Гидроочистка и гидрообессеривание
Основной целью процесса гидроочистки и гидрообессеривания топливных дистиллятов является улучшение качества последних за счет удаления таких нежелательных компонентов, как сера, азот, кислород, металоорганические соединения и смолистые вещества, непредельные соединения.
Гидроочистку и гидрообессеривание бензиновых фракций проводят с целью подготовки сырья для установки каталитического риформинга. Такая предварительная обработка способствует улучшению некоторых важных показателей процесса риформинга, а именно:
-
Глубины ароматизации сырья;
-
Октанового числа получаемого бензина;
-
Увеличению срока службы катализатора.
Гидроочистку керосиновых и дизельных фракций проводят с целью снижения содержания серы до норм, установленных стандартом, и для получения товарных топливных дистиллятов с улучшенными характеристиками сгорания и термической стабильности.
Одновременно снижается коррозионная агрессивность топлив и уменьшается образование осадка при их хранении.
Подвергаемые гидроочистке бензиновые фракции имеют различные температурные пределы выкипания, в зависимости от дальнейшей их переработки:
-
Из фр. 85-180 и фр 105-180 – обычно путем платформинга получают высококачественные бензины;
-
Из 62-85, 85-105, 105-140, 130-165 – концентраты соответственно бензола, толуола и ксилолов.
Основным продуктом получаемый при гидроочистке бензиновых фракций является стабильный гидрогенизат, выход которого составляет 90-99% (масс.), содержание в гидрогенизате серы не превышает 0,002% (масс.).
Типичным сырьем для гидроочистки керосиновых дистиллятов являются фр. 130-240, 140-230 прямой перегонки нефти. Однако при получении некоторых видов топлив, верхний предел выкипания может достигать 315 . Целевым продуктом процесса является гидроочищенная керосиновая фракция, выход которой может достигать 96-97% (масс.). Кроме того получаются небольшие количества низкооктановой бензиновой фракции (отгон), углеводородные газы и сероводород.
Одной из важных областей применения гидроочистки является производство малосернистого дизельного топлива из соответствующих дистиллятов – сернистых нефтей. В качестве исходного дистиллята используют керосин-гайзойлевые фракции 180-330 180-360, 240-360. Выход стабильного дизельного топлива с содержанием серы не более 0,2% (масс.) составляет 97% (масс.). Побочными продуктами процесса являются низкооктановый бензин (отгон), углеводородный газ сероводород и водородсодержащий газ.
Гидроочистке нередко подвергают дистилляты вторичного происхождения (газойли коксования, каталитического крекинга, висбрекинг и т.п.) как таковые или чаще в смеси с соответствующими прямогонными дистиллятами.
Процесс гидроочистки осуществляют на алюмо-кобальтмолибденовом (Al-Co-Mo) или на алюмо-никельмолибденовом (Al-Ni-Mo) катализаторе при условиях приведенных ниже:
Показатели | Бензиновые фр. | Керосиновые фр. | Дистилляты дизельных топлив |
Катализатор | Al-Co-Mo Al-Ni-Mo | Al-Co-Mo Al-Ni-Mo | Al-Co-Mo Al-Ni-Mo |
Температура, | 380-420 | 350-360 | 350-410 |
Давление, МПа | 2,5-5,0 | 7,0 | 3,0-4,0 |
Объемная скорость подачи сырья, | 1-5 | 5-10 | 4-6 |
Кратность циркуляции водородосодержащего газа, сырья | 100-600 | 300-400 | 300-400 |
Используемый ВСГ, как правило, получают с установки каталитического риформинга, содержание в нем водорода колеблется от 60 до 95% (об.).
Технологические схемы промышленных установок гидроочистки имеют много общего и различаются по мощности размером и технологическому оформлению секций сепарации и стабилизации. В составе промышленных комбинированных установок, например на комбинированной установке ЛК-6У имеются секции для гидрообессеривания дистиллятов дизельных и реактивных топлив.