49. Велосипед
Прототипом велосипеда был самокат конца XVII века, представлявший собой брус на двух колесах — переднем и заднем. Сидя на таком «селерифере» (то есть быстроходе), ездок отталкивался ногами от земли, а потом поджимал их, некоторое время балансируя, чтобы не упасть, и ехал по инерции. В 1814 году немецкий изобретатель барон Драйс фон Зауербронн усовершенствовал этот самокат, снабдив брус седлом. Он же ввел такое важное усовершенствование, как руль над передним колесом. В 1815 году Драйс приехал на своем детище в Вену, где тогда проходил Венский конгресс. За это легкомысленное изобретение он лишился звания княжеского лесничего в Карлсруэ. Впрочем, впоследствии он получил место профессора механики и десятилетний патент на свое изобретение и успешно занялся изготовлением «беговых машин». Несмотря на то что велосипед Драйса был еще очень далек от совершенства, он демонстрировал неплохую скорость. В 1817 году отставной лесничий на спор за четыре часа покрыл расстояние от Карлсруэ до Келя (около 70 км). Пишут, что почтовый дилижанс тратил на эту поездку в четыре раза больше времени.
Француз Динер взял в 1818 году патент на «дрезину» в своей стране, впервые назвав ее «велосипедом», то есть «быстроногим» (от латинских слов «velox» — быстрый и «pedis» — нога). Не успели велосипеды появиться на свет, как во всех европейских странах началось повальное увлечение этой новинкой. Щеголи и франты из самого высшего общества с увлечением гоняли на них по бульварам или демонстрировали свое мастерство на специальных площадках. В конце 20‑х годов этот первый «велосипедный бум» пошел на убыль. Но усовершенствование конструкции велосипеда продолжалось.
В 1845 году немецкий изобретатель Милиус построил первый велосипед с педалями на переднем колесе. С этого времени ездоки не должны были больше отталкиваться ногами от земли. Долгое время велосипеды изготавливались из дерева. В 1867 году Каупер придумал очень легкие колеса со ступицей, висящей на проволочных спицах. В 1869 году появились велосипеды с металлической рамой. Тогда же француз Мишо впервые организовал фабричное изготовление велосипедов. Соотечественник Мишо Тевенона придумал велосипедные шины из каучука, а французский фабрикант Сюрирей впервые применил в велосипедах шарикоподшипники. Это было очень важное усовершенствование. Годом позже, в 1870‑м, английский изобретатель Лоусон ввел цепную передачу от педалей на заднее колесо. Скорость велосипедиста после этих нововведений настолько возросла, что он мог соревноваться с верховой лошадью.
Свой современный вид велосипед принял в 80‑90‑е годы XIX века. Дублинский ветеринар Данлоп в 1885 году снабдил колеса велосипеда своего 12‑летнего сына пневматическими шинами из гуттаперчевого шланга, крепившимися к ободу с помощью полотняной ленты. Он же придумал клапан, позволявший легко и быстро накачать колесо, но не выпускавший воздух наружу. Мальчик ездил на этом велосипеде, довольно долго не привлекая ничьего внимания, пока один заезжий коммивояжер, пораженный легкостью хода велосипеда, не оценил его по достоинству и не указал изобретателю на ценность его находки. Только тогда, в 1888 году, Данлоп взял патент и вскоре наладил промышленное производство пневматических шин. Они быстро распространились по всему свету.
Сначала, для увеличения скорости велосипеда, переднее колесо у него делали очень большим, однако езда на такой высокой машине была сопряжена с некоторой опасностью. После изобретения цепной передачи необходимость в такой конструкции отпала.
Наибольшее увлечение велосипедом падает на 80‑е годы XIX века, когда человечество пережило новый «велосипедный бум». С 1890 года началось бурное развитие велосипедной промышленности. Количество машин, выпускаемых тогда по всему миру, составляло несколько миллионов штук.
- Константин Рыжов
- 100 Великих изобретений
- 100 Великих – 0
- Аннотация
- Константин Рыжов
- 100 Великих изобретений предисловие
- 1. Рубило
- 2. Огонь
- 3. Рукоятка
- 4. Лук и стрелы
- 5. Весло и лодка
- 6. Сверление, пиление и шлифовка камня
- 7. Мотыжное земледелие
- 8. Колесо и повозка
- 9. Прялка и ткацкий станок
- 10. Гончарный круг и печь для обжига. Начало керамики
- 11. Письменность
- 12. Парус и корабль
- 13. Бронза
- 14. Железо
- 15. Плуг
- 16. Рычаг, блок и наклонная плоскость
- 17. Мельница
- 18. Бумага
- 19. Механические часы
- 20. Линза и очки
- 21. Компас
- 22. Порох
- 23. Доменная печь
- 24. Артиллерийское орудие
- 25. Каравелла
- 26. Книгопечатание
- 27. Телескоп
- 28. Микроскоп
- 29. Прядильная машина
- 30. Оспопрививание
- 31. Аэростат
- 32. Паровая машина
- 33. Суппорт
- 34. Пароход
- 35. Паровоз
- 36. Винтовка
- 37. Фотография
- 38. Паровой молот
- 39. Электрический телеграф
- 40. Литая сталь
- 41. Спички
- 42. Динамит
- 43. Ротационная машина
- 44. Линотип
- 45. Пишущая машинка
- 46. Железобетон
- 47. Прокатный стан
- 48. Нефтепровод
- 49. Велосипед
- 50. Электрогенератор
- 51. Телефон
- 52. Электрическая лампочка
- 53. Гидротурбина
- 54. Пулемет
- 55. Гидравлический пресс
- 56. Паровая турбина
- 57. Газовый и бензиновый двигатели
- 58. Электродвигатель
- 59. Трансформатор
- 60. Передача электроэнергии на большие расстояния
- 61. Граммофон
- 62. Электролиз алюминия
- 63. Бурение на нефть
- 64. Кинематограф
- 65. Радиотелеграф
- 66. Дизель
- 67. Автомобиль
- 68. Теплоход
- 69. Аккумулятор
- 70. Трактор
- 71. Аэроплан
- 72. Бутылочный автомат
- 73. Подводная лодка
- 74. Крекинг‑процесс
- 75. Поточное производство
- 76. Электронная лампа
- 77. Танк
- 78. Синтетический каучук
- 79. Телевидение
- 80. Радар
- 81. Магнитофон
- 82. Пенициллин
- 83. Атомная бомба
- 84. Турбореактивный самолет
- 85. Вертолет
- 86. Вычислительная машина
- 87. Транзистор
- 88. Автопилот
- 89. Баллистическая ракета
- 90. Атомная электростанция
- 91. Пластмассы
- 92. Искусственные спутники земли
- 93. Лазер
- 94. Интегральная микросхема
- 95. Космический корабль
- 96. Робот
- 97. Орбитальная космическая станция
- 98. Волоконно‑оптические линии связи
- 99. Персональный компьютер
- 100. Интернет
- Хронология изобретений и открытий, описанных или упомянутых в книге
- Литература