Горячий батик
Горячий батик - работа более сложная, более интересная. Различают несколько способов росписи при помощи горячего батика:
Простой батик (в одно перекрытие);
Сложный батик (в два и более перекрытий);
Работа от пятна.
Простой батик
В соответствии с разработанным эскизом рисунок прикладывается на ткань и переводится на нее тонкими линиями карандаша. Затем откладывается картон, и начинается работа разогретым резервирующим составом. Рисунок можно выполнять тонкими кистями или воронками соответствующего размера. Воронку нужно держать так, чтобы раствор из нее свободно вытекал. При работе способом горячего батика лучше всего работать инструментами, сделанными из меди, так как она дольше других металлов удерживает тепло. Перед началом работы нужные инструменты опускаются в разогретый резервирующий состав.
В росписи способом горячего батика могут применяться самые разнообразные приспособления, одним из которых может быть вилка с не очень острыми зубцами. Вилка, как и различные каталки, обтягивается трикотажной тканью так, чтобы зубцы были отделены друг от друга. Погружая ее в разогретый состав, можно наносить узоры клеточкой или другим каким-либо образом. Движения должны быть быстрыми, но равномерными, в начале работы быстрее, к концу медленнее, так как раствор, остывая, хуже пропитывает ткань. Для качественной работы ткань должна быть пропитана одинаково как с лица, так и с изнанки. Место рисунка, где должны оставаться довольно большие пятна защищенного материала, должно быть покрыто без просветов и трещин. Для того чтобы проверить качество перекрытия, раму нужно посмотреть на свет. После нанесения рисунка ткань просушивается. После высыхания всю ткань перекрывают какой-либо краской. После того как краска высохнет, можно снять резервирующий состав. Это выполняется глажением ткани, переложенной газетной бумагой, горячим утюгом с обеих сторон. Проглаживают и меняют бумагу до тех пор, пока на ткани не останется следов резерва. Для окончательного очищения ткани ее можно очистить бензином, но с осторожностью. После всех этих операций на ткани остается белый узор на цветном фоне.
Сложный батик
Сложный батик выполняется в той же последовательности, что и простой, но перекрытие краской производится неоднократно. После первого перекрытия краске дают хорошо высохнуть, после чего в соответствии с задуманным рисунком на окрашенные части ткани снова наносят резерв. После его высыхания перекрывают все полотно вторым, более темным, цветом. Таких последовательных перекрытий от светлого к темному можно делать три-четыре. После снятия резерва на ткани остается многоцветный рисунок на темном фоне.
Работа от пятна
Работа от пятна выполняется с предварительной росписью ткани отдельными, растекающимися по ней, разноцветными пятнами. По этим пятнам идет прорисовка узора, перекрываются участки ткани, на которые желательно нанести первоначальную окраску. Затем ткань перекрывает какой-нибудь более темной, чем пятна, краской, и дальше работа может выполняться, как и в сложном батике. В этой технике хорошо выполнять орнаментальные и растительные композиции. Этот способ хорош тем, что при меньшем количестве перекрытий мы можем добиться свежего и красочного цветового решения. Нежелательно делать больше трех перекрытий. Последним слоем наносим краску более плотного цвета.
Свободная роспись
Свободная роспись производится без применения резервирующих составов. Рисунок наносят на ткань различными красками свободными мазками, только окончательная отделка рисунка иногда производится при помощи холодного резерва. Здесь больше, чем в ранее упомянутых способах, индивидуального творчества. Свободная роспись имеет очень много самых разнообразных приемов, о которых будет рассказано ниже.
Техника свободной росписи так популярна среди художников-прикладников, потому что она позволяет проявить живописные качества и в то же время сохраняет декоративность. Свободная роспись по тканям из натурального шелка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустками), а также масляными красками со специальными растворителями. Особенно интересные результаты можно получить при сочетании живописной прописки заднего плана, задающей основное настроение картины, и сложного графического решения переднего плана.
Грунтовка ткани
Для работы в технике свободной росписи ткань покрывают грунтом. Это необходимо в том случае, когда не нужна большая растекаемость красок. Роспись по грунту приближается к живописи на бумаге, позволяя выполнять тонкие линии и мелкие детали. Закрепляются краски так же хорошо, как и в других техниках.
Загрунтовать ткань можно и слабым раствором желатина. Несколько граммов желатина, примерно четверть или треть чайной ложки, разводят в 1 литре воды, нагревают до полного растворения, но не кипятят. Горячим составом покрывают натянутую на раму ткань. Делают это кистью или распылителем. Только желатин обязательно должен быть горячим, иначе он будет застывать в распылителе.
Если вы планируете сделать несколько работ, можете сделать заготовку грунтованной ткани. Погрузите в горячий раствор желатина большой кусок ткани, не отжимая, ткань вывесите на веревку. После высыхания ткань проглаживают, вырезают на нужный формат и натягивают на подрамник.
- Художественная роспись ткани. История производства. Родоначальники русской техники росписи ткани.
- Чтобы облегчить вам задачу, предлагаем вам небольшую подборку различных видов шелка:
- Различные техники росписи ткани.
- Холодный батик
- Нанесение рисунка
- Запаривание ткани
- Горячий батик
- Свободная роспись с применением солевого раствора
- Свободная роспись красками с загусткой
- Прием лессировки
- Рисуем без кисти
- Роспись изделий в технике узелкового батика
- Способы складывания тканей и способы завязывания узелков.
- Дополнительные эффекты Присыпка сухими красителями
- Солевая присыпка
- Аэрография
- Печать штампами
- Набрызг
- Дополнительное украшение готового изделия
- Закрепление красок
- Ошибки, дефекты и их устранение
- Абстрактные узоры закрепляемые в микроволновой печи.
- Создание узоров «араши» в микроволновой печи.
- Роспись бархата. Бархатная скатерть или покрывало.
- Морской пейзаж.
- Роспись шелка. Печать с использованием загустителя для красок. Шарф с кленовыми листочками.
- Тема 4. Работа с размывками, разводами и резервом. Платок из шифона с наложением красок и водяными разводами. Работа с размывками, разводами и резервом.
- Платок из шифона с наложением красок и водяными разводами.
- Расписной бархатный шарф «деворе» с отделкой из фольги.
- Мы уже писали про технику “шибори” и узор “араши” ранее.
- Саронг с морской тематикой.