Культура Тверского края в конце XVI-XVII вв.
Одно из самых замечательных произведений литературы XVII в. — «Повесть о Тверском Отроче монастыре», дошедшая до нас в нескольких списках. Она невелика по объёму и написана в жанре исторического романа. В основе «Повести» рассказ об основании монастыря, но одновременно и повествование о человеческих судьбах, о любви, о счастье и несчастье.
Первый тверской князь Ярослав Ярославич, рассказывает «Повесть», заехав во время соколиной охоты в с. Едимоново, узнал о предстоящем в этот день венчании своего дружинника (отрока) Григория с дочерью местного пономаря красавицей Ксенией. Князю так понравилась невеста, что он обвенчался с нею. Огорчённый Григорий принял монашество, а через несколько лет основал в Твери монастырь в устье Тверцы.
История со свадьбой вымышлена. Ксения, жена Ярослава, в действительности являлась дочерью новгородского боярина. Исторические персонажи искусно помещены в легендарную обстановку. Написанная местным автором повесть нисколько не провинциальна по своей талантливости. Её считают важным вкладом в создание русской литературы нового времени.
Несколько уроженцев тверских земель стали в конце XVII в. известными учёными. Один из них — Павел Роговский, крестьянин Калязинского Троицкого Макарьева монастыря. После долгих лет учебы в Европе он получил в Риме звание доктора богословия и философии. По возвращении в Россию Роговский стал в 1700 г. ректором Славяно-греко-латинской академии в Москве. В это же время началась научная и преподавательская деятельность Леонтия Магницкого, уроженца Осташковской слободы, автора первого русского учебника математики.
Заметной частью русской культуры этого времени являлась тверская архитектура. В 1567 г. построена Вознесенская церковь в Оршине Вознесенском монастыре, в 1569-1584 гг. — Ввведенская церковь в Старицком Успенском монастыре, в 1592 г. — Покровская церковь в Краснохолмском Николаевском Антониеве монастыре и Смоленская церковь в с. Кушалине. В 1630-х гг. в Твери отремонтировали древний Спасо-Преображенский собор, значительное строительство велось в Жёлтиковом Успенском монастыре в низовьях Тьмаки. В 1689-1696 гг. по распоряжению архиепископа Сергия выстроен новый Спасский собор в кремле. Образцом послужил главный храм Москвы — пятикупольный Успенский собор. Виды Твери, её кремль и Спасский собор запечатлели на рисунках немецкий учёный Адам Олеарий, барон Мейерберг, голландский путешественник Николаас Витсен (1665 г.). Шведский военный инженер Эрик Пальмквист создал план Твери, первый из известных нам.
В середине XVI в. на одном из селигерских островов, Столбном, поселился монах Нил. Слава об этом отшельнике и совершаемых им чудесах распространилась по всему побережью. По преданию, он отличался такими духовными подвигами, как истязание своей плоти постоянными бдениями и молитвами, когда даже в короткие минуты отдыха не ложился, а повисал на деревянных крюках-костылях, вбитых в стену. Так его изображали на иконах и в деревянной скульптуре. Местные жители рассказывали, что после его кончины на могиле происходили чудеса исцеления. Это послужило одной из главных причин основания на острове монастыря. В 1591 - 1594 гг. в нём построили первую деревянную церковь, Богоявленскую. При царе Михаиле Фёдоровиче в монастырь были сделаны богатые вклады, и настоятель Нектарий, человек энергичный и образованный, заново отстроил обитель. В 1622 г. воздвигли пятиглавую Покровскую церковь, а после большого пожара 1665 г. — каменный Богоявленский храм, освящённый в 1670 г., и возвели каменные стены вокруг монастыря.
В 1694 г. на берегу оз. Вселуг в верховьях Волги поднялась в Ширковом погосте многоярусная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Местные жители гордо называют её «тверскими Кижами». Высота церкви до креста около 40 м.
Древнейшая из действующих церквей в самой Твери — семиглавая «Белая Троица», построенная в 1564 г. на городской окраине, в ремесленной слободе. Впоследствии её внешний вид не раз изменялся, здание обросло пристройками.
Велось каменное храмовое строительство и в других тверских городах: Торопце, Старице, Кашине, Калязине, в загородных монастырях, в богатых сельских вотчинах.
Таким образом, Тверской край в XVII в. жил насыщенной духовной жизнью. Высшие образцы тверской литературы и архитектуры стали национальным достоянием.