logo
пояснилка

Трансформация в коллекциях одежды современных дизайнеров

Еще один существенный момент, к которому следует обратиться при обсуждении реминисценций авангарда в современной модной индустрии, – это идеи трансформации. Свойственные авангардной моде начала ХХ века, они приобретают новые, неожиданные интерпретации на волне экодизайна3. Модельеры не только создают экотекстильную продукцию из натуральных материалов с оригинальными дизайнерскими решениями, но и разрабатывают концепции вторичного использования материалов, внедряют альтернативные материалы-«заменители» (например, сумки из конфетных фантиков компании Ecoist; или платье под названием Living Dress дизайнера одежды Mattijs van Bergen и ландшафтного архитектора Anouk Vogel, основа которого состоит из резиновых частей – старых велосипедных камер, декорированных «живыми» цветами).

Трансформации формы сопровождаются активными поисками в области формообразования, нарушением общепринятых норм мировой моды. Так, странные прямые, геометрические или, наоборот, бесформенные силуэты японских модельеров шокируют европейскую публику: появляются модели, у которых можно отстегнуть рукава, изменить длину, переделать воротник. Характерными чертами такой концепции формообразования являются способность к преобразованию, незавершенность и сочетание несочетаемого: благородные материалы уживаются с рваными краями и необработанными швами, с дырами и нелогичными разрезами; толстые шерстяные ткани соединяются с легким прозрачным муслином, как бы воплощая замыслы А. Экстер.

Одежда-трансформер, задуманная еще в авангардных поисках начала ХХ века (см. работы А. Экстер, В. Татлина и др.), трактуется как одна вещь в нескольких оригинальных вариантах (от двух до бесконечности, в среднем три – семь). Это особенно важно для жителей мегаполиса, так как метод вариативности не только придает одежде большую индивидуальность, но экономит время и позволяет изменять стиль в течение дня, соответствуя необходимому dress-code вечером. Трансформирующаяся одежда оказывается наиболее пригодной для динамичного ритма жизни, характеризующегося частой сменой функциональных процессов.

Среди различных способов создания трансформаций в одежде можно выделить довольно распространенный прием – драпирование. Лидия Сильвестра в 1976 году проводит презентацию «Infinite dress», продемонстрировав около 100 вариаций одного и того же платья, созданных различными приемами драпирования. Ее идеей вдохновляются Donna Karan, Victoria’s Secret, Hayley Starr, предлагая все новые способы эксплуатации «бесконечного» платья: так, Donna Karan проектирует кардиган, который предполагает 15 вариантных решений в использовании. Современный нью-йоркский дизайнер Lauren Kovin небрежно драпирует свои модели в полупрозрачную разноцветную вискозу, создавая уникальные платья, похожие на каскады легкой ткани и передающие ощущение полета, воздушной женственности и тайны (рис.1). Комбинаторные методы (комбинаторику и трансформацию) формообразования, освоенные советскими конструктивистами А. Родченко, Л. Поповой, В. Степановой, сегодня дизайнеры используют для создания многофункциональной современной одежды.

Рис.1. Лорен Ковин. Драпирующиеся платья-трансформеры из вискозы (2008 г.).

Так, например, дизайнерский дуэт Osome2some разрабатывает трансформирующуюся одежду на основе драпировок и варьирующихся застежек, а перчатки-трансформеры от Dolce & Gabbana предполагают возможность их использования в качестве пояса, шарфа и головного убора, что подчеркивает универсальность, многофункциональность и мобильность современного костюма в связи с нарастающим динамичным ритмом повседневной жизни. Коллекция Сергея Рустамяна и Ольги Рейниш 5 марки 13:20 включает в себя мужские и женские вещи-трансформеры: в женском разделе коллекции строгое шелковое платье-рубашка превращается в клубный наряд, теплая куртка – в длинное платье или ветровку другого цвета и фасона; мужскую часть коллекции составляют футуристичные футболки с принтами, трансформирующиеся ветровки с капюшонами необычных форм, объемными отстегивающимися карманами и др.

Японский модельер Иссэй Мияке разрабатывает серию одежды, которая преобразуется из двухмерной геометрической формы в различные объемы. Источником вдохновения для модельера служат работы ученого Jun Mitani, который создает трехмерные структуры с плавно изогнутыми поверхностями путем складывания плоских материалов. Для трехмерного моделирования дизайнер использует компьютерную программу, разработанную Mitani (рис.2).

Рис.2. Иссей Мияке. Трехмерные структуры платья на основе двухмерной геометрической формы (2010 г.).

Процесс трансформации, помимо собственно процедуры изменения формы, также может определяться динамическими изменениями, возникающими при движении. Идея движущейся формы принадлежит художникам советского авангарда 1910 – 1920-х гг. конструктивистам В. Татлину, К. Мельникову, А. Родченко. В Европе 1920 – 1960-х гг. идеи кинетизма развивают Л. Мохой-Надь, М. Дюшан, Р. Сото, Н. Шофер. В дизайне одежды метод кинетизма наиболее широко используется в профессиональных показах: в динамике трансформирующихся деталей костюма, в применении светящихся объектов, светодиодов, автономного освещения, крутящихся или движущихся элементов костюма. Особое место занимает создание моделей, даже целых коллекций в стиле «оп-арт» с использованием графических иллюзий, например, движения в декоре или в рисунках тканей.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть значимость идей авангарда, которые предвосхищают развитие новых видов одежды и форм ее «ношения», прогнозируют появление новых стилей, тенденций и материалов. Авангардная мода начала ХХ века, сконцентрировав позитивный импульс «нового дизайна» (все по-настоящему энергичное, экспериментальное, самоутверждающее), провозглашает актуальные по сей день логику, универсальность, раскрепощенность, способность к трансформациям и пиетет к «духу индустриальной эпохи». Она отличается яркими стилистическими чертами: новыми формами и силуэтами, активными контрастными сочетаниями цвета, широким использованием простых, геометрических фигур, включением в костюм жестких элементов и динамических линий, что по-прежнему является существенной частью профессионального арсенала современных модельеров. Вторжение технологий в модную индустрию получает логическое продолжение в современных поисках и нанотехнологических экспериментах конца XX – начала XXI веков.