logo
СиЭ ГНП и ГНХ / Лекция 2 Преимущества трубопроводного транспорта

Реализация преимуществ трубопроводного транспорта на примере ак «Транснефтепродукт»

Важным преимуществом транспортировки по системе магистральных нефтепродуктопроводов ОАО «АК «Транснефтепродукт» является единство и достоверность измерений количества нефтепродуктов на трубопроводном транспорте.

Это обеспечивается применением стандартов, инструкций по учету нефтепродуктов, а также правил по метрологии и методик выполнения измерений количества при транспортировке нефтепродуктов по трубопроводам, расположенным на территориях России, Украины и Белоруссии с момента приема до момента сдачи Заказчику.

На всех объектах трубопроводного транспорта за состоянием и применением средств измерений, коммерческих поточных узлов учета, систем «резервуарного» учета, аттестованными методиками выполнения измерений количества нефтепродуктов, а также соблюдением метрологических норм и правил ведется постоянный государственный метрологический надзор территориальными органами Госстандарта. Все средства измерений, градуировочные таблицы на резервуары, магистральные и технологические трубопроводы, а также методики выполнения измерений массы нефтепродуктов при приеме и отпуске допущены Госстандартом к применению и подлежат постоянному метрологическому контролю и надзору. Действующая система государственного метрологического надзора за состоянием учета нефтепродуктов на трубопроводах ОАО «АК «Транснефтепродукт» обеспечивает нормированные Госстандартом показатели точности измерений массы нефтепродуктов.

Учет количества нефтепродуктов, перевозимых, например, в железнодорожных цистернах, ведется по типовым градуировочным таблицам, составленным МПС. При использовании типовых градуировочных таблиц МПС допускает расхождение вместимости котла-эталона и фактической вместимости железнодорожных цистернах в 0,5%, что не обеспечивает нормированную Госстандартом России точностьпределах определения массы нефтепродуктов, по ГОСТ 8.595 - не более 0,4% по массе, т.к. при таком отличии вместимости точность определения массы нефтепродуктов в 0,8%.железнодорожных цистернах составляет.

Следует отметить, что железнодорожные цистерны не являются средствами измерений, и Госстандарт России – орган, обеспечивающий единство измерений энергоносителей в стране, не участвует в составлении градуировочных таблиц на железнодорожные цистерны, не осуществляет метрологического надзора за их эксплуатацией и не несет никакой ответственности за достоверность учета нефтепродуктов в железнодорожных цистернах.

Применяемые на трубопроводном транспорте сертифицированные Госстандартом «резервуарные» системы учета, поточные узлы учета и весоизмерительные системы, обеспечивают погрешность определения массы нефтепродуктов в пределах (0,25  0,3)%.

Маршрутные нормативные потери от естественной убыли, рассчитанные РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина в соответствии с нормативным документом «Нормы естественной убыли нефтепродуктов при хранении и транспортировке по магистральным нефтепродуктопроводам», оговариваются в договорах с Заказчиками на транспортирование нефтепродуктов от пункта приема до пункта сдачи. Этот нормативный документ согласован с Министерством экономического развития и торговли, утвержден Министерством энергетики 08.12.03 года и учитывает конкретную технологию транспортирования нефтепродуктов по МНПП.

Непредвиденные потери нефтепродуктов Заказчика, связанные с аварийными ситуациями, а также с несанкционированными «врезками», возмещаются за счет собственных ресурсов дочерних акционерных обществ.

Маршрутные нормативные потери нефтепродуктов от естественной убыли при транспортировании их по МНПП значительно ниже нормативных потерь нефтепродуктов от естественной убыли при железнодорожных перевозках. Так, например, при транспортировании летнего дизельного топлива от Уфимских НПЗ до терминала Вентспилс по магистральным нефтепродуктопроводам, маршрутные потери от естественной убыли составляют 0,362% от принятого к транспортировке количества, а при железнодорожных перевозках аналогичные потери, в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении, могут составлять 2%.

7