Схемы аккумуляторных установок и распределения оперативного тока
Было указано, что на подстанциях эксплуатируются аккумуляторные батареи с элементным коммутатором или без него. Схема установки с элементным коммутатором. В ней имеется зарядный двигатель-генератор1 и подзарядное выпрямительное устройство 5. Элементный коммутатор 2 обеспечивает постоянство напряжения на шинах постоянного гока при заряде и разряде аккумуляторов. Он состоит из изолирующей плиты с расположенными на ней контактными пластинами, к которым подсоединены отводы от соединительных полос аккумуляторов. По пластинам и соответствующим шинам скользят щетки: разрядная 3 и зарядная 4. Они приводятся в движение вручную или or небольшого электродвигателя. Изменение числа подключенных к шинам постоянного тока аккумуляторов происходит без разрыва цепи тока и закорачивания аккумуляторов благодаря особой конструкции коммутатора. В нормальном режиме работы при наличии подзарядного устройства разрядная щетка коммутатора устанавливается на 107-м элементе, чем обеспечивается на шинах напряжение 230 В. Концевые аккумуляторы с порядковыми номерами 108—125 не подзаряжаются. Они используются к> ль ко а случае исчезновения напряжения на шинах с. и. подстанции и отключения подзарядного устройства.
Схела аккумуляторной батареи без элементного коммутатора с ответвлениями от батареи для питания потребителей с различными требованиями к значению напряжения на шинах. При нормальной работе установки выпрямитель В питает все потребители и подзаряжает всю батарею током Iпз. Ответвление от аккумулятора с порядковым номером 108 дает возможность поддерживать на шинах напряжение около 230 В. В тех режимах работы (например, дозаряде), когда напряжение на элементах возрастает, а требования к значению напряжения остаются прежними (на шинах управления 230 В), предусмотрено ответвление от 100-го элемента батареи. Переключателем П к шинам управления подключают 100 элементов и напряжение на шинах будет равно 2,3 *100=230 В. Некоторое повышение напряжения против поминальною на шинах питания силовой нагрузки не представляет опасности для мощных приводов выключателей, так как при их срабатывании напряжение на шинах мгновенно понижается.
Для формирования пластин и глубоких перезарядов предусматривает передвижной двигатель-генератор, который при необходимости доставляют на подстанцию.
Схемы распределении оперативного тока. От шин постоянного тока отходят цени, питающие группы электроприемников различного назначения. Цепи управления, сигнализации и аварийного освещения обычно защищаются автоматами, цепи питания электромагнитов включения - предохранителями.
При централизованном распределении оперативного тока для силовых цепей выключателей в непосредственной близости от их приводов имеются шинки постоянного тока, соединенные между собой кабелями по кольцевой схеме .Для надежности питания кольцо секционируется при помощи установленных в шкафах секционных рубильников. Секции кольца питаются от шин постоянною тока отдельными линиями. Аналогичные схемы выполняются для каждого РУ.
Питание целен управлени я и с и г н а л и з а ц и и обычно осуществляется по схеме. Над панелями щита управления прокладываются шинки управления ,шинки сигнализации и шинка мигающего света . Если на щите управления несколько рядов (секций) панелей с мнемосхемами РУ разных напряжений, то шинки разделяются на участки и располагаются над каждым из рядов. Участки соединяются между собой кабельными перемычками черев рубильники. Участки шинок могут соединяться в кольцо, но обычно делятся примерно на равные части, каждая из которых получает питание от соответствующей секции щита постоянного тока. С акционирование шинок на щитах постоянного тока выполняется для повышения надежности питания нагрузки и резервирования питающих линии в случае их повреждения и отключения.
Питание цепей управлении отдельных присоединений осуществляется через предохранители или автоматические выключатели и переключатели, с помощью которых питание каждой пени может отключаться или переводится на питание от шинок. Цепи сисигнализации получают питание через переключатели, имеющие два положении «Включено» и «Отключено»,
Контроль изоляции цепей постоянного тока. В процессе обслуживания установок постоянного тока необходимо следить за состоянием изоляции токоведущих частей относительно земли. Понижение сопротивления изоляции на одном из полюсов может привести с образованию обходных ценен через землю и самопроизвольному включению или отключению коммутационных аппаратов и просто ложным сигналам, дезориентирующим персонал. Для непрерывною контроля за состоянием изоляции применяются специальные устройства, позволяющие в любой момент измерить сопротивление изоляции, а при значительном понижении ею на одном из полюсов (до 20 кОм в установках напряжением 220 В и 10 кОм при напряжении 110 В) привлечь внимание персонала звуковым и световым сигналом.
Устройство контроля изоляции подключается к шинам постоянного тока. Обычно оно выполняется по принципу моста с гальванометром в одной из диагоналей. При равенстве сопротивлений изоляции полюсов мост уравновешен и напряжение на диагонали моста равно нулю. При понижении изоляции одною из полюсов равновесие моста нарушается и в диагонали появляется ток, вызывающий срабатывание сигнального реле. По гальванометру, шкала которого градуируется в омах, оценивается сопротивление изоляции полюсов.
При замыкании полюса на землю в сети постоянного тока персонал приступает к отысканию места заземления. Поиск производится путем разделения сети постоянного тока секционирующими аппаратами на независимые участки, каждый из которых питается от отдельного источника (один — от зарядного агрегата, другой - от аккумуляторной батареи). При этом контролируется сопротивление изоляции каждого участка. Если замыкание на землю будет обнаружено на одном из участков, то переключением отдельных цепей с одною участка на другой либо кратковременным снятием напряжения с менее ответственных присоединений устанавливается цепь, имеющая повреждение изоляции.
При дожде и оттепелях должны осматриваться приводы выключателей и сборки постоянного тока на открытых РУ. Отекание заземления в цепях вторичных соединений обычно начинают с цепей сигнализации К поиску заземления в цепях управления и защит привлекаются работники местной службы релейной защиты,автоматики и измерений (РЗАИ). Последовательность операций по отысканию заземления в сет постоянного тока устанавливается местной инструкцией.