Тема 13. Автоматизация технологических процессов, развитие гибких автоматизированных производств (гап). Технологическая подготовка производства
План лекции:
1. Актуальность проблемы автоматизации технологических процессов.
2. Уровни автоматизации технологических процессов.
3. Гибкая производственная система.
4. Гибкое автоматизированное производство.
5. Технологическая подготовка производства
Актуальность проблемы автоматизации технологических процессов
На современном этапе экономического развития страны с особой остротой возникает необходимость в переводе народного хозяйства на интенсивный путь развития для того, чтобы быстрее выйти на высший мировой уровень производительности общественного труда, тем самым преодолеть экономический кризис и обеспечить конкурентоспособность предприятия и продукции.
Революционное изменение в промышленности могут быть достигнут лишь при широком использовании преимуществ комплексной автоматизации сочетающейся с всемерной экономией трудовых ресурсов. (В этом случае более полно будет действовать закон экономии рабочего времени.)
Вместе с тем, в нашей стране направления комплексной автоматизацией производства определяется его типом. Для массового и крупносерийного производства характерно применение автоматических поточных линий и роторных технологий. На его долю приходится около 20-25% продукции машиностроения. Оно характерно для предприятий, выпускающих автомобили, трактора, сельскохозяйственные машины, инструменты, бытовую технику. Его отличительные особенности - стабильность продукции, большая устойчивость технологии, высокий темп выпуска изделий, достигающих, скажем, 60-100 автомобилей в час. Это позволяет широко использовать преимущества станков - автоматов и автоматических линий. На этой основе уровень автоматизации на ряде предприятий удалось довести до 80 -85 %, добиться самой высокой выработки на одного рабочего в ее натуральном выражении.
Однако именно на эти особенности, а значит, и на преимущества крупносерийного производства "покушается" современный потребитель. Он все чаще не желает мириться с появлением на рынке больших партий одинаковых товаров. Заказчики оборудования требуют наделять его особыми заданными ими свойствами. По этим причинам западные фирмы были вынуждены пойти, например, на новую организацию производства, позволяющую на одном конвейере собирать легковые автомобили с разной окраской, отделкой салона, комфортным оборудованием. Такой подход можно использовать не только с целью расширения сбыта. Скажем, возможность выпускать с одного конвейера грузовые автомобили с отличиями в конструкции, учитывающими особенности эксплуатации (село, город, пустыня, тундра) даст значительный народнохозяйственный эффект.
Иная ситуация на предприятиях с малосерийным характером производства. Как у нас, так и в других промышленно развитых странах на их долю приходится до 75-80% машиностроительной продукции. Это тепловозы, суда, самолеты и вертолеты, станки, строительно-дорожные машины, энергетическое, химическое и металлургическое оборудование. Месячный выпуск многих из таких изделий может не превышать десяти единиц. Например, завод выпускает два-три шагающих экскаватора в год, 2 турбины для гидроэлектростанций, одно океанское судно. Соответственно, и детали для них изготовляют мелкими париями. В этих условиях автоматическое оборудование теряет свои преимущества. Поэтому долгие годы оно считалось вообще "несовместным" с малосерийным производством.
Но сегодня ясно, что к высокой производительности и здесь нет иного пути, как комплексная автоматизация, применение специализированного, а иногда и уникального оборудования. Беда в том, что пока такое оборудование используется далеко не лучшим образом. Значительную часть времени оно или простаивает, или подвергается переналадке, что снижает отдачу основных фондов.
Таким образом, перед промышленностью стоят, по существу, две различные задачи. Крупносерийное и массовое производство надо наделить гибкостью, сохранив при этом все преимущества широкой автоматизации. А малосерийное необходимо комплексно автоматизировать с таким расчетом, чтобы наряду с гибкостью оно приобрело и лучшие черты массового производства: непрерывность, ритмичность, высокий темп выпуска изделий.