logo search
Копия Министерство образования Республики Башко

3.2 Себестоимость и заработанная плата

«Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию»

Выбор метода расчета себестоимости и распределения затрат может оказаться одним из ключевых факторов правильности управленческих решений.

Калькуляция (расчет себестоимости) – это определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий или на отдельные виды производств. Она позволяет определить фактическую или плановую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки.

Плановая себестоимость – это предполагаемая средняя себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют ее из норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и нормы расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов средние для планируемого периода. Разновидность плановой себестоимости сметная. Она составляется на разовые (индивидуальные) изделия или работы.

Как составить прейскурант на парикмахерские услуги?

Учитывая основные методы при составлении, рассмотренные в части 1, можно приступать непосредственно к ценообразованию. При работе с салонами красоты встречаются различные варианты расчета стоимости парикмахерских услуг. Очень сложно сказать, какой из способов наиболее удачный, у каждого есть свои преимущества и недостатки.

Вариант 1.

Этот способ наиболее легкий и не требует больших умственных затрат.

Анализируются средние цены на различные парикмахерские услуги в салонах города, соответствующих уровню вашего салона красоты. Составляется прейскурант со средними ценами. От мастеров требуется после оказания услуги сдавать администратору карточку клиента, где подробно указаны все использованные материалы. Затем из стоимости услуги вычитается сумма за материалы, а остаток делится между салоном и мастером.

Например: стрижка на короткие волосы — 500 руб.

В стрижку входит мытье головы: шампунь и кондиционер/маска, одноразовый воротничок, одноразовые полотенца. Общая стоимость материалов 44 руб.

Услуги

Расходные материалы

Цена за 1 упаковку (руб)

Объем 1 упаковки (мл/шт)

Цена за единицу

Расход материалов на 1 услугу (мл/шт)

Стоимость материала для 1 услуги(руб

Женская стрижка на короткие волосы

ВС эксперт Шампунь для глубокого очищения

1028,37

1250

0,82

10

8

ВС Кондиционер

маска

1400

750

1,87

15

28

Воротнички

40

100

0,4

1

Одноразовые полотенца

355

100

3,55

2

7

Причем стоимость материалов указывается обязательно учитывая наценку от стоимости в прайс – листе поставщиков. Почему наценка делается только от стоимости продукции в прайс – листе? Ответ прост: многие салоны, работая с официальными дистрибьюторами, получают скидки или бонусную продукцию. Скидки и бонусы действуют ограниченное время, а прайс — лист живет гораздо дольше, поэтому, чтобы не уйти в минус и постоянно не пересчитывать затраты на материалы берем за основу цены поставщиков.

Тогда у нас получается: 500 руб. – 44 руб. = 456 руб. Именно 456 руб. будут разделены между парикмахером и салоном.

Сразу возникает вопрос: Как рассчитать расход материала на мытье головы? У каждого производителя профессиональной косметики для волос существуют свои нормы расхода по продуктам. Например, у марки, на которой работает мой салон, расход шампуня на короткие волосы – 10 мл, средние волосы – 10 мл, длинные -20 мл и т.д. Данную информацию можно узнать у технолога.

Со стрижками все понятно. Достаточно один раз рассчитать затраты на мытье головы. Гораздо сложнее обстоят дела с окрашиванием волос. Помимо мытья головы, в отличие от стрижек, при окрашивании учитывается стоимость красителей, фольги, лосьонов и т.д. (тоже с наценкой).

Для удобства директора салонов не рассчитывают стоимость 1 гр материала, а разбивают его по 5 гр, 10 гр, 55 гр. * Помним, что на упаковках красителей и лосьонов – окислителей объем указан в мл, а мастера за единицу измерения используют гр. Это важно потому, что в тюбике 60 мл находится приблизительно 55 гр красителя!!!

Главное преимущество такого прейскуранта в том, что клиент сразу может узнать цену услуги. Ему не надо гадать, сколько будет стоить его окрашивание волос, как в других салонах.

Недостаток: заработная плата мастера зависит от количества израсходованного материала. Структура и густота волос разная. Мастера заинтересованы, чтобы материала уходило меньше, тогда их З/П будет больше. Поэтому многие просто не дописывают расход продукта, в итоге — очень часто при инвентаризации обнаруживается недостача материалов. Этого можно избежать, если материалы для окрашивания волос выдает администратор.

Вариант второй

Этот способ сложнее, чем предыдущий. Для начала расписывается технологическая карта каждой услуги, где указывается средний расход продукта на волосы различной длины. Затем рассчитывается стоимость материалов (с наценкой) для каждой услуги. Эта сумма умножается на специальный коэффициент. Коэффициенты могут варьироваться в зависимости от категории салона. В итоге мы получаем стоимость услуги, вычитаем из нее стоимость материалов и остаток делим в процентном соотношении между мастером и салоном (в таблице указан процент 50/50).

Формула расчета стоимости услуг салона:

Стоимость услуги = стоимость материалов * коэффициент

Таблица коэффициентов для салонов бизнес класса (либо категории В и С)

Наименование услуги Величина коэффициента

Мытье головы 4

Мужская стрижка 16

Женская стрижка 10

Окрашивание в 1 тон 2

Креативное окрашивание кор. волосы 2,5

Креативное окрашивание сред. волосы 2,6

Креативное окрашивание длин. волосы 2,8

Осветление красителем 2

Блондирование 2

Мелирование 2

Наименование услуги

Расходные материалы

Цена за упаковку (руб)

обьем упаковки (мл.шт)

Цена за единицу

Расход материалов за одну услугу(мл.шт)

Стоимость материала за одну услугу

Общая стоимость материала за услуги(руб)

Стоимоть услуги(руб)

Стоимоть работы(руб)

Зарплата мастера

Доля салона

Мужская стрижка

Шампунь восстанавливающий

979,93

1250

0.78

10

8

Освежающий кондиционер

280.51

200

1.4

10

14

Воротнички

40

100

0.4

2

1

Одноразовые полотенц

355

100

3.55

2

7

итого

30

476

446

223

223

Преимущество данного способа:

Клиент может сразу узнать стоимость услуги

Мастер парикмахер знает, какую заработную плату он получит с каждой услуги

Недостаток данного способа: хотя расход материала просчитан заранее, волосы клиентов имеют разную структуру и густоту. Расход материала в некоторых случаях получается либо больше, либо меньше указанного в таблице. По опыту могу сказать, что если правильно взять средний расход материала на услугу, то ни при каких обстоятельствах салон не останется в минусе по материалам (перерасход в одном случае будет перекрываться использованием меньшего количества материала в другом). Единственная сложность заключается в том, что инвентаризацию нужно проводить минимум раз в 2 недели, а мастерам все равно сдавать карточки клиентов.

Третий способ.

Это наиболее часто встречающийся способ формирования цен на парикмахерские услуги. Стоимость стрижек в прайс – листе остается фиксированной. Многие директора даже не вычитают из нее стоимость материалов на мытье головы, а сразу делят полученную сумму между мастером и салоном.

Что касается окрашивания: в прайс – листе указываются средние по городу цены на работу мастеров, затем к ним прибавляется стоимость материалов (с учетом наценки).

Например: окрашивание в 1 тон коротких волос 500 руб + материалы.

Преимущество данного способа в том, что ведется более четкий учет продуктов в салоне. Это удобно для составления заказов и проведения инвентаризации.

Недостаток: клиент не знает заранее, в какую цену ему обойдется окрашивание. Могут возникнуть неловкие ситуации, когда администратор озвучит приблизительную цену процедуры, основываясь лишь на первом впечатлении о волосах клиента, а после окрашивания цена окажется гораздо выше. |