5.10. Погрузочно-разгрузочные машины (срс)
Погрузочно-разгрузочные машины предназначены для погрузки штучных грузов и сыпучих материалов на транспортные средства (железнодорожные вагоны, автомобили, конвейеры), для разгрузки их с транспортных средств, а также для перемещения в хранилищах при складировании и сортировке. Их разделяют по рабочему процессу на машины цикличного и непрерывного действия; по виду ходового оборудования - на машины рельсоколесные, пневмоколесные и гусеничные. Известны также стационарные погрузочно-разгрузочные машины.
Рабочий цикл машины цикличного действия состоит из операций захвата материала, его перемещения, выгрузки и возврата рабочего органа или машины в целом на исходную позицию следующего рабочего цикла. Машины непрерывного действия могут быть оборудованы несколькими рабочими органами, установленными с определенным шагом, например, на бесконечной тяговой цепи, или рабочим органом, например, шнекового типа. При работе в цикличном режиме машина выполняет перечисленные операции последовательно. В машинах непрерывного действия материал поступает на рабочий орган, перемещается вместе с ним или по нему и разгружается непрерывным потоком.
Рис. 5.21. Сменные грузозахватные органы автопогрузчиков
Для перегрузки единичных грузов большой массы (железобетонных (рдели», контейнеров с кирпичом и каменными блоками, ящиков с оборудованием, длинномерного лесоматериала и профильного металла) при одновременном их перемещении по строительной площадке, а также при монтаже применяют вилочные автопогрузчики и краны-манипуляторы.
Вилочным автопогрузчиком называют подъемно-транспортную машину с вертикальным телескопическим подъемником и подвешенными на нем грузовыми вилами (рис. 5.21, а). В качестве сменных рабочих органов используют: штырь для рулонов и коротких труб (рис. 5.21, б), захват для бревен (рис. 5.21, в), ковш для сыпучих материалов (рис. 5.21, г), безблочную стрелу (рис. 5.21, д), крановую стрелу (рис. 5.21, е), рычажную крановую стрелу (рис. 5.21, ж) для увеличения высоты подъема, приспособление для захвата контейнеров и др. Рабочий орган может быть установлен в передней (фронтальные погрузчики) или боковой (боковые погрузчики) части машины. Применяемые в строительстве погрузчики обычно приводятся ДВС (автопогрузчики). В транспортных сетях заводов стройиндустрии и промышленных предприятий используют также погрузчики с электрическим приводом постоянного тока с питанием от аккумуляторных батарей (электропогрузчики). По грузоподъемности погрузчики делят на легкие (до 2 т), средние (от 3,2 до 5 т), тяжелые (от 5 до 10 т) и сверхтяжелые (более 10 т). При увеличении вылета груза, например, при крановом рабочем оборудовании, грузоподъемность погрузчика снижается. В строительстве наибольшее распространение получили фронтальные автопогрузчики средней грузоподъемности.
Фронтальный автопогрузчик (рис. 5.22) состоит из самоходного короткобазового шасси, изготовленного, в основном, из стандартных автомобильных узлов и деталей: ДВС с коробкой передач, ведущего и управляемого мостов с ходовыми колесами, рулевого управления. В отличие от к автомобиля задний мост со спаренными ведущими колесами установлен в передней части машины, а управляемый мост - в ее задней части, что обусловлено развеской массы машины с грузом, при которой большая нагрузка приходится на ее переднюю часть. Соответственно изменена ориентация органов управления и рабочего места машиниста. Короткая автомобильная база обеспечивает погрузчику высокую маневренность - способность разворачиваться в стесненных условиях, например, в складских помещениях. Грузоподъемник состоит из двух рам - внешней 1 и внутренней 2, подъемной каретки 7 с грузовыми вилами 4, подъемного механизма и двух гидроцилиндров 10 отклонения внешней рамы от ее вертикального положения. Внешняя рама в нижней части шарнирно соединена с рамой самоходного шасси и с помощью двух гидроцилиндров может наклоняться вперед на угол до 3° для подвода вил под груз при его захвате и назад на угол до 10° для предотвращения сползания груза с вил при его вертикальных перемещениях, а также при передвижении погрузчика. Внутренняя рама с помощью гидравлического толкателя 3 одностороннего действия, шток которого 9 жестка закреплен на поперечине 5 внутренней рамы, и обратного двукратного полиспаста (мультипликатора), состоящего из двух грузовых цепей 8, закрепленных концами на внешней раме и грузовой каретке и огибающих звездочки б, подвешенные к поперечине внутренней рамы, может перемещаться вверх по направляющим внешней рамы. Аналогично по направляющим внутренней рамы может перемещаться грузовая каретка 7. Благодаря мультипликатору скорость перемещения грузовой каретки в два раза превышает скорость перемещения штока гидротолкателя. Опускают груз гравитационно. Гидроцилиндры питаются рабочей жидкостью от лопастного или шестеренного насоса, приводимого двигателем автопогрузчика.
Рис. 5.22. Фронтальный вилочный автопогрузчик
Рабочий цикл фронтального автопогрузчика состоит из операций захвата установленного на подкладках штучного или тарного груза (подвод вил под груз, наклон внешней рамы назад), перемещения погрузчика к месту разгрузки, при необходимости с подъемом груза, установки груза на подкладки в месте разгрузки и возврата погрузчика на исходную позицию следующего рабочего цикла. В зависимости от ситуационных местных условий и дальности передвижения погрузчик может перемещаться как передним ходом с разворотами, так и задним ходом, загружаться и разгружаться на любой высоте в пределах вертикального хода вил. Максимальная высота подъема вилочного захвата автопогрузчика средней грузоподъемности составляет примерно 4,5 м, а груза на крюке Г-образной стрелы - до 7 м. Скорость подъема груза составляет от 0,5 до 10 м/мин, а скорость передвижения по дорогам с твердым покрытием - до 50 км/ч.
Краны-манипуляторы представляют собой специальные подъемно-транспортные средства, обычно с дистанционно управляемым грузозахватным устройством. В качестве примера на рис. 5.23 показан кран-манипулятор на короткобазовом шасси с грузозахватным устройством, подвешенным на гуське телескопической стрелы, смонтированной на поворотной части машины. Краны-манипуляторы изготовляют также на базе автомобилей, тракторов и одноковшовых полноповоротных экскаваторов.
Рис. 5.23. Кран-манипулятор на короткобазовом шасси с дистанционно управляемым грузозахватным устройством для перегрузки утяжелителей для трубопроводов
Погрузочные машины цикличного и непрерывного действия используют в строительстве для погрузки инертных и вяжущих материалов в карьерах и на складах. Машины цикличного действия, называемые также одноковшовыми (фронтальными) погрузчиками, могут быть выполнены как навесное оборудование на серийно выпускаемых колесных, реже - гусеничных тракторах или колесных тягачах, а также как специальные машины с использованием тракторного ходового и силового оборудования. Эти машины обычно представляют собой погрузочно-отвальное оборудование, установленное на колесном тягаче.
Одноковшовые погрузчики предназначены для погрузки на транспортные средства (автомобили-самосвалы и полувагоны) сыпучих и кусковых грузов (песка, гравия, щебня, строительного мусора, каменного угля, кокса и т. п.). Погрузчики со специальными ковшами используют также для перегрузки скальных пород, разработки и погрузки гравийно-песчаных материалов в карьерах и т. п. Погрузчики могут быть оборудованы специальными устройствами для монтажных, зачистных, планировочных, снегоуборочных и т. п. работ.
О дноковшовые погрузчики классифицируют по грузоподъемности - легкие (0,5 ... 2 т), средние (2 ... 4 т), тяжелые (4 ... 10 т) и большегрузные (свыше 10 т); по виду базового шасси - на тракторах, на тягачах и на специальном шасси; по виду ходовых устройств - колесные и гусеничные; по направлению разгрузки ковша - с передней (фронтальные), боковой (полуповоротные) и задней (перекидные) разгрузкой.
Рис.5.24. Фронтальный одноковшовый погрузчик
В строительстве наибольшее распространение получили фронтальные погрузчики на спецшасси.
Рабочее оборудование фронтального одноковшового погрузчика (рис. 5.24) состоит из ковша 1 и стрелы 2, навешенных на портал 7, жестко соединенный с рамой 8 погрузчика. Стрелу поднимают двумя гидроцилиндрами 6 (с каждой стороны погрузчика), а ковш поворачивают двумя гидроцилиндрами 5 через рычажную систему 3, контролируя его угловое положение указателем 4. Дизельная силовая установка расположена в задней части машины.
Этапы зачерпывания насыпного груза из штабеля показаны положениями ковша I, II и III. В положении I погрузчик перемещается вперед для внедрения ковша в насыпной материал, после чего ковш переводится в положение II, а затем - в положение III для подготовки к последующему перемещению погрузчика к месту разгрузки. Этапы загрузки транспортного средства показаны положениями ковша IV и V.
Скорость подъема ковша при черпании составляет 1 ... 1,5 м/с; высота подъема ковша грузоподъемностью 1,25 ...5т- 2,7 ... 3,4 м; рабочие скорости передвижения погрузчика 8 ... 12 км/ч, а транспортные скорости - 25 ... 50 км/ч.
Кроме основного ковша одноковшовые погрузчики оснащают многими видами сменного и навесного рабочего оборудования - ковшами увеличенной и уменьшенной вместимости, грейферными двухчелюстными ковшами, ковшами с боковой разгрузкой, поворотными захватами для погрузки в транспортные средства и складирования штучных и длинномерных грузов, лесоматериалов, установки столбов и другим оборудованием. Некоторые виды сменного рабочего и навесного оборудования представлены на рис. 5.25.
Эксплуатационную производительность (т/ч) одноковшовых погрузчиков при работе с сыпучими грузами определяют по формуле:
где Q - грузоподъемность ковша, т; ε - коэффициент использования вместимости ковша (ε ≈ 0,9 при погрузке зернистых и мелкокусковых материалов, ε ≈ 0,7 при погрузке средне- и крупнокусковых материалов); kв - коэффициент использования погрузчика во времени; tц - продолжительность рабочего цикла, с.
Продолжительность рабочего цикла складывается из продолжительности зачерпывания материала (5...6 с), передвижения погрузчика к месту разгрузки, собственно разгрузки (3 ... 4 с) и возвращения погрузчика на исходную позицию следующего рабочего цикла. Операция зачерпывания материала заканчивается подъемом ковша в положение III (см. рис. 5.24), подъем ковша в положение IV совмещается с передвижением погрузчика к месту разгрузки, а опускание ковша в положение I - с возвратным передвижением погрузчика.
Р ис. 5.25. Сменное рабочее и навесное оборудование одноковшовых погрузчиков: ковши: 1, 2 и 3 - нормальной, увеличенной и уменьшенной вместимостей;
4 - двухчелюстной;
5 -скелетный; 6 - с боковой разгрузкой; 7 - с увеличенной высотой разгрузки;
8 - с принудительной разгрузкой; 9 - бульдозерный отвал; 10 – рабочее оборудование экскаватора; 11 - грейфер;
12 - грузовые вилы; 13 - крановое оборудование; 14 - челюстной захват; 15 - захват для столбов и свай; 16 -плужный снегоочиститель; 17 - роторный снегоочиститель; 18 - кусторез; 19 -корчеватель-собиратель; 20 - рыхлитель
Для определения эксплуатационной производительности (т/ч) погрузчиков при работе со штучными грузами используют прежнюю формулу, заменяя в ней е на kг - коэффициент использования грузоподъемности погрузчика, а при расчете параметра tц время зачерпывания сыпучего материала - на время захвата груза:
Составными частями погрузочных машин непрерывного действия (рис 5.26) являются: зачерпывающее (питатель) и транспортирующее устройства, пневмоколесный или гусеничный движитель. В качестве зачерпывающего устройства используют винтовой питатель 1 (рис. 5.26, б) с симметричным винтом правой и левой навивки, реже - черпаковое колесо 4 (рис. 5.26, в), в ряде случаев, преимущественно для погрузки снега - загребающие лапы 6 (рис. 5.26, г). Транспортирующим устройством обычно служит ковшовый 2 (рис. 5.26, б), ленточный 3 и 5 (рис. 5.26, в) или скребковый 10 (рис. 5.26, г) конвейеры.
В строительстве применяют также передвижные ленточные конвейеры (рис. 5.26, а), не имеющие зачерпывающего органа. Их загружают материалом вручную или бульдозером при заглублении загрузочного конца в приямок. Перемещают конвейер также вручную. Несущим органом является плоская или желобчатая конвейерная лента шириной от 0,4 до 0,65 м. Скорость движения ленты составляет от 0,5 до 3,2 м/с. Отечественная промышленность выпускает передвижные конвейеры длиной 5, 10 и 15 м.
Погрузочные машины с винтовым питателем (рис. 5.26, б) с ленточным или лопастным (для крупнокусковых материалов) винтом применяют для перегрузки песка, гравия, щебня, глины. При вращении винта / с одновременным перемещением машины (надвиганием на штабель) его витки подгребают материал с обеих сторон к наклонному ковшовому элеватору 2, по наличию которого машины называют также многоковшовыми погрузчиками. Материал выгружается в транспортное средство через спускной лоток непосредственно или с помощью отвального конвейера 3, обычно поворотного в горизонтальной плоскости. Машины такого типа имеют механическую, гидромеханическую или электромеханическую трансмиссию. В последнем случае механизмы винтового питателя, ковшового и ленточного конвейеров, а также гусениц или колесных осей приводятся индивидуальными электродвигателями, питаемыми от генератора трехфазного тока, приводимого ДВС. Известны также машины, питаемые электроэнергией от внешней электросети. Производительность многоковшовых погрузчиков составляет обычно от 40 до 160 м3/ч.
- Глава 5. Транспортные, транспортирующие и Погрузочно-разгрузочные машины
- 5.1. Общая характеристика строительного транспорта
- 5.2. Грузовые автомобили и автопоезда
- 5.5. Транспортирующие машины. Ленточные и пластинчатые конвейеры, эскалаторы
- 5.6. Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия
- 5.7. Винтовые конвейеры
- 5.10. Погрузочно-разгрузочные машины (срс)