logo
Ekzamen_Po_A_v (1)

Ткачество. Тканые и войлочные ковры.

ПАЛАСЫ

 Палас наиболее технологически простой в изготовлении тип тканых ковров.

Для того, чтобы соткать палас, на раму туго и плотно, одна к другой, натягивают нити основы. Они являются своего рода «скелетом» паласа. Нити основы образуют бахрому ковра ручной работы, они (в идеале) не видны на полотне ковра и их окрас не влияет на общую палитру. Основные требования к ним - это нужная толщина и прочность. Основой для паласа (как и для любого другого ковра) могут быть нити из шерсти, хлопка, шёлка, а, иногда, и синтетические нити.

Поперечно нитям основы вплетается нить, называемая уточной, для паласа она и является образующей. Цветовые сочетания этих нитей и составляют колористику и рисунок паласа. Паласы являются коврами двухстороннего пользования, то есть не имеют технической стороны. Палас наиболее распространённый тип ковра. Традиции его изготовления свойственны народам Европы, Азии, Северной Африки и Латинской Америки.

Палас ручной работы всегда выгодно отличается от машинного не только своим высоким качеством, но и той положительной энергетикой, которой обладают вещи, являющиеся плодом кропотливого ручного труда.

 

КИЛИМЫ

 Основные принципы ручного производства килимов идентичны технологии изготовления паласа (см. графу «Палас»). Но килим сложнее по своей структуре: уточная ( поперечная основе) нить вплетается не от начала до конца ряда, а прерывается в определённых местах нитями других цветов. Делается это для получения своеобразного сложного ( в сравнении с паласом ) орнамента.

 При этом, нить определённого цвета не прерывается на каждом ряду , а используется до окончания орнаментального элемента . Килим в классическом виде может иметь ритмичный геометрический орнамент ( например ,традиционный дагестанский килим ) , либо крупный стилизованный растительный узор, который в силу технологических особенностей приобретает некоторую допустимую угловатость (например , болгарские килимы ).

 На стыке нитей разных цветов, при натяжении полотна килима, естественно наличие щелей, которые не проявляются при напольном использовании. Килимы, как и паласы, являются коврами двухстороннего пользования.

  

СУМАХИ

Сумахи производятся преимущественно из шерстяных нитей. Нити из хлопка используются иногда как нити основы, а в Иране существуют традиции изготовления сумахов из шелка.

 Технология изготовления сумахов имеет несколько отличий от принципов производства килимов и паласов, первое и основное из которых заключается в наличии у сумаха, после каждого тканого разноцветового ряда, уточной необрываемой фиксирующей тонкой нити. То есть это нить чередуется с рядом нитей разных цветов ( для получения необходимого рисунка) поперечно на нитях основы. Таким образом, полотно сумаха не имеет на поперечных стыках цветов орнамента щелей, свойственных килиму. В каждом ряду нить определенного цвета, при необходимости, обрывается на обратной стороне сумаха с небольшим напуском, придавая его изнанке некоторую ворсистость.

Сумахи, в отличии от килимов и паласов, ковры одностороннего использования, то есть имеется и лицевая и техническая сторона. Вследствие наличия на технической стороне сумаха ворсистости по нему мягче ходить, что повышает его эксплуатационные характеристики.

Особенности изготовления сумахов позволяют получать как геометрические, так и растительные орнаменты различной степени сложности. Традиции изготовления сумахов широко распространены на Кавказе и в Иране. Например, всемирно известны прекрасные дагестанские сумахи.

ойлочные ковры с ввалянным узором. Для изготовления ковра с вваалянным узором используется предварительно окрашенная и расчесанная непряденая шерсть. Рисунок выкладывается цветной шерстью, а в процессе валки ковра группы разноцветных шерстинок сцепляются друг с другом, благодаря чему обеспечивается и прочность ковра и мягкость соединения узора с фоном. Эта техника изготовления ковра дает возможность получать удивительной красоты узоры, напоминающие акварельные переливы (цв. вкл. 19).  Мозаичные войлочные ковры выполняются из вырезанных цветных форм, сшитых в соответствии с задуманной композицией ковра. Места стыков зашиваются однотонной или разноцветной тесьмой. Поскольку узор вырезается из готового плотного войлока и после этого сшивается, рисунок ковра не подвержен тем изменениям, которые может претерпеть ковер из мягких волокон шерсти в процессе валки и использования его в быту. Пришиваемая по стыковым швам тесьма не только способствует удлинению срока службы изделия, но и используется для усиления декоративных качеств ковра, для подчеркивания художественной выразительности сложных узоров, чего невозможно достичь в коврах с ввалянным орнаментом.