5.2. Грузовые автомобили и автопоезда
Грузовой автомобиль - это средство безрельсового транспорта с собственным двигателем, предназначенное для перевозки грузов.
Рис. 5.1. Грузовые автомобили общего назначения
Различают грузовые автомобили общего назначения, специализированные и специальные. К автомобилям общего назначения относятся автомобили с открытой платформой с откидными бортами для перевозки любых видов грузов (рис. 5.1, а) в том числе автомобили повышенной проходимости (рис. 5.1, б) со всеми ведущими колесами, а также оборудованные сцепным седельным устройством 1 (рис. 5.1, в) для буксировки прицепов и полуприцепов. Вместе с прицепом или полуприцепом автомобиль образует автопоезд. Специализированные автомобили и автопоезда предназначены для перевозки одного или нескольких однородных видов грузов (сыпучих материалов, труб, ферм, железобетонных изделий и т.п.). Отдельные виды специализированных транспортных средств оборудуют грузоподъемными устройствами для автономной погрузки и разгрузки грузов. Машины, предназначенные для транспортирования определенных видов грузов и оборудованные специальными устройствами для выполнения дополнительных нетранспортных операций (смешивание, подогрев и т. п.) для обеспечения сохранности перевозимых грузов, являются специальными автотранспортными средствами.
По грузоподъемности грузовые автомобили делят на следующие классы: особо малой (до 1 т), малой (1 ... 2 т), средней (2 ... 5 т), большой (более 5 т) и особо большой грузоподъемности. К последним относятся внедорожные грузовые автомобили. Грузоподъемность отечественных грузовых автомобилей составляет от 1 до 110т.
Для безопасного движения на дорогах и в городах длина двухосного автомобиля не должна превышать 11м, автомобиля с большим количеством осей -12 м, автопоезда - 22 м; ширина и высота для всех автомобилей и автопоездов соответственно не более 2,5 и 3,8 м.
К специализированным транспортным средствам относятся автомобили-самосвалы и керамзитовозы - для перевозки грунта и сыпучих грузов; панелевозы, фермовозы, плитовозы, сантехкабиновозы и т. п. - для перевозки строительных конструкций; трубовозы, плетевозы, металловозы - для перевозки длинномерных грузов; контейнеровозы - для перевозки строительных грузов в контейнерах; тяжеловозы - для перевозки технологического оборудования и строительных машин.
Автомобили-самосвалы общего назначения для перевозки грунта, песка, асфальтовой массы и т. п. изготавливают на базе серийных грузовых автомобилей. Карьерные самосвалы имеют собственную оригинальную конструкцию. Кузов самосвалов опрокидной с углом наклона до 60°. Различают самосвалы с задней, боковой, на одну или обе стороны, и с трехсторонней разгрузкой. Кузов опрокидывают гидравлическим подъемником, состоящим из одного или нескольких гидроцилиндров одностороннего действия. Ими управляют из кабины водителя, а опускают под действием собственной силы тяжести.
Трубо- и плетевозы предназначены для перевозки труб длиной до 12 м и плетей (секций, сваренных из труб) длиной до 36 м по дорогам с твердым покрытием, грунтовым дорогам, а также вне дорог вдоль трассы строительства трубопроводов. Трубо- или плетевоз состоит из тягача 1 (рис. 5.6, а) и прицепа-роспуска 2. Тягач и прицеп оборудуют кониками 4 для укладки труб (плетей), на которых имеются переставные стойки-упоры 5 (рис. 5.6, б) с устройствами для увязки труб. Трубы (плети) при транспортировании выполняют функцию жесткой связи между тягачом и прицепом-роспуском. Последний оснащен сцепным устройством 6 для соединения его с тягачом при движении без груза, а также страховочным канатом 3 (рис. 5.6, а). Грузоподъемность автопоезда составляет от 9 до 36 т.
Из специальных транспортных средств наиболее широкое применение в строительстве нашли специальные автомобили для перевозки жидкотекучих (растворов и бетонов, расплавленного битума, жидкого топлива) и псевдожидких грузов (цемента, извести-пушенки, алебастра, гипса, молотого известняка, сухой золы, минеральных порошков, сухих смесей растворов, мелкозернистых бетонов, их компонентов и других вяжущих веществ). Эти грузы характеризуются повышенной подвижностью при перевозках, из-за чего снижается безопасность движения в отношении управляемости, устойчивости и тормозных свойств транспортного средства при движении, особенно при частичном заполнении емкости.
Специальные автомобили для перевозки жидкотекучих и псевдожидких грузов оборудуют цистернами (рис. 5.7, а, г, д) или емкостями ковшового или бункерного типов (рис. 5.7, б и в), а также устройствами для выполнения операций, непосредственно не связанных с транспортированием (дозированной или непрерывной загрузки и разгрузки материалов, их подогрева и охлаждения, побуждения, поддержания температуры, смешивания и т. п.
Рис. 5.7. Транспортные средства для перевозки жидкотекучих и псевдожидких грузов: а - цементовоз; б - бетоновоз; в - автобетоносмеситель; г - авторастворовоз; д – автотопливозаправщик
Автобетоносмесители (рис. 5.7, в) загружают готовой бетонной смесью, сухой смесью из предварительно высушенных заполнителей, сухой перемешанной смесью или послойно из заполнителей естественной влажности или смоченной частично перемешанной смесью. Сухие смеси загружают на бетонном заводе, а добавку воды и перемешивание смеси производят в пути непосредственно перед прибытием к месту укладки. В случае загрузки готовой бетонной смесью автобетоносмесители используют как автобетоновозы с побудителем при перевозках на расстояния до 70 - 90 км. При перевозках готовой смеси на короткие расстояния их применять не экономично.
Бетоносмеситель представляет собой вращающийся смесительный барабан 2, установленный на раме 4 базового автомобиля под углом 15° его оси вращения к горизонту. Он опирается в передней части на подшипник, а в задней части - на два опорных ролика. На раме также установлен бак 1 для воды затворения с системой ее дозирования. Смесительный барабан приводится механизмом 5. Смесь перемешивается двумя винтовыми лопастями, жестко закрепленными на внутренней поверхности барабана, при вращении последнего в одном направлении, а разгружается бетонная смесь при реверсивном вращении барабана. Известны также нереверсивные автобетоносмесители, в которых готовая смесь движется к торцовому отверстию только при определенной скорости вращения барабана. Загружают барабан через бункер 3 с течкой, а разгружают через поворотный разгрузочный лоток, состоящий из нескольких складывающихся в транспортном положении секций.
Для транспортирования жидкого битума с температурой до 200°, а также холодных материалов (битума, дегтя, эмульсий, мазута и нефти) применяют сходные по устройству автобитумовозы и автогудронаторы, оборудованные устройствами для подогрева перевозимых материалов в случае их остывания или доведения до необходимой температуры по технологическим условиям производства работ, а также для их разлива самотеком и под давлением с равномерным распределением и точным регулированием норм разлива.
- Глава 5. Транспортные, транспортирующие и Погрузочно-разгрузочные машины
- 5.1. Общая характеристика строительного транспорта
- 5.2. Грузовые автомобили и автопоезда
- 5.5. Транспортирующие машины. Ленточные и пластинчатые конвейеры, эскалаторы
- 5.6. Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия
- 5.7. Винтовые конвейеры
- 5.10. Погрузочно-разгрузочные машины (срс)