Период до 1956 года
Своеобразные газопроводы применялись в храме огнепоклонников в Сураханах близ Баку, основанном в VII веке. В его центральной части находится четырехугольное сооружение, в углах которого имеются вертикальные каменные четырехугольные трубы. Когда-то по ним поднимался, а затем сгорал в факелах газ, который был подведен к зданию по каналам из камней и глины. Описание этого храма содержится в дневнике тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» (1466 г.): «А яз пошел к Дербенту, а из Дербента к Баке, где огнь горит неугасимы».
О «газопроводах» Сураханского храма огнепоклонников в 1886 г. писал известный немецкий химик, профессор К. Энглер: «Среди двора возвышается, сравнительно говоря, маленький, открытый с четырех сторон храм, составляющий главнейшее святилище всего здания. Газы, отводятся каменными каналами к различным местам главного здания, окружающего двор, и к верхней части маленького храма, венчая его во время службы рядом длинных огоньков».
В пятидесятых годах XIX века была предпринята попытка провести по трубе газ, выделяющися из земли на о. Святом, с тем, чтобы использовать его для освещения маяка. Попытка оказалась неудачной, так как пламя постоянно прерывалось из-за негерметичных соединений труб.
Когда в 1902 г. скважина №1 в Сураханах дала газ, нефтепромышленники приступили к срочной прокладке газопроводов в Балахано-Сабунчинский район, чтобы использовать его в качестве топлива для паровых котлов. Эти газопроводы имели протяженность 10…12 км и диаметр 150…350 мм.
В 1909 г. начали утилизировать попутный нефтяной газ в Грозном. Сначала его источником была скважина №10 в Мамакаевской балке Старого района. От нее до кочегарки провели газопровод длиной 277 м из железных газовых труб диаметром 100…150 мм.
Позже стали отбирать газ из скважины №3, направляя его в механические мастерские (для обеспечения работы кузнечного горна) и в общие кухни (для использования при приготовлении пищи).
Поскольку давления газа других скважин было недостаточно, то для его использования был заказан эксгаутер завода К. Энке в Лейпциге, способный высасывать газ из скважин и перекачивать по газопроводу диаметром 200 мм в количестве 12 м3 в минуту под избыточным давлением 0,03 МПа.
Прокладка газопроводов позволила уменьшить количество нефти, потребляемой для отопления паровых котлов и приведения в действие газовых моторов. Экономия составила в среднем 36%.
После завершения гражданской войны строительство газопроводов в нашей стране продолжилось. Во второй половине 20-х годов XX века были сооружены трубопроводы от Бинагандинского промысла к поселку Бинаганды (Апшеронский полуостров): в 1925 г. – диаметром 350 мм, протяженностью 7,8 км, а в 1929 г. – протяженностью 4,3 км.
В 1927-1928 г.г. из Сураханов в Белый город был проложен газопровод диаметром 400 мм для питания газом котлов предприятия «Электроток». В первый же год его работы по нему было перекачано количество газа, эквивалентное по теплотворной способности 30 тыс. т нефти, что полностью компенсировало все затраты.
В конце 20-х - начале 30-х годов XX века было построено 4 газопровода в Баку с месторождения Кара-Чухур: в 1929 г. – диаметром 400 мм, в 1930 г. – диаметром 300 мм, в 1931 г. – диаметром 250 мм и в 1932 г. – диаметром 300 мм. Кроме того, в 1931 - 1932 г.г. был сооружен газопровод диаметром 300 мм с промыслов Биби-Эйбата в Черный город, а в 1932 г. – диаметром 350 мм в Белый город. Все это позволило решить проблему газоснабжения г.Баку и только в 1931г. сэкономить 190400 т других видов топлива.
В 1936 г. были проложены два газопровода с вновь открытого месторождения Чехнагляр в Кировском районе Баку на ГРС «30-й участок» протяженностью около 11 км каждый».
Общая протяженность газопроводов в стране к 1940 г. не превышала 100 км.
Попутный нефтяной газ, добываемый на нефтепромыслах Башкирии (район г. Ишимбая), в первые годы не использовался. Но уже в 1940 г. ишимбайские нефтяники начали газифицировать жилой фонд и общественные здания. В тяжелые годы войны газификация продолжалась и к 1945 г. протяженность газопроводов в Ишимбае достигла 17 км, а общее потребление попутного нефтяного газа составило около 12 млн. м3.
Еще в 30-годах XX века академик И. М. Губкин предположил, что в Саратовской области имеются залежи природного газа, а в конце 1940 г. в Тепловке, в 75 км от Саратова, ударил первый газовый фонтан. В октябре 1941 г. стала давать газ с дебитом 800 000 м3 скважина, пробуренная в Елшанке.
В 1942 г. Саратов был прифронтовым городом и крайне нуждался в топливе. 5 сентября 1942 г. Совнарком СССР принял постановление «Об эксплуатации природного газа Елшанского месторождения в Саратовской области и снабжении этим газом Саратовской ГРЭС». Работы велись круглые сутки. В целях светомаскировки сварщики в ночное время вели работы под специальными укрытиями. Траншею для газопровода вручную копали женщины, студенты, школьники. А рядом рыли окопы и противотанковые рвы. Через 35 дней, 28 октября 1942 г., газопровод от Елшанки до Саратовской ГРЭС протяженностью 18 км был введен в эксплуатацию. А 18 января 1943 г. елшанский газ пришел и на Саратовскую ТЭЦ.
В том же 1942 г. недалеко от г. Бугуруслана (Оренбургская область) было открыто месторождение с запасами газа в сотни миллионов кубометров газа. Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве газопровода Бугуруслан – Куйбышев. В связи с нехваткой труб для этого были демонтированы бездействующий газопровод в г. Ишимбае и газопровод Избербаш – Махачкала. Однако этих труб не хватило. Поэтому 16 км из 160 было построено из асбоцементных труб, которые соединялись специальными муфтами. В сентябре 1943г. бугурусланский газ поступил в Куйбышев, обеспечив топливом крупнейший промышленный район.
Когда стало ясно, что в Великой Отечественной войне наступил перелом, ответственные работники Наркомата нефтяной промышленности, думая о послевоенном будущем страны, направили И. В. Сталину письмо, в котором указывали, что Москва - единственная в мире столица крупного промышленного государства, основным видом топлива в которой оставались дрова. Это, во-первых, было дорого, поскольку древесину везли за 600-800 км, а во-вторых, отражалось на престиже СССР, как великой державы. Исправить ситуацию, по мнению авторов письма, могло бы строительство газопровода от Саратова к Москве (к тому времени под Саратовом было открыто Курдюмское газовое месторождение). Уже в сентябре 1944 г. Государственный Комитет Обороны принял решение о сооружении газопровода Саратов – Москва диаметром 325 мм и протяженностью 843 км. Изыскания на трассе продолжались до февраля 1945 г. В ходе строительства на трассу было доставлено 50 000 т грузов, пересечены десятки больших и малых рек, включая судоходные Цну, Оку, Москву-реку, 150 км лесных массивов, десятки железных дорог, сварено тройным швом 100 000 стыков. 11 июля 1946 г. саратовский газ пришел в Москву. На это экономичное и экологически чистое топливо была переведена крупнейшая электростанция столицы, хлебозаводы, больницы, коммунально-бытовые предприятия. Первыми бытовыми потребителями газа стали жители Красной Пресни и Даниловской заставы. Москвичи расстались с керосинками, примусами, хлопотами по завозу, хранению, и распиловке дров. Возле котельных исчезли горы угля и шлака.
В 1939 г. СССР присоединил к себе Западную Украину, а в 1940 г. добыча газа здесь (на месторождениях Дашава и Опары) составила 280 млн. м3. Это обусловило строительство в Западной Украине ряда газопроводов. В частности, в 1940-1941 гг. для транспортировки газа был построен трубопровод Дашава – Львов диаметром 200 мм и длиной 70 км.
Еще в 1944 г. был спроектирован газопровод Дашава – Киев протяженностью 512 км и диаметром 529 мм. К его строительству приступили в 1946 г. и закончили через 2 года. В 1948 г. на Украине были газифицированы города Киев, Львов, Дрогобыч, Борислав, Ходоров, Жидачев, Медыничи, Николаев, Стрый, Калуш, Трускавец, Моршин.
В первые послевоенные годы СССР испытывал большую потребность в техническом углероде (саже), испольовавшемся в резиновой промышленности. Поэтому в 1946 г. было принято решение построить несколько заводов по его производству, в том числе Ухтинского завода технической сажи с газопроводом Войвож – Ухта. Его строительство велось в очень непростых условиях: болотистая местность, низкие температуры воздуха, недостаточные количества материалов, оборудования и инструментов. Кроме того, качество сварки было низким, что приводило к частым разрывам. Приходилось то и дело раскапывать траншей, ремонтировать и заново закапывать трубы. Поэтому было решено проложить газопровод путем его подвешивания на деревянных опорах А-образного типа.
Магистральный газопровод Войвож – Ухта был начат строительством в июне 1947г. и введен в пробную эксплуатацию в ноябре 1948 г. При диаметре 325 мм его длина составила чуть больше 104 км до точки разветвления. Ответвление на завод технической сажи (ныне Сосногорский ГПЗ) диаметром 273 мм имело длину 7,8 км. То есть полная длина газопровода составила около 112 км.
В 1952 г. был введен в эксплуатацию крупный магистральный газопровод Дашава – Киев – Брянск - Москва общей протяженностью 1300 км и диаметром 529 мм. На нем впервые были применены отечественные газомотокомпрессоры (типа 10 ГК).
21 июля 1953 г. началась газификация г. Уфы - газовые горелки были зажжены в квартирах дома № 2 по улице Ленина. Для газоснабжения был использован попутный нефтяной газ Туймазинского месторождения, для чего был построен газопровод Туймазы - Уфа.
Общая протяженность газопроводов в стране к концу 1955 г. составила всего 4861 км.
- 5. Трубопроводный транспорт газа
- 5.1. Развитие трубопроводного транспорта газа
- Период до 1956 года
- Период с 1956 г. До распада ссср
- 5.2. Свойства газов, влияющие на технологию их транспорта
- 5.3. Классификация магистральных газопроводов
- 5.4. Основные объекты и сооружения магистрального газопровода
- 5.5. Газоперекачивающие агрегаты
- 5.6. Аппараты для охлаждения газа
- 5.7. Особенности трубопроводного транспорта сжиженных газов