logo search
Лекции История нефтегазовой отрасли

Ямный (копаночный) способ добычи нефти.

При рабовладельческом строе возник ямный (или копаночный) способ добычи нефти, который хотя и в незначительной мере, но дал возможность вскрывать нефтяные пласты.

Копанки представляли собой неглубокие ямы (максимум до двух метров глубиной), в которые вставлялся плетень для предохранения стенок от обвала. На дне их скапливалась нефть, просачивающаяся через почву. Приток нефти в копанки был незначительным, и нефть была плохого качества.

Особенно много копанок было в районе г. Баку, в урочищах Бахча, Шубаны, а также на о. Челекен.

Нефть из копанок вычерпывалась периодически, по мере ее накопления. О размере добычи нефти при копаночном способе данных, конечно, не имеется.

Несмотря на возросшее потребление нефти в рабовладельческом обществе, она продолжала оставаться продуктом местного потребления. Распространение нефти как товара тормозилось отсутствием специальных средств для ее транспортирования.

Кроме того, в рабовладельческом обществе не существовало специальной рабочей силы по добыче нефти, так как техника добычи ее еще не требовала специальных познаний.

Колодезный способ добычи нефти (время его появления точно неизвестно, во всяком случае, не позже 16 века.)

В период феодального строя великие географические открытия и расцвет торговых отношений значительно способствовали росту ряда отраслей промышленности, в числе и нефтяной. В феодальном обществе нефть начинают рассматривать как источник доходов, и она становится одним из ходовых товаров, находящим себе выгодный сбыт на отдаленных рынках.

Сначала возник караванный способ перевозки нефти на верблюдах. Затем ее начинают перевозить водными путями в парусных судах.

Если раньше нефть находила себе применение главным образом в районах расположения нефтяных источников, то с появлением транспортных средств ее стали использовать и в районах, где такие источники отсутствовали. Это, конечно, не означает, что в эпоху феодализма применение нефти получило массовое распространение.

Индивидуальное потребление нефти для освещения значительно увеличивается с появлением примитивных горелок (на Кавказе называвшихся «чираками»), хотя широкие массы населения по-прежнему не участвовали в потреблении нефти. Это подтверждается даже более поздними данными о добыче и продаже нефти в Закавказье. Так, например, с 1845 по 1849 г. на Апшеронском полуострове в среднем в год добывалось 224 309 пудов нефти, а потреблялось только 110 958 пудов. Остальная нефть вывозилась за пределы страны.

Увеличившийся спрос на нефть вызвал к жизни новую технику ее добычи. Старый ямный (копаночный) способ уже не мог обеспечить потребностей нового общества в нефти. Появился более совершенный – колодезный – способ добычи нефти.

Колодезным способом нефть добывалась на Апшеронском полуострове, в Терской области (г. Грозный), Дагестане, Ухте, Керчи, Урало-Волжском районе, на о.Челекен и ряде др. мест.

Колодезный способ добычи нефти, в основном характерный для феодального строя, был большим шагом вперед в сравнении с ямным (копаночным) способом.

Копанки имели предельную глубину 1,5 – 2 м, а глубина колодцев доходила до 30 м и выше. Дебит колодцев был неизмеримо выше дебита копанок, так как последние наполнялись нефтью очень медленно, и поэтому добыча из них носила периодический характер.

Вскрывая более глубоко нефтеносный пласт, колодец обеспечивал регулярную ежедневную добычу нефти. В связи с этим потребовалась более сложная и совершенная организация нефтяного хозяйства. Появилась необходимость в промежуточной емкости, которую сооружали у самого колодца. Из нее по мере накопления нефть транспортировали в большие емкости и отправляли на рынки сбыта. При сооружении колодцев возникло разделение труда, которого не было при сооружении копанок. Появились новые профессии: клеторуб, землекоп.

В этот же период стали сортировать нефти по цвету и вязкости. Специальные люди занимались сортировкой и транспортированием нефти, сооружением и чисткой нефтяных погребов (емкостей).

Литературные источники и архивные документы говорят о том, что техника сооружения нефтяных колодцев на Апшеронском полуострове была более высокой, чем за рубежом.

Нефтяные колодцы, по словам инженера Воскобойникова, строились следующим образом. Сначала рыли яму до источника нефти наподобие обращенного (перевернутого) конуса. По бокам этой ямы делали уступы для того, чтобы рабочие могли передавать друг другу вырытую землю. При средней глубине = 9,5 м таких уступов должно быть не менее семи. Диаметр колодцев был различен для различных пород. В сыпучих грунтах для предотвращения стенок от обвала колодцы делали значительно большего диаметра, чем в крепких грунтах. Стенки глубоких колодцев от самого дна до поверхности крепили деревянным срубом, а мелких – камнем. Пространство между срубом и стенками колодца засыпали землей. Кроме того, в глубоких колодцах через каждые 1,5 – 2 м концы одного из венцов сруба делали длиннее на 0,7 м. Удлиненные концы плотно укрепляли в стенках. При такой конструкции все крепление колодца разделялось на ряд самостоятельных частей, каждая из которых имела своё основание. Это придавало прочность колодцу.

Первые нефтяные колодцы за границей по данным Д.И. Менделеева были вырыты в Пенсильвании только в 1858 г. В Америке даже в начале 19 в. нефть собирали с поверхности воды шерстяными тканями.

К моменту появления нефтяных колодцев в США техника сооружения колодцев и подъемных механизмов в Закавказье достигла уже достаточно высокого уровня.

Колодезный способ добычи нефти был известен также во Франции, Баварии, Швеции, Италии, Трансильвании, Молдавии, Индии и других странах. Но появление его в этих странах относится, вероятно, к более поздним временам, чем на Апшероне, и техника сооружения колодцев, так же как и в Америке, была низкой.

Нефть из колодцев вычерпывали бурдюком и поднимали на поверхность при помощи вращаемого вручную ворота. В начале бурдюки делали из шкур коз или баранов и емкость каждого бурдюка была не более одного ведра. С возрастанием глубины колодцев увеличился их дебит, потребовались большие емкости для вычерпывания нефти и бурдюки стали делать из кожи лошадей и буйволов. Такой бурдюк, вмещавший около 5 пудов нефти, поднимали на поверхность уже при помощи конной тяги.

Нефть в бурдюках поднимали следующим образом. Края бурдюка пришивали к железному кольцу, к которому были прикреплены две железные дуги, сходящиеся вверху под прямым углом. К дугам привязывали веревку, при помощи которой бурдюк поднимали из колодца ручным воротом или конным приводом.

Три человека вычерпывали нефть. Двое вращали ворот, а третий направлял веревку, чтобы бурдюк не ударялся о стенки колодца и нефть не выливалась из него.

При добыче нефти конной тягой вместо трех человек работал только один.

Наполненный бурдюк поднимали наверх. Добытую нефть перевозили на арбах в погреба, сооруженные на промыслах вблизи колодцев.

Когда надо было очистить колодец, рабочего опускали в него при помощи того же ворота. Он собирал руками грязь, накопившуюся на дне, наполнял ею ведро, которое поднимали на другой веревке. Периодическая чистка забоя не только поддерживала постоянный дебит нефти в колодце, но и значительно удлиняла срок службы колодца.

Чистка колодца была самой тяжелой работой (в колодце испарения нефти были настолько сильны, что человек не мог пробыть в нем более 3 минут).

С появлением колодезного способа добычи нефти условия труда рабочих значительно ухудшились. При сооружении колодца и чистке забоя рабочий вдыхал газ и не был обеспечен самыми элементарными мерами предосторожности. Часто рабочие теряли зрение, страдали от головной боли. Поднимаясь из колодца, рабочий терял сознание. Придя в себя, отдохнув несколько минут, он снова спускался в колодец.

В первой половине 19 в. на нефтяных промыслах применялся, как правило, крепостной труд. Крестьяне окрестных деревень приписывались к нефтяным промыслам и не имели права отказаться от такой работы. Во время господства ханов (до присоединения Баку к России в 1806 г.) существовал жестокий закон: за отказ от работы на дне колодца человеку отсекали голову.

Тяжелые условия работы в колодцах подтверждаются так называемыми техническими мероприятиями, которые были введены в 1912 г. царским правительством как «обязательные» правила при эксплуатации колодцев, но не давали ощутительного эффекта. Эти правила в основном сводились к следующему:для предупреждения несчастных случаев с рабочими в нефтяных колодцах необходимо было снабдить всех арендаторов в надлежащем количестве спасательными поясами и крепкими цельными, необходимой длины веревками; требовать, чтобы до начала работы каждый нефтяной колодец проветривался в течение часа; требовать, чтобы рабочие при работе на забое колодца постоянно имели на себе спасательные пояса и спускались в колодец по крепкой, цельной, необходимой длины веревке.

Но даже такие элементарные правила безопасности не выполнялись нефтепромышленниками. Труд рабочих по сооружению и очистке нефтяных колодцев оставался по-прежнему опасным и изнурительным. Смертельные случаи при этом были распространенным явлением.

Что касается производительности колодцев, то в официальных документов колодцы подразделялись на три группы: «большие», «посредственные», и «малые». О размерах добычи сведений нет, но по данным инженера Воскобойникова суточный дебит колодцев колебался от 0,5 до 140 пудов.

В те времена высокодебитные колодцы были редким явлением. Тем не менее при колодезном способе добычи, возникшем и развившемся в условиях феодального строя, значительно увеличились размеры добычи нефти. Об этом свидетельствуют данные по добыче нефти колодезным способом в Бакинском районе:1818 г. – 242 000 пудов, 1872 г. – 1 536 000 пудов.

Столь большие размеры добычи нефти по сравнению с добычей при ямном способе свидетельствуют о наличии постоянной торговли нефтью, т.е. регулярных рыночных отношений.

Апшеронская нефть вывозилась как правило, по Каспийскому морю в Персию (Иран) и лишь в незначительном количестве шла на внутренние рынки России (на рынки Персии шло свыше 90 % вывозимой из Баку нефти).

В Иран возили также нефть с полуострова Челекен (Туркмения). Но туркменская нефть не могла конкурировать с высококачественной Бакинской и Ширванской нефтью, и её часто не хватало покупателям.

При колодезном способе для нефтехранилищ использовали открытые земляные амбары (погреба) и закрытые каменные бассейны круглой или четырехугольной формы.

Стенки закрытых погребов обычно выкладывали камнем или кирпичом. В качестве цементирующего состава употребляли известь с козьей шерстью и золой. Сырой цементирующий слой покрывался душаном – составом из уваренного виноградного сока и яиц. Крыша нефтехранилища имела вид выпуклого свода. В купольной части оставляли несколько отверстий для слива и вычерпывания нефти. Внутри вдоль одной из стен сооружали каменную лестницу, по которой можно было спускаться на дно погреба. Глубина таких нефтехранилищ достигала 4 – 5 м, днищем служил утрамбованный слой глины толщиной до 0,7 м.

Колодезный способ добычи нефти был совершеннее и выгоднее копаночного (ямного), так как позволял эксплуатировать более глубокие продуктивные пласты и увеличить добычу нефти. Тем не менее, добыча нефти на протяжении длительного периода времени увеличивалась очень медленно.

Подневольный труд крепостных, работавших на нефтяных промыслах, и система откупа задерживали развитие нефтяного дела (с 1808 г. нефтяные промыслы (Бакинские, Ширванские) начали отдавать на откуп сроком на 4 года).

Иногда нефтяные колодцы становились собственностью высоких сановников, которых царь награждал за «особые заслуги».

С целью увеличения доходов царское правительство и откупщики устанавливали высокие цены на нефть. Высокие монопольные цены на нефть не способствовали техническому прогрессу нефтяной промышленности. Более того, они тормозили развитие нефтяной техники, а, следовательно, и увеличение добычи нефти.

Откупщик пользовался монопольным правом на нефть. Кроме него, никто не имел права добывать нефть на его участке и продавать ее.

Откупщик имел монопольное право продажи нефти без уплаты пошлины на внутреннем и внешнем рынках.

Неограниченные права откупщика в добыче и сбыте нефти создавали благоприятную обстановку для произвола.

Откупщик, получив нефтяные колодцы, не был заинтересован в усовершенствовании техники добычи нефти, так как знал, что через четыре года они могут попасть в руки новому откупщику. Поэтому техника нефтяного дела оставалась примитивной. За время существования откупной системы в Бакинском районе не было построено ни одной механической мастерской. Такие мастерские стали появляться лишь после отмены откупа, а до этого владельцы нефтяных промыслов пользовались мастерскими Бакинского порта. Нефть из колодцев поднимали вручную и только к моменту отмены откупа стали применять конную тягу.

Система откупа сковывала развитие отечественной нефтяной промышленности. Против этой системы восстали передовые ученые, инженеры, нефтепромышленники и даже некоторые царские чиновники. Борьбу за отмену системы откупа возглавил Д.И. Менделеев, с именем которого связана история развития отечественной нефтяной промышленности.

ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОГО И

ГАЗОВОГО ДЕЛА.

Первый этап развития нефтяной и газовой промышленности, характеризующийся её зарождением и становлением. Первые буровые скважины на нефть и газ.

Огромный опыт сооружения скважин для добычи соляного раствора, а затем для питьевой воды позволил русским горным инженерам впервые применить бурение скважин и для добычи нефти.

Некоторые зарубежные авторитеты в области геологии и горного дела, работавшие в России, считали невозможным применять бурение скважин на нефть. Так, например, академик Г.В. Абих в 1864 г., проводя работы по геологическому исследованию Апшеронского полуострова, пришел к заключению, что количество нефти, добываемое с помощью скважины, будет незначительно, так как будет пропорциональным диаметру трубы, а потому бурение для добычи нефти – способ непригодный. Для увеличения добычи нефти Абих советовал углублять колодцы и ни в коем случае не бурить скважин. Совсем иного мнения придерживались русские ученые. (М.В.Ломоносов).

Первые же нефтяные скважины, пробуренные в начале 60-х годов А.Новосильцевым в урочище Кудако, убедительно доказали несостоятельность «теории» геолога Г.Абиха и его сторонников и заставили его отказаться от ошибочных взглядов о бесполезности применения бурения нефтяных скважин и полностью разделить взгляд русских горных деятелей, утверждавших, что бурение нефтяных скважин – наиболее эффективный и экономичный способ разрушения горных пород при добыче нефти.

В те годы, когда в Западной Европе и Америке бурение как способ разрушения горных пород для добычи соляного рассола и воды был еще новинкой, в России его уже начали применять для добычи нефти.

Предполагается, что бурение скважин на нефть в России имело место еще в начале 19 в., а возможно, и раньше. Точно эта дата до сих пор не установлена. Повсеместное же и широкое применение бурения на нефть получило распространение в России только с начала 70-х годов 19 в., в пореформенный период и после отмены системы откупа, в годы общего промышленного подъема. Применение этого способа разрушения горных пород оказало огромное влияние на развитие нефтяной промышленности.

Сравнивая колодезный способ добычи нефти с бурением скважин, Д.И. Менделеев писал: «Прежние колодцы можно сравнить с порезом пальца, если бурение сравнивают с кровопусканием из жилы». «Бурение скважин не только позволило увеличить добычу нефти, но оно также обеспечило возможность добывать нефть с больших глубин, содержащую в себе больше керосина».

Издавна в технической литературе приводится утверждение американских нефтяных монополий, что кондуктор Дрейк в 1859 г. в Пенсильвании впервые в мире пробурил нефтяную скважину.

Эдвин Дрейк, сын небогатого фермера, работавший долгое время конторщиком и получивший в 1849 г. место кондуктора на железнодорожной линии Нью-Йорк – Нью-Гавен, по совету банкира Тоузенда поместил свои сбережения в сумме 200 долл. В Пенсильванскую нефтяную компанию. В 1858 г. он купил 25 акров земли и в 1859 г. пробурил скважину, давшую нефтяной фонтан.

Американские историки нефтяной промышленности обходят молчанием тот факт, что Дрейк не был человеком, сведущим в буровой технике, и «первую» скважину пробурил не он, а труженик Билль с двумя сыновьями. Эдвин Дрейк являлся лишь предпринимателем, искавшим легкой наживы. Позже Э.Дрейк вложил свой небольшой капитал в акции Компании маклеров, занялся биржевой игрой и вскоре разорился. Он ослеп и конец своей жизни провел в нужде.

Архивные документы опровергают необоснованное утверждение о том, что пробуренная Дрейком скважина была первой нефтяной скважиной в мире. Советским исследователям удалось установить, что в России бурение на нефть применялось еще в 30-х годах 19 в. (а возможно, и раньше). Установлено также, что в 1844 г. русский чиновник Горного ведомства В.Н. Семенов предложил углублять нефтяные колодцы посредством бурения. Член Совета Главного управления горными промыслами инженер Семенов пришел к мысли о необходимости бурить скважины на нефть, очевидно, в связи с постепенным уменьшением дебита многих нефтяных колодцев. Как и следовало ожидать, предложение Семенова было встречено с большим недоверием. Но этот настойчивый человек добился своего.

14 июля 1847 г. в Баку на Биби-Эйбатском месторождении под руководством В.Н. Семенова, получившего необходимые консультации у известного горного специалиста Н.И. Воскобойникова, ручным ударным способом с применением деревянных штанг была пробурена первая в мире промышленная скважина на нефть глубиной 21 м, давшая положительный результат.

Но в дальнейшем Семенову не была оказана поддержка. Наоборот, признанные иностранные специалисты (Траутшольд, Баерн, Абих и др.) настойчиво доказывали непригодность бурения для добычи нефти, а нефтепромышленники и царские чиновники чутко прислушивались к мнению зарубежных ученых. Поэтому предложение Семенова об углублении нефтяных колодцев бурением было забыто. Более того, царское правительство на протяжении ряда лет не разрешало бурить нефтяные скважины, несмотря на настойчивые просьбы отдельных предпринимателей.

Так, например, в 1866 г. Закавказское торговое общество (Кокорев и Губонин) после первых удачных опытов по перегонке нефти просило правительство разрешить бурение скважин на нефть. Правительство на просьбу общества ответило отказом.

Однако поиски месторождений нефти с помощью буровых скважин продолжались, в 1864 г. на Кубани (Краснодарском крае) в 42 км от Анапы на берегу реки Кудако буровой мастер Петерс под руководством отставного полковника А. Н. Новосильцева приступил к бурению скважины ударным способом с применением металлических обсадных труб. Скважина была заложена в 1866 г., и с глубины 38 (55) м ударил фонтан нефти с дебитом 200 т/сут., что стало предвестником открытия нефтяных богатств Кубанского края.

В этой связи Д.И. Менделеев писал: «Имя первого бурильщика Кубанского края А.Н. Новосильцева, надо думать, не забудется в России».

Позже академик И.М. Губкин писал: «Долина реки Кудако является колыбелью нефтяной промышленности России».

Год начала бурения этой скважины стал годом основания нефтяной промышленности России. В память об этих событиях в 1964 г. отмечалось столетие проведения первых буровых работ, а первое воскресенье сентября стало праздником работников нефтяной и газовой промышленности страны.

В 1868 г. с глубины 61 м дала первую северную нефть скважина, пробуренная М.К. Сидоровым ручным вращательным способом на реке Ухте.

В 1869 г. разрешение на бурение нефтяных скважин получил откупщик И.М. Мирзоев, который в том же году заложил свою первую скважину на нефть в Балаханах. Скважина была пробурена ручным вращательным штанговым способом до глубины 64 м. Во время пробного тартания из скважины обильно выделился газ, затем послышался шум и произошел выброс песка и воды. Это бурное поведение скважины приписали действию волшебных сил. По приказанию бурового мастера скважину тут же забросали песком и камнями.

В 1871 г. в том же районе Мирзоев пробурил вторую скважину глубиной 45 м. Вначале она давала 700 пудов, а затем и 2000 пудов нефти в сутки.

Третья скважина была заложена Мирзоевым в 1872 г. Сооружение новых колодцев с этого года прекращается, а количество пробуренных скважин быстро растет.

Разрешение на бурение нефтяных скважин (царским правительством) привело к интенсификации работ по бурению нефтяных скважин и оживлению нефтедобычи.

Добыча нефти из буровых скважин во много раз превышала добычу из колодцев. Применение паровой машины в буровых установках привело к техническому перевороту на старых нефтяных промыслах и к появлению новых.

Так, в 1873 г. инженер Г.Д. Романовский, используя паровую машину, пробурил в Крыму самую глубокую в мире в то время скважину глубиной 790 м, а уже к 1875 г. в России насчитывалось 10327 колодцев и 255 скважин, при этом средний дебит скважин превышал дебит колодцев в 28 раз при объеме добычи нефти из скважин 88,6 %.

Для успешного развития нефтяной промышленности необходимо было провести целый ряд преобразований как политического, так и технологического характера. Надо было, во-первых, покончить с крепостничеством и отменить откупную систему, далее – улучшить технику переработки и транспортировки нефти, наиболее полно использовать нефть, получая из неё не только керосин и мазут, но и смазочные масла и другие ценные продукты.

Отмена крепостного права на основе «Высочайшего Положения от 19 февраля 1861 г.» на Кавказе была проведена лишь в 1864 г. И тогда на нефтяные промыслы и нефтеперегонные заводы пришли наёмные рабочие.

Отмена крепостного права устранила большие препятствия на пути промышленного развития России.

За отмену откупов на нефтяных промыслах выступали многие государственные и общественные деятели. Откупы оказывали вредное влияние на развитие нефтяной промышленности: в ходе краткосрочного откупа (4 года) невыгодно было затрачивать капитал на усовершенствование техники добычи нефти. Только с 1 января 1873 г. они были отменены.

С этого времени открывается новая страница в развитии отечественной нефтяной техники. Введены новые «правила о производстве нефтяного промысла» они сводились к следующему:

В Баку правительством проведены первые закрытые торги на сдачу предпринимателям казенных нефтяных земель в долгосрочную аренду (24 года).

Промышленник, взявший в аренду участок, должен был в течение первых двух лет приступить к его разработке.

За невыполнение обязательств участок отбирался и снова сдавался с торгов.

Казенные и частью крестьянские земли перешли фактически в собственность многих нефтепромышленников. Среди них выделялись такие крупные капиталисты, как И.М. Мирзоев, Кокорев и Губонин, позже – братья Нобель.

В Баку началась нефтяная лихорадка. Академик М.А. Павлов, вспоминая о Баку 70–х гг. 19 в., сравнивал нефтяную горячку с золотой лихорадкой, которая охватывала те местности, где открывали золото. Счастливец, пробуривший нефтяную скважину, которая дала фонтан, обогащался в несколько дней. Все только и думали о нефти. Люди, встречаясь, не говорили друг другу «Здравствуйте!», а обращались: «Бургун атыр?» («бросает ли», то есть фонтанирует ли скважина?).

С отменой откупа в Бакинском районе началось усиленно бурение нефтяных скважин. Число их быстро возрастало: в 1873 г. - 17, в 1874 г. – 50, в 1875 г. – 65, а в 1876 г. – 101 скважина. Появились мощные фонтаны, показавшие изобилие нефти в Балаханах, Романах, Сабунчах, Забрате, Биби – Эйбате.

Без системы, расчёта и плана, в лихорадочной погоне за лёгкой наживой бурили неглубокие скважины и черпали нефть «и стар и млад». Анархическое развитие Бакинского нефтяного дела хорошо иллюстрирует современник, который писал: « С 1 января 1873 г., как по мановению волшебной палочки, Балаханская площадь сделалась неузнаваемой. Началось энергичное бурение: загудела паровая машина, вырос лес вышек, цены на нефть снизились, и появились первые признаки надвигающегося кризиса. Вместо 45 коп. за пуд пришлось отдавать нефть по 30 коп. за пуд».

В июне 1873 г. ударил мощный Вермишевский фонтан. Он бушевал безостановочно четыре месяца и залил нефтью все окрестности и образовал несколько больших озер. Большая часть нефти разлилась и пропала. Рынок не выдержал обилия нефти. Цена на неё упала до 1,5 – 2 коп. за пуд.

Наряду с бурным ростом нефтяной промышленности на Апшеронском полуострове не менее быстрыми темпами начинает развиваться с конца 19 в. и нефтяная промышленность Грозненского района.

В июне 1893 г. нефтяные скважины в Грозном купил предприниматель И.А. Ахвердов. Первая скважина, заложенная его фирмой и пробуренная ударно-штанговым способом с приводом от паровой машины в том же году с глубины 132 м, дала мощный нефтяной фонтан, действовавший в течение 5 месяцев с суточным дебитом 500 тыс. пудов нефти.

В специальной технической литературе 1893 год принято считать годом начала промышленной разработки Грозненского нефтяного месторождения, хотя это не совсем правильно. Первые две нефтяные скважины в Грозненском районе были заложены в 1892 г. Русановским. (глубина одной-64 м, другой-104,5 м). Они оказались безрезультатными. Вероятно, по этой причине многие авторы, излагающие историю Грозненского нефтяного месторождения, начинают ее обычно со скважины Ахвердова.

В мае 1895 г. фирма Ахвердова заложила скважину № 7, которая 27 августа того же года с глубины 141 м дала нефтяной фонтан – сперва с суточным дебитом 1 млн. пудов, а впоследствии 100 тыс. пудов. Весть о фонтанах Ахвердова с молниеносной быстротой облетела весь мир. Фонтаны Ахвердова закрепили за Грозным славу богатейшего нефтяного месторождения и рассеяли всякие сомнения насчет его неблагонадежности в смысле нефтеносности.

В Майкопском нефтяном районе в 1876-1880 гг. разведочное бурение вел П.С. Прокофьев. Глубина скважин достигала 42 м. Царские финансовые органы не оказали Прокофьеву поддержки.

Нефтяные промыслы на Таманском полуострове и в Кубанской области продолжали развиваться и после смерти их открывателя А.Н. Новосильцева. В 1886 г. там насчитывалось 67 буровых скважин. Самая глубокая из них была пробурена на 365 м. Добыча нефти в этом районе в 1889 г. составила 21 800 т.

Во второй половине 19 в. приступили также к бурению нефтяных скважин на Челекене (1872 г.), территории Ферганской долины (Узбекистан) (1880 г.), в районе Небит-Дага (Туркмения) (1882 г.), Урало-Эмбенском районе (1892 г.), на Сахалине (1892 г.), на Ухте (1898 г.) В 60-х и 70-х годах 19 в. Были предприняты многочисленные попытки найти нефть и в Урало-Волжском районе.

Первые нефтяные скважины бурились малопроизводительным ручным штанговым вращательным способом. Вскоре перешли к бурению нефтяных скважин ручным штанговым ударным способом, применявшимся издавна при бурении скважин на рассолы и воду.

Способ бурения на железных штангах при помощи свободно падающего инструмента (ударно-штанговый) получил широкое распространение на нефтяных промыслах Азербайджана. Ударно-канатный способ бурения получил распространение в Грозненском нефтяном районе.

Переход от ручного способа бурения скважин к механическому привел к необходимости решения ряда вопросов механизации буровых работ. Крупный вклад в это дело внесли русские горные инженеры Г.Д. Романовский (1825-1906) и С.Г. Войслав (1850-1904).

В 1859 г. в России близ Подольска пробурена первая в мире скважина с помощью станка с приводом от парового двигателя. Всеми работами руководил Г.Д. Романовский.

На нефтяных промыслах Баку первые паровые машины появились в 1873 г., а через 10 лет почти повсеместно они заменили конную тягу.

При бурении скважин на нефть на первом этапе получил развитие ударный

способ (бурение штанговое, канатное, быстроударное с промывкой забоя).

По мере возрастания глубины нефтяных скважин, которая к 1900 г. дошла примерно до 300 м, все заметнее ощущались недостатки ударного способа бурения.

Разбуривание глубоко залегающих нефтяных пластов потребовало совершенствования техники бурения скважин. При ударном бурении долото в 1 мин делало от 26 до 40 падений и через каждые 2 ч надо было поднимать бурильный инструмент для очистки забоя от разбуренной породы. Стенки скважины разрушались, поэтому приходилось крепить их 12…14 колоннами. На это расходовали огромное количество металла – свыше 0,5 т на каждый метр проходки. Скорость же проходки при ударном бурении была незначительна. В дореволюционное время в штанговом бурении она составляла не более 34,6 м/ст.- мес (метр на станок-месяц) при средней глубине скважин 300…400 м, а в Грозном достигала 90 м/ст.-мес при средней глубине скважин 600 м.

На смену ударному способу пришло вращательное бурение, в результате чего были устранены указанные недостатки. При вращательном бурении одновременно производятся и проходка скважин, и вынос на поверхность разбуренной породы при помощи бурового раствора.

С 1901 г., когда впервые в США было применено роторное бурение с промывкой забоя циркулирующим потоком жидкости, начался период развития и совершенствования вращательного способа бурения.

В России роторным способом первая скважина глубиной 345 м была пробурена в 1902 г. в Грозненском районе.

Одной из труднейших проблем, возникавших при бурении скважин, особенно при роторном способе, была проблема герметизации затрубного пространства между обсадными трубами и стенками скважины. Решил эту проблему русский инженер А.А. Богушевский, запатентовавший в 1906 г. способ закачки цементного раствора в обсадную колонну с последующим вытеснением его через низ (башмак) обсадной колонны в затрубное пространство. Способ Богушевского получил быстрое распространение не только в России, но и за рубежом. Однако это не помешало американскому инженеру Перкинсу в 1918 г. получить патент на способ цементирования скважин, повторяющий изобретение инженера А.А. Богушевского.

Скважина для добычи газа была заложена в 1901 г. в Сураханах (Бакинский район) на территории завода Кокорева. Через год с глубины 207 м был получен газ, использовавшийся для отопления завода.

В 1901 г. на Бакинских нефтепромыслах появились первые электродвигатели, заменившие паровые машины при бурении.

Наряду с успешным решением практических задач техники бурения ученые и инженеры нашего отечества много внимания уделяли вопросам разработки теории. Большую роль в развитии нефтяной техники сыграл «Горный журнал», издававшийся с 1825 г. В журнале печатались работы крупнейших специалистов - нефтяников того времени: Г.Д. Романовского, С. Гулишамбарова, А. Васильева, Н.А. Соколовского и др. С 1899 г. в Баку начал издаваться журнал «Нефтяное дело».

В 1904-1911 гг. вышел в свет четырехтомный классический труд одного из крупнейших русских горных инженеров И.Н. Глушкова «Руководство к бурению скважин», который долгое время был настольной книгой всех нефтяников.

Добыча нефти из буровых скважин производилась с помощью цилиндрических вёдер длиной до 6 м. В дне ведра был устроен клапан, открывающийся вверх. Такое ведро, предназначенное для очистки скважин, называлось желонкой, а способ добычи нефти желонкой именовался тартальным.

Первые опыты по применению глубинных насосов для добычи нефти в Баку были сделаны в 1876 г. Но эти насосы быстро засорялись песком, и нефтепромышленники вернулись к привычной желонке.

В 70-х гг. 19 в. В.Г. Шухов предложил компрессорный способ добычи нефти из скважин, при котором сжатый воздух использовался для подъема нефти (эрлифт). Этот способ был испытан в Баку в 1897 г.

Другой способ подъема нефти из скважин – газлифт – был предложен М.М. Тихвинским в 1914 г.

Из всех известных способов добычи нефти главным оставался тартальный. С его помощью в 1913 г. добывали 95 % всей нефти.

С ростом количества буровых скважин в Баку увеличивалась добыча нефти. В 1872 г. было добыто 23 тыс.т., в 1875 г. – 81 тыс.т., в 1885 г.- 1,9 млн.т., а в 1901 г. – 11,6 млн.т. В 1901 г. Бакинский район давал 95 % общей добычи нефти в России.

Число нефтеперегонных заводов в Баку также возросло. Даже жилые дома стали переделывать под заводы. В качестве топлива на заводах применяли нефть, пользуясь самым примитивным способом сжигания – на поду топки. Город покрылся копотью. Жители задыхались в дыму. Администрация города еще в начале 1873 г. принудила заводчиков вынести их «заводы» на соседнюю с городом территорию, в двух верстах от него. Там с лихорадочной быстротой возник Черный город, в котором уже весной 1873 г. насчитывалось 80 заводов. В конце 1870-х гг. число небольших нефтеперегонных заводов в Бакинском районе дошло уже до 200. К технически совершенным относились заводы Бакинского нефтяного общества и завод И.М. Мирзоева. Передовой техникой был оснащен и завод братьев Нобель.

В 1878 г. фирмой «Бари, Сытенко и Ко» был построен по проекту В.Г. Шухова первый российский нефтепровод от Бакинских промыслов до Чёрного города протяженностью 10 км и диаметром 76 мм.

Впервые в мире перевозку нефти и «нефтяных остатков» наливом в судах осуществили купцы братья Н.И. и Д.И. Артемьевы в 1873 г. из Баку в Астрахань. На судне «Александр» они установили цистерну, которую наполнили «нефтяными остатками» (мазутом), погрузка и разгрузка осуществлялась насосом.

В 1876 г. крупная нефтяная монополия «Товарищество братьев Нобель» заказала наливную шхуну «Зороастр», в 1878 г. она была приведена в Баку, началась эксплуатация первой в мире наливной шхуны.

В 1879 г. завершилось строительство Бакинской промысловой железной дороги.

В 1907 г. началась перекачка керосина по первому в мире магистральному трубопроводу Баку – Батуми длиной 835 км.

К концу 19 в., в 1898 г. Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти. Добыча нефти в то время была сосредоточена практически в одном районе – Бакинском (свыше 82 %), что связано с монополией нефтяной промышленности Баку, находящейся в руках иностранного капитала.

Устойчивое развитие нефтяной промышленности России продолжалось до начала Первой мировой войны. В 1900 г. добыча нефти в России составляла 10,35 млн т (52,3 % от мировой добычи).

События Первой мировой войны ухудшили экономическое положение России, в 1917 г. было добыто лишь 8,8 млн т нефти, что составило 13, 6 % мировой добычи.

На этом закончился первый этап развития нефтяной промышленности страны, характеризующийся её зарождением и становлением.