logo search
Копия Министерство образования Республики Башко

4.2 Противопожарные мероприятия

При размещении парикмахерских в жилых домах, помещения должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания.

Допускается устройство одного эвакуационного выхода из помещений учреждений общественного назначения, размещаемых в первом и цокольном этажах при общей площади не более 300 м2 и числе работающих не более 15 человек.

Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.

В каждой организации должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности.

Все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.

Во всех помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

Правила применения на территории организаций открытого огня, проезда транспорта, допустимость курения и проведения временных пожароопасных работ устанавливаются общеобъектовыми инструкциями о мерах пожарной безопасности.

В каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:

определены и оборудованы места для курения;

установлен порядок уборки горючих отходов и пыли;

определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

регламентированы:

порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

действия работников при обнаружении пожара;

определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

При единовременном нахождении в помещениях более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Работники организаций должны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим;

выполнять меры предосторожности при пользовании газовыми приборами, предметами бытовой химии, проведении работ с легковоспламеняющимися (далее ЛВЖ) и горючими (далее ГЖ) жидкостями, другими опасными в пожарном отношении веществами, материалами и оборудованием;

в случае обнаружения пожара сообщить о нем в подразделение пожарной охраны и принять возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара.

Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т. п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).

При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.

В организаций запрещается: хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах;

использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;

устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток;

снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения в результате перепланировки допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок, индивидуальными пожарными извещателями или модульными установками пожаротушения соответственно;

загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы;

проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;

оставлять неубранным промасленный обтирочный материал;

устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке;

устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов;

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся в организации, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);

фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;

остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;

заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг.

При эксплуатации действующих электроустановок запрещается:

использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;

обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;

применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;

размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.

Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку. Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.

Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения из расчета 1 порошковый 2-х литровый огнетушитель на 100 кв. м. помещений и не менее 1-ог на помещение.

При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.):

незамедлительно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию); принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

4.3 Дезинфекция инструментовСоблюдение дезинфекционного режима в парикмахерских

Маникюр и педикюр при повреждении кожного покрова могут способствовать заражению вирусными гепатитами В и С, ВИЧ-инфекцией и другими заболеваниями, передающимися через кровь. Однако, несмотря на это, в парикмахерских не всегда соблюдается дезинфекционный режим.

Профилактические дезинфекционно-стерилизационные мероприятия направлены на предупреждение заболевания. Для этого в каждой парикмахерской должен выполняться весь комплекс противоэпидемических мероприятий.

Организация и соблюдение дезинфекционно-стерилизационного режима обеспечиваются в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

- санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2.1199-03 «Парикмахерские. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию»,

- санитарные правила СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности»,

- методические указания № МУ 287-113 от 30.12.1998 г. «Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения»,

- отраслевой стандарт ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства, режимы»,

- руководство Р. 3.5.1904-04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях».

Это подразумевает обеспеченность объекта необходимыми дезинфицирующими средствами, соблюдение режимов дезинфекции оборудования, парикмахерского инструментария, педикюрных ванн, организацию и проведение дезинфекционных мероприятий и предстерилизационной обработки многоразового инструментария. Применение и приготовление растворов дезинфицирующих средств проводят в соответствии с методическими указаниями по их применению. Хранят растворы дезсредств в емкостях с крышками, на которые нанесена маркировка (указывают наименование препарата, его концентрацию, предназначение, дату приготовления) не дольше установленного срока.

Все помещения парикмахерской должны содержаться в чистоте. Текущую влажную уборку с применением моющего средства проводят не реже двух раз в день, а по окончании работы используют дезинфицирующее средство. Генеральная уборка включает в себя мытье и дезинфекцию стен и прочих поверхностей. Генеральную уборку проводят во всех помещениях парикмахерской один раз в неделю в соответствии с графиком, утвержденным администрацией. Уборочный инвентарь (ведра, швабры и т.д.) должен быть промаркирован и выделен для основных (парикмахерский зал, косметические кабинеты, кабинеты маникюра и т.д.), а также для вспомогательных помещений. Для туалета должен быть отдельный уборочный инвентарь. Для хранения уборочного инвентаря выделяют отдельное помещение или шкаф.

Особое внимание надлежит уделять воздуху рабочих помещений. Парикмахерские залы, косметический, маникюрный кабинеты должны быть оборудованы бактерицидными ультрафиолетовыми облучателями закрытого типа (рециркуляторы). Учет времени работы каждого облучателя регистрируется в специальном журнале.

Проводить дезинфекцию поверхности маникюрного и косметологического столика, ванночек для рук и ног необходимо после каждого клиента. Для этого на рабочих местах следует иметь емкость с рабочими растворами дезсредств с соответствующей маркировкой. Ванны для ног и подушку, подкладываемую под ноги, после каждого клиента обрабатывают ветошью с использованием дезсредств (по режиму, предусмотренному для грибковых инфекций). При выполнении маникюра используют одноразовые или индивидуальные салфетки. Для сбора использованного белья, остриженных волос необходимо иметь герметичные емкости, выстланные полиэтиленовыми пакетами. Волосы собирают в закрывающийся совок непосредственно около кресла. Наполненный мешок с остриженными волосами завязывают и хранят в подсобном помещении до утилизации. Недопустимо повторное использование пакетов и мешков для мусора и их вытряхивание в контейнер для бытовых отходов. Для парикмахерских залов, маникюрных, педикюрных и косметических кабинетов на каждое рабочее место необходимо иметь не менее трех наборов типовых инструментов.

Обеспечить проведение качественной стерилизации позволяет только наличие полного комплекта рабочих инструментов, ведь средний временной цикл проведения дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации составляет 1, 5 часа.

Расчески, щетки, ножницы для стрижки волос после использования необходимо промыть в проточной воде, механически очистить и только потом дезинфицировать в растворе дезинфицирующего средства при полном погружении в последний. После выдержки в растворах дезсредств инструменты промывают водой. Зажимы, бигуди, колпаки и сетки для завивки, шапочки для мелирования моют в проточной воде с моющими средствами. Съемные ножи электрических приборов протирают дважды (с интервалом 15 минут) тампоном, смоченным 70 ° раствором спирта.

В косметическом, маникюрном и педикюрном кабинетах в целях профилактики заболеваний, передающихся через кровь, необходимо использовать только стерильные инструменты. При этом их подвергают дезинфекции, предстерилизационной очистке, стерилизации.

Использование современных дезинфицирующих средств позволяет проводить дезинфекцию и предстерилизационную очистку на одном этапе. Инструменты полностью погружают в дезраствор на определенное время, предусмотренное методическими указаниями, после чего промывают проточной водой. Затем маникюрные, педикюрные косметологические инструменты подвергают стерилизации в стерилизаторах (воздушных или паровых), имеющих сертификат соответствия. Режимы стерилизации указаны в нормативных документах. Вспомогательный материал (вата, салфетки и т.д.) в косметологических кабинетах должен быть стерильным. Для обработки рук специалистов рекомендуется использовать готовые кожные антисептики, разрешенные к применению и имеющие сертификат соответствия и методические указания по применению. В целях личной профилактики сотрудники парикмахерской должны быть обеспечены аптечкой анти-ВИЧ. Персонал должен знать правила обработки поврежденной поверхности при порезах и уколах.

Основными нарушениями, выявляемыми при проведении плановых проверок за соблюдением санитарного законодательства в парикмахерских и салонах красоты, проведенных Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области, являются:

• отсутствие на рабочих местах мастеров минимального (три) набора типовых инструментов для обслуживания одного клиента;

• нарушение режимов дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации косметических инструментов, инструментов для маникюра и педикюра;

• использование в работе парфюмерно-косметических средств, не имеющих документы, подтверждающие их качество и безопасность, а также переводы на русский язык;

• организация стирки использованного белья непосредственно в парикмахерской при отсутствии необходимого набора помещений и условий для соблюдения поточности технологического процесса стирки белья;

• проведение стирки рабочей одежды на дому;

• отсутствие производственного лабораторного контроля за соблюдением санитарно- эпидемиологического режима;

• отсутствие паспортов, инструкций по эксплуатации, санитарно-эпидемиологических заключений на бактерицидные облучатели;

• отсутствие журналов учета работы бактерицидных ламп,

• несвоевременное прохождение медосмотра, гигиенического обучения и аттестации работниками парикмахерских и др.