4. Эффективные показатели двигателя. Механические потери в двигателе.
Эффективным показатели позволяют оценить совершенство двигателя в целом, с учетом потерь мощности на трение и привод вспомогательных механизмов.
Развиваемая в цилиндрах индикаторная мощность Рi, не может быть использована полностью для движения автомобиля. Часть этой мощности, называемая мощностью механических потерь РМ, затрачивается в самом двигателе на преодоление трения и привод вспомогательных механизмов (механизм газораспределения, топливный, масляный и водяной насосы, вентилятор, генератор и т.д.). Мощность, равная разности мощностей Рi; и РМ, называется эффективной мощностью двигателя Ре :
Ре = Рi – РМ
Для удобства оценки механических потерь двигателя введено понятие о механическом КПД ηМ, представляющем собой отношение эффективной и индикаторной мощности:
ηМ = Ре / Рi = 1 – РМ / Рi
Механический КПД при номинальном режиме работы карбюраторного двигателя равен 0,70...0,87, дизеля – 0,75...0,90.
Мощность РМ определяют экспериментально.
Эффективные и индикаторные показатели взаимосвязаны следующими простыми соотношениями посредством механического КПД:
эффективная мощность
Ре = Рi ηМ
среднее эффективное давление
pе = pi ηМ
эффективный КПД (позволяет оценить экономичность работы двигателя в целом)
ηе = ηi ηМ
эффективный удельный расход топлива
ge = gi / ηМ
Эффективный крутящий момент на валу при известной мощности Ре и соответствующей ей частоте вращения n вала двигателя:
где Ре , кВт; n , мин-1.
Эффективный КПД автотракторных двигателей, работающих на режиме полной мощности, находится в пределах для карбюраторных двигателей 0,2...0,3, для дизелей – 0,3...0,4. Значения эффективного удельного расхода топлива для карбюраторных двигателей составляют 290...330, для дизелей – 210...260, г/кВт ч.
Литровой мощностью называется эффективная мощность, отнесенная к 1 л рабочего объема двигателя:
Величиной литровой мощности пользуются для сравнительной оценки различных двигателей с точки зрения совершенства рабочего процесса и конструктивного выполнения: чем больше литровая мощность, тем меньше габариты и удельная масса двигателя. Литровая мощность составляет для карбюраторных двигателей 15...37, для дизелей – 6. ..22, кВт/л.
- «Автомобильные двигатели»
- 1. Замкнутые теоретические циклы двигателей внутреннего сгорания. Особенности (допущения) замкнутых теоретических циклов. Виды замкнутых теоретических циклов и их диаграммы состояния.
- «Автомобильные двигатели»
- 2. Действительные циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания. Отличительные особенности действительного цикла. Индикаторные диаграммы четырехтактных двигателей.
- «Автомобильные двигатели»
- 3. Индикаторные показатели рабочего цикла двигателя.
- «Автомобильные двигатели»
- 4. Эффективные показатели двигателя. Механические потери в двигателе.
- «Автомобильные двигатели»
- 5. Наддув автомобильных двигателей: назначение, классификация, регулирование.
- «Автомобильные двигатели»
- 6. Экологические показатели автомобильных двигателей. Основные способы снижения токсичности и дымности отработавших газов.
- «Автомобильные двигатели»
- 7. Характеристики автомобильных двигателей. Внешние и частичные скоростные характеристики карбюраторного и дизельного двигателей. Коэффициент запаса крутящего момента.
- «Автомобильные двигатели»
- 8. Тепловой баланс двигателя.
- «Автомобильные двигатели»
- 9. Виды испытаний автомобильных двигателей. Оборудование, применяемое при испытаниях двигателей.