18 (по три), шп.20 (по два), шп.62 (по одному)) и 1 резервный (под обтекателем антенны КП-2). Основные 16 приёмников объединены в 8 линий статического давления.
Механические анероидно-мембранные приборы для измерения и индикации высоты, приборной и истиной воздушной скорости, вертикальной скорости снижения и набора высоты. На приборных досках членов экипажа установлено: 2 высотомера ВМ-15К, 4 КУС-730/1100, 3 вариометра ВАР-30МК и вариометр ВАР-75К. Для полётов за рубеж предусмотрена замена ВМ-15К на футомеры ВМФ-50К. Замена не требует конструктивных изменений.
Корректоры скорости и высоты измеряют отклонения приборной скорости и высоты полёта самолёта от заданных значений и выдают в САУ-1Т электросигналы пропорциональные этим отклонениям при включенных режимах «Стабилизация скорости» и «Стабилизация высоты». КЗСП выдаёт в САУ электросигнал при достижении скорости 600+20-10 км/ч. Этот сигнал используется для автоматического ограничения приборной скорости во всех режимах канала тангажа САУ. Совместно с каждым корректором работает блок сигнализации готовности, который перед подключением к САУ корректора контролирует выходной сигнал и если он превышает пороговое значение, то выдаёт сигнал отказа и корректор не подключается к САУ. При отказе корректора после подключения к САУ блок выдаёт сигнал отказа, но корректор остаётся подключенным к САУ. Сигнализация отказа производится сигнальными табло жёлтого цвета «Проверь Н зад» (2 шт.), которые включаются при ∆Н=60±20 м или «Проверь Vзад» (2 шт.) при ∆V=15 км/ч. Табло установлены на левой и правой ПДЛ. Включение табло «Проверь Нзад» дублируется речевым сообщением «Проверь заданную высоту».
ИКДР-ДФ-0,25-0,17-3 предназначены для включения красного табло «Превышение М, VПР» на ПДЛ при VПР=578±8 км/ч. При срабатывании любого из 2-х реле включаются оба табло. ИКДР-ДФ-0,04-0,038-3 предназначены для включения жёлтого табло «Проверь механизацию» на ПДЛ и РИ-65 «Скорость превышена! Проверь механизацию!» при достижении VПР=274…284 км/ч, если закрылки на 430. ИКДР-ДФ-0,1-0,065-3 предназначены для включения жёлтого табло «Проверь механизацию» на ПДЛ и РИ-65 «Скорость превышена! Проверь механизацию!» при достижении VПР=354…373 км/ч, если механизация 250/300. ИКДР-ДФ-0,1-0,075-3 предназначены для включения жёлтого табло «Проверь механизацию» на ПДЛ и РИ-65 «Скорость превышена! Проверь механизацию!» при достижении VПР=381…400 км/ч, если механизация 140/150.
СВС1-72-1В предназначена для выдачи в бортовые системы и на индикаторы следующие параметры: М, VИСТ, НОТН, НАБС, МКР=0,77±0,01, отклонения числа М от заданного ∆М, tНВ, РСТ. На самолёте установлено 2 комплекта СВС1-72-1В. ЦСВ-3М-1Б предназначена для вычисления и непрерывной выдачи на указатели оператора и в вычислитель ВБ-257-1И относительной барометрической высоты, истинной воздушной скорости и температуры наружного воздуха. Указанные параметры вычисляются в системе ЦСВ-3М-1Б на основании полного и статического давлений, температуры заторможенного воздуха и атмосферного давления на уровне земли. Автомат углов атаки и перегрузок с сигнализацией АУАСП-18КР предназначен для измерения в полёте местных текущих углов атаки и вертикальных перегрузок, вычисление критических углов атаки как функции числа М, индикации критических и текущих углов атаки и вертикальной перегрузки, а также сигнализации о наступлении критического режима по углу атаки и вертикальной перегрузке. Система сигнализации опасного сближения ССОС предназначена для предупреждения членов экипажа об опасной скорости сближения самолёта с землёй.
Приборы определения пространственного положения самолёта. Они измеряют:
-
угол крена относительно продольной оси самолёта;
-
угол тангажа относительно плоскости естественного горизонта;
-
угловую скорость разворота самолёта относительно вертикальной оси самолёта.
Состав:
-
центральная гироскопическая вертикаль ЦГВ-10П (левая, правая, контрольная — 3 шт.) расположена в техотсеке левый и правый борт шп.11…12;
-
блок сравнения гировертикалей БСГ-2П (1 шт.) расположен в техотсеке правый борт шп.11…12;
-
сигнализатор нарушения питания СНП-1 (1 шт.) расположен рядом с БСГ-2П;
-
указатель крена и тангажа УКТ-2 расположен у ШК;
-
выключатель коррекции ВК-90М (4 шт.) расположен в техотсеке левый и правый борт шп.11…12;
-
авиагоризонт АГБ-3К (1 шт.) на ПД КК;
-
электрические указатели поворота ЭУП-53МК-500 (2 шт.) расположены на ПД КК и ПКК.
-
магнитный компас КИ-13К.
Кислородное оборудование
предназначено для обеспечения жизнедеятельности членов экипажа и пассажиров при полёте на больших высотах в загерметизированной и разгерметизированной кабинах, а также для дыхания членов экипажа чистым кислородом при пролёте участков с заражённой атмосферой или при задымлении кабины. КП-19 и КП-21 установлены на баллоне КБ-2 с ёмкостью 7,65 л, который заряжается до р=30 кг/см2 при нормальных условиях.
Навигационное оборудование
Точная курсовая система ТКС-П предназначена для определения и индикации курса самолёта, а так же для выдачи электросигналов курса в другие системы самолёта. ТКС-П является централизованной системой объединяющие гироскопические и магнитные средства определения курса. При совместной работе с ДИСС-013 и УВК указатель ТКС-П обеспечивает индикацию угла сноса, заданного и фактического путевых углов самолёта. Инерциальная навигационная система И-11-76 предназначена для определения координат местоположения, скорости, углов крена, тангажа и курса самолёта. И-11-76 служит в качестве автономного источника навигационной информации, которая выдаётся на цифровой индикатор штурмана. Принцип действия инерциальной системы основан на непрерывном измерении линейных ускорений поступательного перемещения самолёта в направлении на Север (вдоль оси У) и на Восток (вдоль оси Х) с помощью 2-х акселерометров, расположенных под углом 90 градусов друг к другу на горизонтальной гиростабилизированной платформе и последующим двукратным интегрированием сигналов ускорения (ау, ах) в ЦВМ. После первого интегрирования формируется первая составляющая путевой скорости (VN и VE) ; . Сложение векторов составляющих путевой скорость формируется самой путевой скорости W и все остальные параметры УС, ИК, ПУ и другие. После второго интегрирования формируются составляющие пройденного пути в направлении на север и на восток:
Sкм= ;
Zкм= .
БСОК
Бортовая система регистрации режимов полёта МСРП-64М-2 предназначена для записи на магнитную ленту основных параметров полёта, работу его силовых установок, систем и оборудования, а также записанной информации для определения причин лётного происшествия. Записываемая информация расшифровывается только на земле с помощью декодирующих устройств типа НДУ-8, Луч-74, АРМ «Топаз-М». Трехкомпонентный самописец К3-63 предназначен для регистрации в полёте высоты, приборной скорости и перегрузки. Речевой самописец — магнитофон МС-61Б, для записи переговоров в кабине экипажа.
Система автоматического управления
САУ-1Т-2Б предназначена для:
-
автоматического и директорного пилотирования самолёта по заданному маршруту с Н=200 м до максимальной высоты полёта в режимах набора высоты, горизонтального полёта и снижении;
-
построение предпосадочного манёвра по сигналам УВК и построение манёвра типа «Коробочка» по сигналам АРК-15;
-
захода на посадку до Н=60 м в автоматическом и директорном управлении.
-
САУ включает в себя: сдвоенный автопилот (АП), управляющий РН, РВ и элеронами, сдвоенный автомат тяги (АТ), управляющий РУДами; сдвоенный автомат перестановки стабилизатора АПС; демпфер крена и сдвоенный демпфер рысканья, управляющий РН и элеронами при выключенном автопилоте.
В канале крена САУ используются следующие режимы:
-
«Курсовая стабилизация»;
-
«Управление» от ручки «Крен»;
-
«Управление» от ручки «Курс»;
-
«Управление» от ручки «ЗПУ» у штурмана;
-
«Управление» от УВК и ИНС «Полёт по ЛЗП»;
-
«Управление» от УВК «Десантирование с ПН» и «Десантирование с ЗН»;
-
режим «Коробочка»;
-
«Заход на посадку» — выход на осевую ВПП;
-
полуавтоматический (директорный) режим с 5 по 8 включительно.
Канал тангажа включает следующие режимы автоматического управления:
-
«Стабилизация текущего угла тангажа»;
-
«Управление» от ручки «Спуск-Подъём»;
-
«Стабилизация скорости»;
-
«Стабилизация числа М»;
-
«Стабилизация высоты»;
-
«Заход на посадку» — снижение по глиссаде;
-
полуавтоматический (директорный) режим работы с режимом «Стабилизация высоты» по «Заход на посадку»;
-
автоматическое ограничение VПР МАХ=600+20-10 км/ч.