Культура Тверского края в XVIII веке
Характерные черты развития русской культуры XVIII в. воплотила архитектура Тверского края. Зодчество продолжало оставаться, в основном, храмовым. К концу столетия храмы начали возводить не только в городах и монастырях, но ив крупных вотчинах. Иногда предметом подражания для местных мастеров становились более древние тверские церкви. Впрочем, в Осташкове и его окрестностях строительство носило черты сходства с ярославской традицией.
Возведение новой столицы, Петербурга, потребовало огромного напряжения сил в стране. В 1714 г. по указу Петра I каменное строительство в провинции временно прекратилось, местных мастеров направляли в Петербург. Храмы в тверских землях стали строить только из дерева. Образцом деревянного зодчества является Воскресенская церковь в Торжке (1717 г.).
Активное строительство шло в Торопце. Благодаря быстрому развитию торговли, богатые торопчане могли оплачивать работы зодчих. Среди местных храмов выделялась внешним убранством и интересной конструкцией Воскресенская церковь (1706-1708 гг.).
Количество заказов на строительные работы увеличивалось. Отмена запрета на каменное зодчество позволила с 1730-х гг. создать ряд храмов и купеческих особняков в Твери, Торжке, Кашине, Калязине. Местные особенности в архитектуре повторялись, с небольшими изменениями, на протяжении многих лет.
В окрестностях Старицы в избытке имелся дешёвый и качественный строительный материал — известняк, и в 1730-1750-х гг. здесь возвели из него 14 каменных храмов, — больше, чем в других тверских землях.
Вторая половина века стала периодом расцвета тверской архитектуры, в том числе и гражданского зодчества. Строились роскошные дворянские усадьбы, проекты которых создавались известными столичными архитекторами. Так, усадьбу Полторацких в с. Грузины Новоторжского уезда спроектировал знаменитый зодчий Ф.Б. Растрелли. Во владениях богатых заказчиков создавались целые комплексы — с дворцами, павильонами, храмами, парками. Большое значение в усадебном строительстве имело умение сочетать облик зданий с окружающим пейзажем. Этим славился выдающийся архитектор Николай Александрович Львов, родившийся в имении Черенчицы под Торжком.
Он был энциклопедически образованным и деятельным человеком, проявившим себя также в музыке, поэзии, истории, геологии. Его многолетняя собирательская работа, в том числе в тверских деревнях, завершилась созданием в 1790 г. первого в России сборника русских народных песен. Николай Александрович знал европейские языки, занимался переводами, писал стихи, поэмы и басни.
Львов создал проекты Невских ворот Петропавловской крепости, здания Главного почтамта в Петербурге, многих других сооружений. Немало построил он и на родине, в Новоторжском уезде: в усадьбах Митино, Арпачево, Прямухино, Василёво. Работы выполнялись Львовым в стиле классицизма, с элементами древнеримской архитектуры. Одним из самых ярких его произведений стал храм-усыпальница в родовом имении Никольском-Черенчицах.
В Торжке по проекту Н.А. Львова построен в 1785-1796 гг. собор в Борисоглебском монастыре. На закладке величественного храма присутствовала императрица Екатерина И.
Из Новоторжского уезда происходил и другой выдающийся русский архитектор Савва Иванович Чевакинский. Он родился в имении Вёшки, 16-летним его отдали «в учение навигацких наук» в Петербургскую Морскую академию. Многие годы, будучи главным архитектором Адмиралтейств-коллегий, С И . Чевакинский строил в Петербурге и Царском Селе. Замечательным его творением стал Никольский Морской собор в Петербурге. На творчестве Чевакинского учились многие русские архитекторы, и среди них В.И. Баженов. Уйдя в отставку, зодчий вернулся на родину, в своё имение под Торжком.