1.2.1 Насосный цех
Насосный цех (рисунок 1.2) - сооружение нефтеперекачивающей станции, в котором устанавливается основное (магистральные насосы, электродвигатели) и вспомогательное (системы смазки, охлаждения, подачи топлива, контроля и защит) оборудование [1].
Рисунок 1.2 - Технологическая схема насосного цеха
Насосные относятся к взрывоопасным помещениям класса В-1а, в которых при нормальной эксплуатации взрывоопасных смесей горючих паров с воздухом быть не должно; их появление возможно только в результате аварий или неисправностей. Оборудование насосных делится на основное и вспомогательное. К основному оборудованию относятся магистральные насосы и электродвигатели к ним, к вспомогательному - системы, предназначенные для обслуживания основного оборудования: смазки подшипников насосов, оборотного водоснабжения для охлаждения масла в маслоохладителях и воздушного пространства электродвигателей при замкнутом цикле вентиляции, отвода перекачиваемой жидкости от разгрузочных устройств насосов и отвода утечек от торцовых уплотнений, вентиляции, отопления, а также грузоподъемные механизмы [2].
Основным оборудованием насосного цеха являются четыре магистральных насосных агрегата (МНА) типа НМ 1000-210 с электроприводом СТДП5000-2У4 во взрывозащищенном исполнении.
Насосы типа НМ - центробежные горизонтальные одноступенчатые с рабочим колесом двухстороннего входа.
Предназначены для перекачивания нефти с температурой от 5 до 80 оС кинематической вязкостью не более 3•10-4 м2/с, с содержанием механических примесей по объему не более 0,05% и размером не более 0,2 мм. Предельное давление 75 кгс/см2.
Характеристики насоса НМ 10000-210:
подача, м3/ч 10000
напор, м 210
частота вращения, об/мин 3000
масса, кг 32150
габариты LxBxH, мм. 7250x3600x2223
На каждом из насосных агрегатов контролируются следующие параметры:
давление на входе насоса;
давление на выходе насоса;
температура подшипников насоса;
температура корпуса насоса;
вибрации на опоре подшипника.
Управление магистральными насосными агрегатами предусматривается в различных режимах.
Автоматический. В этом режиме пуск или остановка агрегата происходит по программе при получении соответствующей команды непосредственно из операторной, местного диспетчерского пункта или пункта управления более высокого уровня.
Резервный. В этом режиме осуществляется автоматическое включение данного агрегата при отключении из-за неисправности одного из работавших насосных агрегатов устройствами защиты работавшего агрегата. При переводе агрегата в режим "резервный" должна быть выполнена часть программы запуска, предшествующая включению масляного выключателя.
Кнопочный. В этом режиме управление каждым элементом агрегата выполняется по индивидуальным командам из операторной или по месту.
Испытательный. В этом режиме проводится проверка работы схемы управления агрегатом без включения масляного выключателя (или приводов всех элементов магистрального насосного агрегата).
В зависимости от пусковых характеристик электродвигателя, схемы электроснабжения и системы разгрузки уплотнений могут применяться различные программы пуска, отличающиеся положением задвижки на выходе насоса в момент пуска основного электродвигателя:
на открытую (полностью) задвижку;
на закрытую задвижку;
на открывающуюся задвижку (задвижка стронулась с закрытого положения или находится в промежуточном положении).
Программа пуска "на открытую задвижку" является предпочтительной, так как обеспечивает наименьшие динамические нагрузки в трубопроводной обвязке агрегата и наименьшие хлопки обратных клапанов, установленных на обводной линии насосов. Программа применяется, если пусковые характеристики электродвигателя и схема электроснабжения рассчитаны на соответствующие пусковые режимы.
Программа пуска "на закрытую задвижку" применяется, если установленное электрооборудование не может обеспечить пуск на открытую задвижку.
Программа пуска "на открывающуюся задвижку" применяется, когда неприемлема программа "на открытую задвижку" и когда установленные у насоса задвижки имеют привод небольшой мощности и поэтому не могут быть открыты при перепаде давления, создаваемом насосным агрегатом при закрытой задвижке.
Программа автоматического отключения предусматривает остановку магистрального насосного агрегата, а также закрытие задвижек агрегата.
При срабатывании систем автоматической защиты магистральной насосной или магистрального насосного агрегата выполняется программа автоматического отключения магистральных насосных агрегатов, переведенных на режим "автоматический" и "резервный".
В схемах автоматики магистрального насосного агрегата предусматривается:
время задержки срабатывания защиты (по вибрации) на период переходного процесса при включении и отключении любого из магистральных насосных агрегатов (в пределах до 15 с);
прекращение программы пуска агрегата и остановку задвижек при получении команды на его отключение до завершения ранее выполнявшейся программы запуска;
отключение агрегата и выдачу аварийного сигнала при произвольном изменении положения любой из задвижек включенного агрегата, работающего в режимах "автоматический" или "резервный";
подачу команды на включение основного электродвигателя коротким импульсом длительностью 1 с;
постоянный контроль исправности цепей включения и отключения масляного выключателя;
перевод в другой режим управления без изменения состояния агрегата, если такое изменение не предусматривается при переводе в другой режим.
Для каждого магистрального насосного агрегата кроме показывающих манометров для контроля давлений на приеме и выходе насоса установлены приборы контроля давления масла, охлаждающей воды, а также кнопки аварийного отключения [1].
- Определения, обозначения и сокращения
- Введение
- 1. Технологическое описание НПС
- 1.1 Назначение и состав НПС без емкости
- 1.2 Технологические схемы объектов и их характеристики
- 1.2.1 Насосный цех
- 1.2.2 Вспомогательные системы насосных агрегатов
- 1.2.3 Фильтры-грязеуловители
- 1.2.4 Система сглаживания волн давления
- 1.2.5 Узел регулирования давления
- 1.2.6 Система автоматического пожаротушения
- 2. Патентная проработка
- 3. Системы и средства автоматизации и телемеханизации НПС
- 3.1 Система автоматики НПС
- 3.1.1 Назначение системы автоматики НПС
- 3.2 Система автоматического регулирования давления
- 3.2.1 Назначение САРД
- 3.2.2 Устройство САРД
- анализ существующих систем автоматического регулирования давления;