Аккумуляторные батареи
Устройство и характеристики аккумуляторов. На подстанциях применяются главным обратом свинцово-кислотные аккумуляторы типа С (С К) в открытых стеклянных сосудах, а аккумуляторы большей емкости - в деревянных баках, выложенных внутри свинцом. Аккумуляторные пластины ратной полярности, находящиеся в одном сосуде, отделяются друг от друга сепараторами из минора .Сосуды заполняются электролитом (водным раствором чистой серной кислоты). Положительные пластины выполняются из чистого свинца и имеют сильно развитую поверхность. При формировании собранною аккумулятора (особом режиме первого заряда) на поверхности положительных пластин из металлического свинца основы образуется слой двуокиси свинца,являющийся активной массой этих пластин. Отрицательные пластины изготовляются также из металлическою свинца, но имеют коробчатую форму. Ячейки свинцового каркаса пластин заполняются активной массой, приготовляемой из окислов свинца и свинцового порошка. Чтобы эта масса не выпадала из ячеек, пластины покрываются с боков тонкими перфорированными свинцовыми листами. В процессе формирования на отрицательных пластинах образуется губчатый свинец.
Наряду с аккумуляторами типа С (СК) применяются аккумуляторы типа СН. Они имеют намазные пластины, сепараторы из стекловойлока, винипласта и минора, сосуды из прессованного стекла с уплотненными крышками Все это обеспечивает надежность и длительный срок службы аккумуляторов. В эксплуатации они не требуют столь частой доливки волы, снижаются требования к вентиляции помещений.
Основными характеристиками аккумуляторов С (СК) является их номинальная емкость, продолжительность и ток разряда, максимальный ток заряда. Эти величины определяются типом, размерами и числом пластин и получаются умножением соответствующих величин для аккумуляторов С-1 (СК-1) на типовой номер. Характеристики аккумуляторов типа С-1 (СК-1).
В эксплуатации емкость аккумулятора зависит от концентрации и температуры электролита, от режима разряда. С ростом плотности электролита емкость аккумулятора возрастает. Однако крепкие растворы увеличивают сульфатацию пластин. Повышение температуры электролита также приводит к возрастанию емкости, что объясняется снижением вязкости и усилением диффузии свежего электролита в норы пластин. Но с повышением температуры увеличиваются саморазряд и сульфата пня пластин.
Исследованиями установлено, что для стационарных аккумуляторов типа С(СК) оптимальным является плотность электролита в начале разряда 1,2- 1,21 г/см3 при нормативной температуре 25°С. Температура воздуха в помещении, где установлена аккумуляторная батарея, должна поддерживаться в пределах
15-25&С.
Емкость аккумуляторов нормируется при условии непрерывного разряда в течение 10 ч неизменным по значению током. На практике разряды могут быть более короткими (1-2 ч) - большими токами и более длительными- малыми токами. При больших токах разряда емкость аккумулятора быстро снижается.
Факторами, ограничивающими разряд, являются конечное напряжение на зажимах аккумулятора и плотность электролита в сосудах. При 3-10-часовом разряде снижение напряжения допускается до 1,8 В, а при 1 - 2-часовом- 1,75 В на элемент Более глубокие разряды во всех режимах приводят к повреждению аккумуляторов. Разряды малыми токами прекращают, когда напряжение становится равным 1,9 В на элемент. При разряде контролируется как напряжение, так и плотность электролита. Уменьшение плотности на величину 0,03-0,05, т. е. до значений 1,17-1,15, свидетельствует о том, что емкость исчерпана.
Особенности и эксплуатации аккумуляторов. В аккумуляторах непрерывно происходят неуправляемые химические и электрохимические реакции, приводящие к снижению их емкости. Происходит так называемый саморазряд аккумулятора, т. е. потеря им запасенной энергии. Саморазряду подвержены как работающие, так и отключенные от сети аккумуляторы. Новая батарея аккумуляторов теряет в течение суток не менее 0,3% своей емкости. Со временем саморазряд возрастает. При некоторых условиях (высокая температура и плотность электролита) наблюдается повышение саморазряда. Одной из причин повышенного саморазряда является присутствие в электролите примесей железа, хлора, меди и других племен юн. Практически невозможно получить электролит, свободный от примесей. Однако их содержание не должно превышать установленных норм. С этой целью применяемые для составления электролит кислота и дистиллированная вода проверяются на содержание вредных примесей.
В режиме разряда аккумулятора на его пластинах образуется свинцовый сульфат. При нормальной эксплуатации аккумуляторов сульфат имеет тонкое кристаллическое строение и легко растворяется при заряде, переходя в окись свинца на положительных пластинках и в губчатый свинец на отрицательных. При некоторых условиях, рассмотренных ниже, возникает ненормальная сульфатация пластин, когда сравнительно быстро увеличивается количество крупных кристаллов сульфата, которые закрывают собой поры активной массы пластин, мешая доступу электролита. При этом возрастает внутреннее сопротивление аккумулятора, а емкость его снижается. Внешними признаками ненормальной сульфатации является образование на поверхности пластин беловатых пятен, выпадение светло-серого шлама в сосуде, коробление положительных и выпучивание отрицательных пластин.
Режим работы. Раньше аккумуляторные батареи на подстанциях эксплуатировались в режиме «заряд - разряд». Этому режиму соответствовали схемы установок с элементным коммутатором, которые сохранились еще на многих подстанциях. С помощью элементного коммутатора можно увеличивать число аккумуляторов, присоединенных к шинам постоянного тока, для поддержания необходимого уровня напряжения при разряде и уменьшать их число при заряде, когда напряжение на аккумуляторах возрастает. Режим работы аккумуляторов с периодическими зарядами и разрядами имеет существенные недостатки, связанные с преждевременным износом аккумуляторов и занятостью персонала по контролю и уходу за батареями.
В настоящее время аккумуляторные батареи на подстанциях эксплуатируются в режиме постоянного п о д з а р я д а, что улучшило работу большей части аккумуляторов и упростило их эксплуатацию. Сущность режима заключается в том, что полностью заряженная аккумуляторная батарея включается параллельное подзарядным агрегатом, который обеспечивает питание подключенной нагрузки и в то же время подзаряжает малым током батарею, восполняя ее саморазряд. В случае аварии на стороне переменного тока или остановки по какой-либо причине зарядного агрегата батарея принимает на себя всю нагрузку сети постоянного тока. После ликвидации аварии батарея заряжается от зарядного агрегата и переводится на работу в режиме постоянного
поднаряда.
При постоянном подзаряде режим батареи характеризуется напряжением на зажимах каждого элемента в пределах 2,2 ±0,05 В и током подзаряда 10—30 мА, умноженным на типовой номер аккумулятора. Для аккумуляторов типа СП рекомендуется поддерживать напряжение 2,18 ±0,04 В на элемент и ток подзаряда 10-20 мА на каждый номер аккумулятора. Более точное значение этих величин, определяемых индивидуальными свойствами аккумуляторных батарей, устанавливается в зависимости от плотности электролита. Если, например, плотность электролита снижается против начальной (1,2-1,21 для аккумуляторов типов С, СК и 1.22- 1.225 для аккумуляторов типа СН), то это свидетельствует о недостаточности тока подзаряда напряжение подзаряда следует повысить. Измерение плотности электролита должно производится с учетом его температуры, так как плотность изменяется (уменьшается при повышении и увеличивается при понижении температуры электролита) на 0,003 г/ем3 на каждые 5 С по от ношению к нормативной температуре 25 С. На чрезмерно большой ток подзаряда указывает усиленное выпадение в сосуде коричневого шлама.
Уравнительные таряды и то за ряды аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи с элементным коммутатором, переведенные в режим постоянного подзаряда, обладают тем основным недостатком, что батарея оказывается разделенной на две части, находящиеся в неодинаковых условиях. Основная часть батареи (107 элементов) подзаряжается и таким образом поддерживается в заряженном состоянии. Остальные (концевые) аккумуляторы не подзаряжаются и постепенно теряют свою емкость вследствие саморазряда. При недостаточном уходе пластины концевых аккумуляторов сульфатируются. Наблюдается разная степень заряженности отдельных элементов.
Для устранения следов сульфатации и выравнивания отстающих элементов батареи но мере необходимости подвергают уравнительным зарядам (перезарядам). При уравнительном заряде батарея предварительно разряжается током 10-часовою режима до напряжения 1,8 В на элемент. Затем нормально заряжается тем же током до появления признаков заряженности; сильного газообразования, возрастания напряжения до 2,6 - 2,8 В на элемент, увеличения плотности электролита до 1,2- 1,21 г/см3 и оставляется в покое на Iч. Заряды с одночасовыми перерывами продолжаются до тех пор, пока батарея не получит двух-, трехкратной номинальной емкости. Признаком, по которому судят об окончании заряда, является бурное газообразование всех элементов, наступающее вслед за включением батареи на заряд.
Для аккумуляторных батарей типа СП дополнительно производят перезаряды после каждой доливки аккумуляторов.
Уравнительные заряды аккумуляторных батарей без элементных коммутаторов, работающих в режиме постоянного подзаряда, невозможны по той причине, что при этом напряжение на каждом элементе возрастает до 2,6 — 2,8 В. Для профилактики такие батареи 1 раз в 3 мес подвергаются дозарядам. Они производятся без отключения нагрузки путем повышения напряжения до 2,3 — 2,35 В на элемент до достижения плотности электролита 1,2— 1,21 г/см3 во всех элементах. Начальный ток заряда устанавливается не выше тока 10-часового режима разряда. Продолжительность дозаряда обычно не превышает 1-2 сут в зависимости от состояния аккумуляторов.
Для поддержания работоспособности концевых элементов в нормальном режиме работы батареи применяются схемы подзаряда этих элементов от самостоятельного источника тока или общего подзаряд- ного агрегата. Схема включения подзарядного агрегата на всю батарею . В схеме концевые элементы шунтируются регулируемым балластным резистором, выбранным по току нагрузки батареи R=Uкон/Iнагр, что обеспечивает поддержание напряжения 2,2 + 0,05 В на элемент. При уменьшении нагрузки сети персонал соответственно изменяет сопротивление резистора. Ток, проходящий через амперметр, должен быть равен нулю.