2.9. Пропеллерные (осевые) насосы
Как известно, коэффициент быстроходности ns характеризует в некоторой степени геометрические формы лопастного насоса:
Исходя из этого, можно полагать, что основные параметры работы лопастного насоса – подача Q, напора N и частота вращения рабочего колеса n - определяют конструктивные особенности насоса.
С увеличением подачи насоса и частоты вращения рабочего колеса, при уменьшении напора коэффициент быстроходности насоса растет. Вместе с этим изменяется соотношение размеров рабочего колеса - уменьшается отношение выходного диаметра D2 к входному D1, достигая значения D2/D1=1. Лопасти рабочего колеса принимают перпендикулярное направление по отношению к валу насоса (рис. 8). Рабочее колесо 1 приобретает вид пропеллера, и поток жидкости под его воздействием перемещается в осевом направлении, приобретая также вращательное движение. При выходе из рабочего колеса жидкость попадает в направляющий аппарат 2, где вращательное движение прекращается.
Далее жидкость отводится в напорный трубопровод. Вал насоса 4 свободно проходит через втулку направляющего аппарата 3.
Рис. 8. Пропеллерный насос.
Пропеллерные насосы являются наиболее быстроходными из вращательных лопастных машин (ns=500-1200). Они применяются при относительно больших подачах от Q=0,1 м3/с до Q = 25-30 м3/с и напорах до H = 12-15 м. Высота их всасывания незначительна до Hвс=2-3 м. Чаще всего они работают погруженными в жидкость, не требуя специальной заливки перед пуском.
Эти насосы, работающие с подпором, в значительной степени ограждены от кавитации. КПД пропеллерных насосов довольно высок и для крупных насосов достигает значений =0,9-0,92. У таких насосов лопасти рабочего колеса делаются поворотными. Это дает возможность регулировать подачу насоса без снижения его КПД.
По сравнению с другими типами пропеллерные насосы имеют следующие преимущества: компактность и конструктивную простоту; малую металлоемкость; возможность применения большой частоты вращения для уменьшения размеров насоса и электродвигателя; малую чувствительность к загрязненным жидкостям; уменьшение строительных работ особенно в условиях погружения насоса в перекачиваемую жидкость.
- Индивидуальное домашнее задание
- Содержание
- Введение
- 1. Компрессоры
- 1.1. Общие сведения
- 1.2 Поршневые компрессоры.
- 1.3. Поршневые вакуум-насосы.
- 1.4. Ротационные компрессоры.
- 1.5. Турбокомпрессоры.
- 1.6. Компоновка сооружений компрессорных станций.
- 1.7. Определение местоположения компрессорной станции
- 2.Насосы
- 2.1. Общие сведения.
- 2.2. Классификация насосов
- 2.2.1. Типы насосов
- 2.3. Устройство и принцип действия поршневых насосов.
- 2.4. Насос простого действия
- 2.5. Дифференциальный насос.
- 2.6. Насос двойного действия.
- 2.7. Диафрагменные насосы.
- 2.8. Устройство и классификация центробежных насосов.
- 2.9. Пропеллерные (осевые) насосы
- 2.10. Вихревые насосы.
- 2.11. Насосные станции
- 2.11.1. Классификация насосных станций
- 2.12. Достоинства и недостатки насосов различных типов
- Заключение
- Список литературы