logo search
Лекции 15, 16 МиЭ БО

Транспортировка буровых вышек, блоков и бурового оборудования

2.1. Способы транспортировки буровых вышек

1) в собранном виде в вертикальном положении на специаль­ных полозьях или на санных основаниях (для башенных вышек);

2) в собранном виде в вертикальном положении на крупно-блочных во- Таблица 1 - Основные параметры насосов

Тип насоса

Ном. частота ходов поршня в мин

Макс. подача,

л/с

Макс.

давление,

МПа

Длина хода поршня,

мм

Масса,

т

УНБ-600А

65

51,9

25

400

25,6

УНБТ-600

160

50,9

35

225

15,4

УНБТ-950А

125

46,0

32

290

24,2

УНБТ-1180

125

51,4

35

290

22,4

УНБТ-1600

100

59,7

53

-

-

НБТ-235

160

26,7

25

160

4,2

НБТ-475

145

45,6

25

145

16,3

НБТ-600

145

45,6

25

145

16,3

НБТ-900

125

46,1

32

125

18,6

зимых основаниях с использованием специальных транспортных средств (тяжеловозов) или водным транспортом на баржах;

3) в собранном виде в горизонтальном положении на специаль­ных тележках (для мачтовых вышек);

4) универсальным транспортом или вертолетами большой гру­зоподъемности с разборкой вышек на отдельные детали.

Применение каждого из них за­висит от:

- способов сооружения буровых;

- типов используемых вышек и конструкций подвышечных осно­ваний; - рельефа местности, естественных и искусственных пре­пятствий, расстояния перебазировки буровых и др.

Современные буровые установки уком­плектованы крупноблочными основаниями, которые позволяют транспортировать вышки в собранном виде на тяжеловозах, что значительно сокращает объем монтажных работ и ускоряет сроки сооружения буровых. Однако этот способ в некоторых случаях применять невозможно или экономически невыгодно. Транспортировка вышек в вертикальном положении – наи­более ответственная операция и требует соблюдения необходи­мых мер предосторожности.

2.2. Транспортировка вышек на полозьях и санных основаниях

Этот способ применяется для вышек башенного типа, которые обладают достаточной жесткостью и устойчивостью. Способ характерен для агре­гатного способа сооружения буровых.

При мелкоблочном способе под башенные вышки применяют в основном санные основания ферменной конструкции, на кото­рых, кроме вышки, монтируют лебедку, ротор и подсвечники. Вышки транспортируют вместе с основаниями и расположен­ным на основании оборудованием.

Для транспортировки вышек на санных основаниях в зави­симости от рельефа местности и состояния грунта требуется до 16 тракторов, что усложняет работу по установке и буксирной обвязке тракторов. Тракторы между собой в ряду соединяют попарно, а каждую пару – одним буксирным тросом с основанием вышки. Больше двух тракторов за один буксирный трос прицеплять не рекомен­дуется, так как снижается маневренность тракторов на по­воротах.

2.3. Транспортировка вышек и блоков на возимых основаниях

Возимые основания позволяют транспортировать смонтированное в блоки оборудова­ние на специальных колесных или гусеничных тяжеловозах. Применение тяжеловозов значительно сокращает потребность тракторов для транспортировки и ускоряет процесс перебазировки буровых установок. Этот способ характерен для крупноблочного сооружения буровых.

Выпускается гусеничный тяжеловоз Т-40 (рис. 16.4) с одним домкратом, расположенным внутри рамы ниже шарнирной опоры для основания блока, а так же аналогичный тяжеловоз ТМП-40 на резиноколесном ходу (рис 16.5), и на его базе Т-60, грузоподъёмностью 60 т. Выпускаются также тележки под шаровую опору (рис 16.6). В настоящее время на гусеничном ходу выпускается тяжеловоз ТГ-70 (рис. 16.7)

Рисунок 16.4 – Тяжеловоз Т-40

1 – опоры для кронштейнов; 2 – рама; 3 – гусеничные тележки; 4 - водило; 5 – переднее коромысло; 6 – гидродомкрат; 7 – масляный бак; 8 – насос; 9 – заднее коромысло

Рис. 16.5 – Тяжеловоз ТМП-40

1 – рама; 2 – опора; 3 – подвижные стойки; 4 – лыжа; 5 – гидродомкрат; 6 – пневмоколёса; 7 – задняя ось; 8 – платформа;

9 – передняя ось;10 – водило

Рис. 16.6 – Тележка под шаровую опору блока

1 – цилиндр; 2 – опора; 3 – поршень; 4 – воздухопровод; 5 – воздушные баллоны; 6 – передние колёса; 7 – масляный бак;

8 – гусеничные катки; 9 – рама

Рис. 16.7 – Тяжеловоз гусеничный ТГ-70:

1 – рама; 2 – передний траверс рамы; 3 – задний траверс рамы; 4 – гусеницы; 5 – дышло с удерживающим устройством; 6 – поршень гидродомкрата; 7 – захват; 8 – приставка; 9 – наголовник

Во всех типах буровых установок наибольшую массу имеет вышечно-лебедочный блок. Вышечно-лебедочный блок буровой установки транспорти­руют на 2-х ÷ 6-ти тяжеловозах и одной тележке, имеющей шарнирную опору. Тяжеловозы устанавливают под боковые опоры, выполненные в виде кронштейнов, а тележку — под переднюю опору по ходу транспортировки. Перед­ний кронштейн для тяжеловозов имеет поворотную конструк­цию для изменения направления движения. Снимают блок с фундамента при помощи домкратов тяжеловозов. Для этого ослабляют оттяжки вышки, чтобы была возможность поднять блок и убрать опоры из-под основания. Транспортируют блок по ровному рельефу с твердым грунтом обычно тремя тракто­рами, которые прицепляют тросами по одному к каждому тя­желовозу.

Основание блока установки БУ-2500 имеет четыре крон­штейна для боковых тяжеловозов — два с расстоянием между осями тяжеловозов 12 м и два с расстоянием 5,2 м. С поднятой вышкой блок транспортируют по широкой колее тяжеловозов, обеспечивающей большую устойчивость блока (рис. 16.8) . Без вышки блок транспортируют по узкой колее.

Вышечно-лебедочный блок установок БУ-4000 и БУ-5000ЭУ (рис. 16.9) транспортируют на шести тяжеловозах ТГ-60. Под каждую опору блока устанавливают по два тяжеловоза, ко­торые спариваются одним кронштейном 2. Передняя поворот­ная опора шарнирно соединена со спаривающим тяжело-

Рис. 16.8. Схема транспортировки вышечно-лебедочного блока установки БУ-2500:

I – передняя опора для тяжеловоза

возы кронштейном, что обеспечивает равномерное распределение нагрузки на тяжеловозы при транспортировке по неровному рельефу. Водила спаренных тяжеловозов соединяют шарнирно траверсой 3, за которую зацепляют буксирные тросы 4. Для снятия блока с фундаментных опор гидродомкратами боковых тяжеловозов поднимают заднюю (вышечную) часть блока освобождают и убирают опоры с каждой стороны, опускают блок на опоры тяжеловозов, и крепят к ним. Таким же образом при помощи домкратов передних тяжеловозов снимают с фундаментных опор переднюю часть блока,

Транспортируют блок при помощи шести или восьми тракторов в зависимости от рельефа местности и состояния грунта.

Без вышки блок транспортируют на четырех тяжеловозах.

Рисунок 16.9 – Схема транспортировки вышечно-лебедочного блока установки БУ-5000ЭУ

1 – тяжеловозы; 2 – кронштейн; 3 – траверса; 4 – буксирный трос

Приводные и насосные блоки транспортируют на трех тяже­ловозах Т-40 или ТГ-60 в зависимости от массы блоков.

При транспортировке блоков по местности с уклоном для задержки их от произвольного перемещения под уклон сзади устанавливают два трактора к боковым тяжеловозам.

При невозможности транспортировки вышечных блоков с поднятой вышкой из-за искусственных препятствий (линии электропередач), а также по местности с уклоном более 15° вышки мачтового типа опускают и транспортируют их отдельно в собранном виде (рис. 16.7). Для этого применяют специальные тележки с опорами под мачты вышки.

Рис. 16.7 – Схема транспортировки мачтовой вышки в горизонтальном положении