logo
СМиО / Лекция 01

Производительность строительной машины

Производительность является важнейшей выходной характеристикой строительной машины. Ее определяют количеством продукции, произведенной машиной в единицу времени. Различают расчетную (она же теоретическая или конструктивная), техническую и эксплуатационную производительность.

Под расчетной (теоретической, конструктивной) производительностью ПР понимают производительность за 1 час непрерывной работы при расчетных скоростях рабочих движений, расчетных нагрузках на рабочем органе и расчетных условиях работы. Для машин цикличного действия с порционной выдачей продукции ПР =3600Q/tЦ

где ПР — расчетная производительность, м/ч, м2/ч, м3, т/ч, шт./ч и т.п.; Q — расчетное количество продукции в одной порции, м, м2, м3, т, шт. и т.п.; tЦ — расчетная продолжительность рабочего цикла, с.

Для машин непрерывного действия

ПР =3600FV

где F расчетное количество продукции на 1 метре длины ее потока, м/м, м2/м, м3, т/м, шт./м и т.п.; V  расчетная скорость потока, м/с.

Расчетные скорости должны соответствовать максимальной мощности установленного на машине двигателя, расчетные нагрузки — нормальному режиму работы машины, а расчетные условия отражать наиболее характерные для данной машины условия работы. Теоретическую производительность рассчитывают на стадии разработки конструкторской документации на машину, используя для этого нормативные значения расчетных параметров и расчетных условий.

Для определения производительности машины в конкретных производственных условиях вводят две новые категории этого показателя — техническую и эксплуатационную производительность.

Под технической производительностью ПТ понимают максимально возможную в данных производственных условиях производительность при непрерывной работе машины. Эту категорию производительности применяют, в основном, для оценки максимальных технологических возможностей машин при комплектовании комплектов и комплексов. В случае отсутствия данных, отражающих условия работы на конкретном объекте используют выработанные практикой и зафиксированные в нормативных документах коэффициенты, устанавливающие зависимость между расчетной и технической производительностью для различных производственных условий: kТ = ПТ/ ПР.

Под эксплуатационной производительностью ПЭ понимают фактическую производительность машины в данных производственных условиях с учетом ее простоев и неполного использования ее технологических возможностей. Эту категорию производительности определяют как частное от деления фактического объема произведенной продукции QΣ на продолжительность нахождения машины на рабочей площадке (чистого времени работы машины, сложенного с временем всех простоев) ТОБЩ (ч), в течение которого эта продукция производилась:

ПЭ = QΣ / ТОБЩ.

Эксплуатационную производительность обычно используют для взаиморасчетов заказчика с подрядчиками. Для анализа эффективности работы машины в конкретных производственных условиях пользуются коэффициентами использования машины во времени kВ и использования технологической возможности (или технической производительности) машины kП

KВ = TМ/TОБЩ; kП = ПЭT-kВ = kТ kВ,

где ТМ — продолжительность чистой работы машины (за вычетом простоев), ч.

В качестве примера определим все перечисленные выше категории производительности и коэффициенты kТ, kВ и kП за смену для башенного крана грузоподъемностью 12 т при расчетной продолжительности рабочего цикла 60 с, если в течение смены (8 ч) он поднял грузы суммарной массой 800 т. Средняя продолжительность рабочего цикла в конкретных условиях составила 90 с, а суммарная продолжительность всех простоев — 3,5 ч.

Башенный кран является машиной цикличного действия, поэтому его расчетную производительность определим по формуле:

ПР= 3600·12/60 =720 т/ч.

Техническая и эксплуатационная производительность соответственно: ПТ = 3600·12/90 = 480 т/ч; ПЭ= 800/8 = 100 т/ч. Коэффициенты можно определить следующим образом:

kТ = 480 / 720 = 0,67 kВ = (8 - 3,5) / 8 = 0,56; kП = 100 / (480 • 0,56) = 0,37.