1.3. Автоматизация строительных процессов
Внедрение комплексной механизации и создание прогрессивных типов машин, оснащенных электро- и гидроприводом является базой для перехода к автоматизации строительных работ и производственных процессов.
Автоматизация - это высшая степень механизации производственных процессов. К автоматизированным работам относятся работы, при производстве которых часть или все операции технологического процесса выполняются машинами с устройствами и приборами автоматического управления, регулирования и контроля технологического процесса. Автоматизация бывает частичной и комплексной.
Автоматизация позволяет повысить эффективность производства, обеспечить строгое соблюдение технологического режима, уменьшать износ оборудования, увеличить межремонтные сроки. Особенно эффективно применение автоматизации в тех случаях, когда необходимо уменьшить трудовые затраты, расход энергии и капитальные затраты. К примеру, использование автоматизированных бетонных заводов непрерывного действия в два раза повышает производительность, примерно на 65% снижает удельный расход электроэнергии, на 35% - массу бетонной установки, на 30% - объем здания. При этом качество продукции улучшается, исходные материалы используются более рационально. Внедрение автоматизации наиболее эффективно в том случае, когда имеет место крупномасштабное производство технологически однородных изделий (предприятия стройиндустрии по выпуску ЖБК) или же трудовой процесс связан с выполнением повторяющихся монотонных операций. Как и механизация, автоматизация имеет не только экономическое, но и социальное значение, т. к. наряду с повышением производительности труда и его качества, оно обеспечивает наиболее высокую его комфортабельность и интеллектуальный уровень. В значительной степени этому способствуют внедряемые в производство комплексы автоматических машин и автоматизированных линий, в состав которых входят промышленные работы, позволяющие избавить человека от малоквалифицированного тяжелого и вредного труда. Для управления роботами используются вычислительные машины, в том числе микропроцессоры (микропроцессор-это устройство для обработки данных и управления системой), позволяющие не только осуществлять управление роботами и технологическим оборудованием, но и сообщать роботам техноадаптивные (избирательные) свойства. Круг задач, решаемых роботами, расширяется, сами задачи усложняются. Конструктивно в состав промышленного робота входят:
1) механические руки – манипуляторы;
2) устройства переработки, преобразования и хранение информации (например ЭВМ) и чувствительные датчики;
3) при необходимости средство передвижения.
Манипулятор – это устройство, дистанционно управляемое оператором и (или) программным устройством, содержащее рабочий орган, предназначенный для имитации (повторения) перемещений и рабочих функций руки человека.
Автоматические роботы условно делятся на 3 поколения:
1) программные, 2) адаптивные, 3) интеллектные.
Программные роботы перепрограммируются человеком, после чего робот повторяет жестко заданную программу.
Адаптивные роботы в ходе технологического процесса, в зависимости от обстановки, которая неточно определена заранее, перепрограммируются, т.е. адаптируются автоматически в определенных рамках.
В интеллектных роботов задание попадает в более общей форме, а у самого робота есть возможность планировать свои действия в неопределенной или меняющейся обстановке. Таким образом, роботы третьего поколения проявляют как бы элементы искусственного интеллекта: воспринимают неопределенность или изменение обстановки, обрабатывают эту информацию, на основе чего автоматически вырабатывается и принимается решение. Поколение не означает смену роботов, правильнее сказать, каждое поколение предназначено для определенного вида работ.
- Лекция 1 тема: введение. Основные положения технологии, механизации и автоматизации железнодорожного строительства. Механизация и автоматизация строительных процессов план лекции:
- Введение
- Основные положения тмаждс
- 1.2. Механизация ж.Д. Строительства
- 1.3. Автоматизация строительных процессов
- 1.4. Основные направления внедрения автоматизации в транспортном строительстве
- Контрольные вопросы: