2. Классификация и назначение автомобильных эксплуатационных материалов
Материалы, обеспечивающие работу автомобиля, называются эксплуатационными.
Основными автомобильными эксплуатационными материалами являются топлива, смазочные масла, смазки пластичные и специальные жидкости (рис. 1).
Рис. 1. Классификация автомобильных эксплуатационных материалов
Назначение:
Основное назначение всех автомобильных эксплуатационных материалов состоит в обеспечении надежности техники и сохранении возможности выполнения техникой заданных функций в течение установленного ресурса с сохранением требуемых эксплуатационных показателей.
ТОПЛИВА. Предназначены для удовлетворения энергетических потребностей двигателя путем превращения химической энергии в тепловую.
Жидкие нефтяные топлива получают при переработке нефти. Они являются основным источником энергии для современных двигателей внутреннего сгорания за счет превращения химической энергии углеводородов в тепловую. На автомобильной технике применяются два основных класса жидкого нефтяного топлива: автомобильные бензины и дизельные топлива.
Автомобильные бензины – жидкие нефтяные топлива для использования в поршневых двигателях с искровым зажиганием наземной техники.
Дизельные топлива – жидкие нефтяные топлива для использования в двигателях с воспламенением топливо-воздушной смеси от сжатия.
Альтернативные топлива получают из нетрадиционных видов сырья.
^ СМАЗОЧНЫЕ МАСЛА. Предназначены для снижения затрат энергии на трение и обеспечение надежности эксплуатации машин и механизмов. По области применения смазочные масла делятся на классы: моторные, турбинные, цилиндровые, трансмиссионные, редукторные, компрессорные, электроизоляционные, вакуумные, приборные, консервационные и специализированные. По масштабам применения на автомобильной технике и своему значению моторные и трансмиссионные масла занимают ведущее место.
^ Моторные масла. Применяются на поршневых двигателях с искровым зажиганием и дизелях для смазки коренных и шатунных подшипников, подшипников и шестерен распределительного вала, поршневых пальцев, штоков, толкателей клапанов и др.
Трансмиссионные масла. Применяются для смазки механических, гидромеханических и гидрообъемных трансмиссий.
^ СМАЗКИ ПЛАСТИЧНЫЕ. Предназначены для снижения износа трудящихся поверхностей, консервации изделий, герметизации уплотнений и соединений.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ. Предназначены для использования в качестве рабочих тел в различных гидравлических системах, в качестве теплоносителей в системах охлаждения и для других технических целей.
^ Жидкости для гидросистем. Предназначены для гидропередач, тормозных систем, амортизаторов, тормозных устройств.
Охлаждающие жидкости. Предназначены для охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
^ Технические жидкости предназначены для проведения различных технических работ, связанных с ремонтом, обслуживанием и эксплуатацией автомобиля в особых условиях.
К техническим жидкостям относятся нефтяные растворители, противокристаллизационные, противооблединительные и пусковые жидкости.
^ 3. Классификация эксплутационных свойств
В основу классификации эксплутационных свойств топлив и смазочных материалов положены определяющие их химмотологические процессы и функциональное предназначение.
Все эксплутационные свойства делят на три группы:
Свойства, определяющие надежность и эффективность применения.
Свойства, определяющие сохранение качества в условиях хранения, транспортирования и заправки.
Свойства, определяющие экологическую безопасность применения.
1)Основными эксплуатационными свойствами, определяющими надежность применения топлив и смазочных материалов, являются:
^ Для топлив: испаряемость, воспламеняемость и горючесть, склонность к образованию отложений, совместимость с конструкционными материалами, смазывающая способность и прокачиваемость;
^ Для моторных масел: смазывающая способность, склонность к образованию отложений, совместимость с конструкционными материалами, прокачиваемость;
Для трансмиссионных масел: смазывающая способность;
Для пластичных смазок: смазывающая способность и совместимость с конструкционными материалами.
2) Сохраняемость представляет эксплутационное свойство, определяющее стабильность показателей качества при хранении.
Способность топлива (смазочного материала и др.) сохранять свои начальные свойства называют стабильностью. Различают стабильность физическую и химическую.
3) Экологические свойства топлив, смазочных масел, пластических смазок и специальных жидкостей характеризуют особенности и результат их воздействия на человека и окружающую среду.
Для обеспечения экологической безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении на технике необходимо учитывать характеристики токсичных и пожаро(взрыво)- опасных свойств топлив, смазочных материалов и жидкостей.
интетические смазочные материалы состоят из молекул, в которых изменяются сложные химические процессы и обеспечивают более высокую производительность в экстремальных условиях температуры, давления и силы. Минеральные смазочные материалы состоят из молекул, присутствующих в сырой нефти, разделяются в процессе дистилляции, на нефтеперерабатывающих заводах.
- 2. Классификация и назначение автомобильных эксплуатационных материалов
- Различие минеральных и синтетических смазочных материалов
- Альтернативные топлива
- 8.1. Правила транспортировки эксплуатационных материалов
- Коррозия автомобилей в процессе эксплуатации
- 1.1.Основные виды коррозии и их краткая характеристика
- Противокорозионная защита
- . Классификация автопрепаратов
- 2.1. Средства для мойки автомобилей