История развития региональной политики
В постсоветский период реальная региональная политика характеризовалась двумя разнонаправленными этапами: с 1991 года по 2000 год и с 2000 года по настоящее время.
Ситуация 1991 года предопределила волну региональной самостоятельности, местами доходящей до проявлений сепаратизма. Общая слабость федеральной власти в сочетании с хроническим дефицитом федерального бюджета обусловила появление ряда сильных регионов, мало экономически зависимых от федерального центра. Параллельно с этим резко увеличились проявления национального сепаратизма, максимальным проявлением которых явились полномасштабные вооруженные конфликты на Северном Кавказе.
В этот период органы государственной власти Российской Федерации неоднократно предпринимали попытки разработать стройную систему региональной политики. В 1994 году Администрация Президента Российской Федерации подготовила проекты документов «Региональная стратегия России» и «Программа развития депрессивных районов России». Их идеи были воплощены в Указе Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», который стал первым официальным документом такого рода. Однако на практике он остался декларацией общих принципов и подходов. В последствии неоднократно, в том числе и Министерством регионального развития Российской Федерации, разрабатывались иные проекты концепций региональной политики.
С 2000 года четко обозначилась смена вектора в региональной политике. Был предпринят комплекс мер по существенному укреплению системы государственной власти, создан новый уровень управления в виде федеральных округов. Законодательства субъектов Российской Федерации были приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации. Последовательно проведенные изменения в Налоговом кодексе Российской Федерации и в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в том числе изменившие систему межбюджетных отношений, позволили сконцентрировать большую часть финансовых ресурсов в федеральных органах исполнительной власти.
Большую роль в развитии представлений о региональной политике в Российской Федерации сыграли процесс разработки и реализации программ, в том числе федеральных целевых программ, и стратегий социально-экономического развития регионов, формирование особых экономических зон разного типа, отбор проектов для финансирования за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, создание системы оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Такие действия позволили вовлечь в разработку проблем регионального развития обширные слои экспертного сообщества и принципиально поднять значение региональной тематики в системе приоритетов государственной деятельности.
Следует особо отметить, что роль региональной политики в Российской Федерации, очевидно, возрастет после вступления страны во Всемирную торговую организацию. Региональная политика станет важным направлениям оказания прямой помощи государства отечественным производителям товаров, работ и услуг.
К 2013 году в основном, создана нормативно-правовая база для осуществления региональной политики. Полномочия между различными уровнями власти в целом разграничены, упорядочено бюджетное устройство и сформированы главные принципы межбюджетных отношений, закреплены правовые основы осуществления территориального планирования, определены организационно-правовые условия для развития местного самоуправления, сформированы механизмы стимулирования эффективной деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Кроме того, в течение прошедших двух десятилетий были созданы почти все основные элементы системы государственного стратегического планирования и системы территориального планирования.
Однако остается нерешенным ряд проблем реализации региональной политики в Российской Федерации. Недостаточно эффективна координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленная на комплексное социально-экономическое развитие регионов, создание благоприятных инвестиционных условий.
Возникают определенные сложности при реализации установленных федеральным законодательством общих принципов организации местного самоуправления. Выполнение его полномочий не обеспечено в необходимой мере материальными и финансовыми ресурсами. Высокий удельный вес межбюджетных трансфертов в собственных доходах местных бюджетов свидетельствует о необходимости разработки механизмов, стимулирующих наращивание экономического потенциала большинства муниципальных образований.
Отсутствуют механизмы ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за эффективное использование полученных межбюджетных трансфертов, недостаточна мотивация этих органов к развитию собственного налогового потенциала.
Важнейшим инструментом влияния на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является размещение и развитие на их территориях федеральной производственной, социальной, транспортной, общественной и таможенно-логистический инфраструктуры. Однако в настоящее время применение данного инструмента не позволяет достичь должного эффекта, прежде всего в силу отсутствия целостной системы стратегического планирования. Это существенно сдерживает полномасштабное осуществление мероприятий региональной политики в Российской Федерации.
Требуется оформление системной практики администрирования и управления региональным развитием и единой нормативно-методической базы. Упорядочения и согласования между собой требуют инструменты и документы региональной политики.
Перечисленные недостатки предопределяют необходимость разработки новых целей, задач и направлений реализации региональной политики в Российской Федерации.
Недостаточно скоординирована деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере укрепления общегражданской идентичности и гармонизации межнациональных отношений, оказывающих непосредственное влияние на обеспечение национальной безопасности и территориальной целостности государства, стабильное социально-экономическое развитие территорий.
Несмотря на все предпринятые меры базовая задача региональной политики – сокращение различий социально-экономического состояния субъектов Российской Федерации – так и не достигнута.
В течение первого десятилетия XX столетия уровень региональных диспропорций в Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям оставался весьма высоким по сравнению с Украиной, Казахстаном и некоторыми другими странами бывшего СССР. Он несколько снизился в конце десятилетия, однако главной причиной этого оказался охвативший страну кризис, во время которого региональные диспропорции, судя по мировому опыту, обычно снижаются.
- Контрольная работа
- Отличие региональной экономики от региональной политики.
- История развития региональной политики
- Развитие региональной политики за рубежом
- Заключение
- Раздел 2. Отрасли экономики России: формирование, современное состояние, проблемы и перспективы развития. Введение
- 2.1. История развития машиностроения.
- 2.2. Машиностроение на сегодняшний день.
- 2.2. Автомобилестроение
- Заключение
- Раздел 3. Комплексная социально-экономическая характеристика экономического района. Введение
- 3.1. Ресурсы
- 3.2. Полезные ископаемые и нерудные ресурсы
- 3.3. Агропромышленный комплекс
- 3.4. Промышленность
- 3.5. Демографическая ситуация
- Заключение