logo search
Электрический привод / Главы по ЭП / 6_Глава 4

4.1. Регулируемый электропривод – основной вид автоматизированного электропривода

Применение регулируемого электропривода в составе технологических машин и агрегатов обычно связано с одним из следующих обстоятельств:

- необходимостью оперативного управления ходом технологического процесса (электроприводы грузоподъемных кранов, экскаваторов, реверсивных прокатных станов и других машин);

- необходимостью устанавливать и точно выдерживать технологический режим (электроприводы станов непрерывной прокатки, бумагоделательных машин, отделочных агрегатов текстильной промышленности и др.);

- необходимостью корректировки технологического процесса (электроприводы питателей, дозаторов и др.);

Приведенный перечень обстоятельств, обуславливающих необходимость или целесообразность применения регулируемого электропривода, может быть расширен и дополнен.

По мере развития рабочих машин и механизмов, применения высоких технологий потребность в регулируемых электроприводах существенно возросла, и автоматизированный регулируемый электропривод составляет энергетическую и кибернетическую (с точки зрения управления) основу большинства рабочих машин и агрегатов во всех технологических областях.

Автоматизированный электропривод выполняет две технологические функции:

- преобразование электрической энергии в механическую, необходимую для осуществления данного технологического процесса;

- управление технологическим процессом, причем с определенной степенью оптимизации этого процесса по ряду критериев, таких как: обеспечение максимальной производительности, точности и качества обработки, минимального расхода энергии и т.п.; конкретные задачи управления многообразны и определяются характером технологического процесса.

Вторая функция автоматизированного электропривода всецело связана с необходимостью регулирования величин, характеризующих движение электропривода (скорости, момента, положения рабочего органа). Выполнение этой функции возможно только посредством использования регулируемого электропривода. Использование для целей регулирования механических или гидравлических средств (вариаторы, коробки передач, гидромуфты и др.) сегодня является технически и экономически неоправданным.

Под регулируемым электроприводом понимается электропривод, обеспечивающий регулирование скорости (или момента) в заданном диапазоне с необходимой точностью. В большинстве случаев система управления регулируемого электропривода должна обеспечивать также заданный характер переходных процессов при изменении скорости, момента или других координат электропривода.

Поскольку по своим электромеханическим свойствам электродвигатели в естественной схеме включения в питающую сеть не могут обеспечить регулирование переменных, характеризующих движение электропривода с нужным качеством, для создания регулируемого электропривода приходится преобразовывать электрическую энергию, подводимую к (или отводимую от) двигателю. Преобразование электрической энергии осуществляется посредством полупроводниковых преобразователей.

Регулируя переменные преобразованной электрической энергии (частоту, напряжение, форму и длительность импульсов и др.) удается получить требуемые для регулируемого привода механические и динамические характеристики. Для управления выходными регулируемыми величинами (напряжение, частота и др.) полупроводниковых преобразователей, входящих в состав регулируемого электропривода, служат внутренние контуры автоматического регулирования - это регуляторы тока, э.д.с., тока возбуждения и др. В этом смысле регулируемый электропривод всегда является автоматизированным, т.к. содержит средства автоматического управления, формирующие характеристики электропривода.

Внешние контуры регулирования определяют переменные, характеризующие движение электропривода: скорость или положение рабочего органа. Обычно эти контуры регулирования являются замкнутыми, т.е. содержат отрицательную обратную связь по регулируемой величине соответствующий регулятор. Типичная схема замкнутого контура регулирования скорости представлена на рис.4.1.

Задание на скорость uзс может формироваться вручную - машинистом экскаватора, крановщиком, оператором и др., или автоматически - от системы числового программного управления (системы ЧПУ в приводе станков), от технологических регуляторов или управляющих устройств верхнего уровня автоматизации.

Передаточная функция регулятора скорости WРС(р) выбирается такой, чтобы обеспечить требуемое качество регулирования по статическим (диапазон, точность) и по динамическим показателям (быстродействие, перерегулирование, колебательность).

Д

Рис.4.1.

вигатели, полупроводниковые преобразователи электрической энергии, датчики и устройства автоматического регулирования в своей совокупности образуют систему регулируемого электропривода. Эти системы различаются, прежде всего, по виду приводного электродвигателя, а также по виду используемых полупроводниковых преобразователей электрической энергии, питающих двигатель.

Регулирование скорости - это принудительное посредством системы управления изменение скорости, исходя из требований технологического процесса. Такое регулирование производится при подаче на вход системы регулирования управляющего воздействия uзс. Однако регулирование скорости может производиться и при неизменном управляющем воздействии, когда задача регулирования заключается в стабилизации скорости при появлении возмущающих воздействий, например при изменении нагрузки, прикладываемой к валу электродвигателя.