logo
Копия Министерство образования Республики Башко

1.1 История появления прически

Прическа во все времена занимала одно из значительных мест в жизни общества. Прическа появилась в первобытном обществе значительно раньше, чем одежда, и изменялась вместе с эволюцией человеческого общества. Археологические находки подтверждают, что уже в 5-6 вв. до н.э. уходу за волосами уделялось особое внимание. С развитием классового общества, особенно в период абсолютизма, прическа стала символом сословной принадлежности. Прическа отражает не только национальные черты, расовую принадлежность, но и личное отношение, индивидуальный вкус человека.

Так что же такое прическа? Прическа – это форма, придаваемая волосам завивкой, стрижкой, укладкой. Прическа может быть как из естественных, так и из искусственных волос - коротких, длинных, прямых и вьющихся. Часто ее компонентами становятся постижерные изделия: косы, локоны, шиньоны, «накладки».

Прическа, как и костюм, является произведением искусства, она всегда отражает определенный этап развития культуры, искусства, науки. При смене художественных стилей и направлений в искусстве изменялся вид, силуэт причесок.

Быстрая смена моды в прическах активизирует парикмахеров на изучение причесок прошлых эпох: недаром говорят, «что новое- это хорошо забытое старое».

В древнем Египте прически знати отличались пышностью, простонародья - скромностью и сдержанностью. Но при более глубоком изучении тех и других можно подметить общность линий и силуэтов: прически походили на геометрическую фигуру - трапецию. Хотя основным атрибутом прически был парик, она все же не отличалась большим разнообразием, особенно у мужчин. Женские прически постепенно нарушали это однообразие, становились более декоративными. Все свободное население Египта носило парики, форма, размеры и материал которых указывали на социальное положение его владельца. Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как темно-коричневый и черный цвета считались модными, особенно в период Нового царства. Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, землевладельцы, ремесленники – маленькие, круглой формы. Парики были не только сословной принадлежностью, но и выполняли роль головных уборов, защищая от палящих лучей солнца. Часто во избежание солнечного удара знатные вельможи надевали несколько париков один на другой, создавая тем самым воздушную прослойку. В торжественных случаях одевали длинные парики, завитые крупными локонами. Жрецы - служители культа - обычно брили голову и лицо, надевали парики или громоздкие маски, изображавшие морду священного животного. Знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос.

Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и замысловатые, особенно прически цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они получили название «геометрических». Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и надевали парики. Самыми типичными прическами на париках были две: первая - все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая прическа имела форму шара. Обе они были «геометрическими».

В древнем Риме прически меняли несколько раз в день; эта страсть была так велика, что даже на мраморных бюстах и скульптурах делали съемные детали для перемены причесок. Прически постепенно увеличивались в высоту, поэтому стали использовать проволочные каркасы, подкладные валики, специальные украшения из медной проволоки в виде изящных диадем для поддержки и укрепления прядей волос. Сложные, многоярусные прически требовали большого количества волос, поэтому стали пользоваться накладными волосами - париками.

В Японии прическу покрывали растопленным маслом или воском, чтобы волосы блестели. Прически были очень высокими, поэтому для сохранения прически голову на ночь клали на специальные деревянные подставки, вернее, подголовники. Прически выполнялись из естественных волос, но знатные японки иногда использовали парики.

Прически Московского и Итальянского государства 15-16 вв. были схожи. Девушки Московского государства заплетали волосы в одну косу, разделяя волосы прямым пробором. Во Флоренции самая популярная – «флорентийская коса». Для нее все волосы разделялись прямым пробором, зачесывались полукругом на щеки, на затылке заплеталась коса, ровная по толщине. Девушки причесывались просто, заплетая на затылке одну косу и укладывая ее венчиком вокруг головы, или заплетали две косы, распускали завитые волосы по плечам.

Но временя меняется и сама жизнь требует изменений.

В конце 19 века в искусстве зарождается стиль модерн. Этот стиль повлиял не только на изобразительное искусство, но и на костюм и прически. Женские прически делались преимущественно из длинных волос и замысловато укладывались. В 1904 году немецкий парикмахер Карл Неслер изобрел долгосрочную завивку.

В 1914-1918 годах в моду вошла короткая стрижка. И если ранее короткие волосы считались признаком «неблагонадежности», то теперь это стало обычным явлением.

С 1983 года наметились три стилевых направления: классический, спортивный и романтический.

И далее мода в прическе постоянно делает круговорот, сохраняя формы, добавляя детали и наоборот.

Разнообразие причесок не знает границ. Прически короткие, длинные, различные виды стрижек, сочетание в одной прическе длинных и коротких волос… Затем экстравагантность выходит из моды, уступив место мягкости и женственности. Вошли в моду накладные косы, шиньоны. После некоторого перерыва вновь начинают входить в моду парики. Назначение париков изменилось, теперь они стали дополнением туалета – как сумка, перчатки, бижутерия. Парики изготовляются из искусственных волос разного цвета. Потребность в них так велика, что лондонская фирма по изготовлению париков «Хэрейзерс» в кратчайшие сроки разработала триста различных моделей в сорока четырех цветовых решениях.

В 1988 году становятся модными теплые тона волос: блондин, рыжий, каштановый. Для создания объема используют прикорневую химическую завивку .Для увеличения объема и пышности в прическах используют искусственные пряди. Оригинальная технология крепления накладных прядей разработана лондонским салоном «Шуми».

В современных прическах нет единого направления, шаблона, однообразия. В цветовой гамме можно увидеть самые неожиданные решения.

Как считают стилисты, прическа – это часть имиджа, с ее помощью можно создать любой образ, например молоденькой Лолиты (из одноименного романа В.Набокова) или эксцентричной и томной Эльзевиры Ренессанс из пьесы «Клоп» В.Маяковского.