8. Тепловой баланс двигателя.
Теплота, выделяемая при горении топлива, не может быть полностью трансформирована в полезную работу, так как даже в соответствии со вторым законом термодинамики часть ее неизбежно отдается холодному источнику. Расходование теплоты сгорания топлива, внесенного в двигатель за определенней период времени, на полезную работу и различные потери характеризуется тепловым балансом.
С помощью теплового баланса можно определить степень совершенства конструкции и регулировок двигателя и наметить пути улучшения экономичности его работы.
Уравнение теплового баланса:
Q = Qе + Qохл + QГ + Qнс + Qост ,
где Q – теплота сгорания топлива, поступившего в двигатель;
Qе – теплота, эквивалентная эффективной работе двигателя;
Qохл – теплота, переданная в охлаждающую среду через стенки цилиндра;
QГ – теплота, уносимая с отработавшими газами;
Qнс – потери теплоты вследствие неполноты сгорания топлива;
Qост – остальные, не учтенные ранее тепловые потери.
В относительных величинах (%) уравнение теплового баланса можно записать в виде:
100% = qе + qохл + qГ + qнс + qост ,
где qе = (Qе / Q) 100% , qохл = (Qохл / Q) 100% и т.д.
Теплоту сгорания Q (кДж/ч) определяют по часовому расходу топлива GТ (кг/ч) с учетом его низшей теплотворной способности Hu (кДж/кг):
Q = GТ Hu.
Количество теплоты Qе (кДж/ч), эквивалентное эффективной мощности двигателя Ne (кВт):
Qе = 3600 Ne.
Зная количество охладителя Gохл (кг/ч), проходящего через систему охлаждения в единицу времени, и температуры его на входе T1 и выходе из системы T2, можно определить Qохл (кДж/ч):
Qохл = Gохл сохл (T2 – T1 ),
где сохл – теплоемкость охладителя, кДж/(кг К).
При известном количестве воздуха (горючей смеси) Gсм (кг/ч), поступающего в двигатель в единицу времени, его температуре Tсм (К) и температуре отработавших газов TГ (К) количество теплоты (кДж/ч), уносимой с этими газами, находят по формуле:
QГ = Gсм (c′′p TГ – cp Tсм ),
где c′′p – теплоемкость отработавших газов при постоянном давлении, кДж/(кг град);
cp – теплоемкость горючей смеси при постоянном давлении, кДж/(кг град).
Потери теплоты вследствие химической неполноты сгорания топлива (кДж/ч) определяются только для карбюраторных двигателей при значении коэффициента избытка воздуха α < 1 по уравнению:
Qнс = 61500 GТ (1 – α).
Остальные теплопотери Qост = Q – (Qе + Qохл + QГ + Qнс ) включают потери теплоты на преодоление трения, потери излучением нагретых внешних поверхностей двигателя, потери на привод вспомогательных механизмов и др.
Слагаемые теплового баланса изменяются в зависимости от нагрузки, теплового состояния, скоростного режима работы двигателя и ряда других факторов.
При повышении степени сжатия увеличивается доля теплоты, преобразованной в полезную работу.
По мере уменьшения нагрузки двигателя при постоянном скоростном режиме доля теплоты, преобразуемой в полезную работу, уменьшается, а потери увеличиваются и составляют 100% при работе двигателя без нагрузки.
При работе двигателя с полной нагрузкой лучшее теплоиспользование имеет место на средних скоростных режимах, когда суммарные тепловые потери в охлаждающую среду, с отработавшими газами и механические потери минимальны (Рис. 14.1, а) ).
Рис. 14.1
Изменение состава смеси существенно влияет на теплоиспользование в двигателе вследствие изменения теплоты сгорания и скорости сгорания смеси (Рис. 14.1, б) ). Работа на обогащенных смесях характеризуется уменьшением эффективности использования теплоты из-за неполноты сгорания топлива, хотя тепловые потери в охлаждающую среду и с отработавшими газами при этом несколько снижаются. По мере обеднения смеси потери от неполноты сгорания уменьшаются, но возрастают потери в охлаждающую среду и с отработавшими газами.
В дизелях по сравнению с карбюраторными двигателями большие потери теплоты на преодоление механических сопротивлений вследствие больших сил давления газа и связанных с ними потерь на трение. Однако принципиально неустранимые потери теплоты в дизелях из-за более высокой степени сжатия меньше, чем в карбюраторных двигателях, поэтому эффективный КПД дизелей выше.
- «Автомобильные двигатели»
- 1. Замкнутые теоретические циклы двигателей внутреннего сгорания. Особенности (допущения) замкнутых теоретических циклов. Виды замкнутых теоретических циклов и их диаграммы состояния.
- «Автомобильные двигатели»
- 2. Действительные циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания. Отличительные особенности действительного цикла. Индикаторные диаграммы четырехтактных двигателей.
- «Автомобильные двигатели»
- 3. Индикаторные показатели рабочего цикла двигателя.
- «Автомобильные двигатели»
- 4. Эффективные показатели двигателя. Механические потери в двигателе.
- «Автомобильные двигатели»
- 5. Наддув автомобильных двигателей: назначение, классификация, регулирование.
- «Автомобильные двигатели»
- 6. Экологические показатели автомобильных двигателей. Основные способы снижения токсичности и дымности отработавших газов.
- «Автомобильные двигатели»
- 7. Характеристики автомобильных двигателей. Внешние и частичные скоростные характеристики карбюраторного и дизельного двигателей. Коэффициент запаса крутящего момента.
- «Автомобильные двигатели»
- 8. Тепловой баланс двигателя.
- «Автомобильные двигатели»
- 9. Виды испытаний автомобильных двигателей. Оборудование, применяемое при испытаниях двигателей.