Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
С целью преодоления возникающих трудностей, а также повышения эффективности процесса приспосабливания в компаниях создается система адаптации персонала. Данная система включает комплекс мероприятий, которые позволяют сотруднику выйти на необходимый уровень производительности с минимальными потерями для него самого и для компании.
Наличие системы адаптации дает следующие преимущества:
1 для авиакомпании:
повышение эффективности работы пилота, ускорение процесса выхода летного состава на требуемый уровень, соответствующей его квалификации;
налаживание или поддержание положительных отношений в авиакомпании;
предотвращение серьёзных ошибок (инцидентов), которые могли бы совершить новые летчики авиакомпании;
сокращение временных затрат опытных инструкторов на оказание помощи новому пилоту в процессе выполнения им должностных обязанностей;
минимизация «текучести» кадров.
2 для пилота:
налаживание отношений в коллективе;
быстрое вливание в рабочий процесс и приобретение новых навыков и знаний;
снижение тревожности и неуверенности перед нареканиями со стороны руководства,
связанными с неумением выполнять поставленные задачи так же быстро, как и другие пилоты авиакомпании его уровня подготовки;
сопоставление ожидаемых условий работы пилота с его реальной деятельностью;
снижение страха пилота быть уволенным во время испытательного срока.
Привыкание
Поведение человека в большей степени автоматично. Мы не задумываемся о нем, поскольку мы научились специфически реагировать на конкретные ситуации. Некоторые из этих реакций обусловлены культурными особенностями, например, правостороннее или левостороннее дорожное движение.
Другие реакции обусловлены привыканием, благодаря которому мы приспосабливаемся к конкретным ситуациям и через некоторое время перестаем их замечать, например, ношение обручального кольца. Привыкание является полезным механизмом, обеспечивающим эффективность действий в часто повторяющихся ежедневных ситуациях. Однако в состоянии стресса мы можем прибегнуть к ранее правильной модели поведения, и тем самым создать предпосылку к совершению ошибки. Привыкание также может способствовать игнорированию потенциально опасных индикаторов.
3.4 Зрительная система—бинокулярная(стереоскопическая) оптическая система биологической природы, эволюционно возникшая у животных и способная воспринимать электромагнитное излучение видимогоспектра(свет), создаваяощущениеположения предметов в пространстве. Зрительная система обеспечивает функцию зрения.
Зрительная система (зрительный анализатор) включает следую щие анатомическиеобразования:
периферический парный орган зрения — глаз(с его воспринимающими свет фоторецепторами —палочкамииколбочкамисетчатки);
нервные структуры и образования ЦНС:зрительные нервы,хиазма,зрительный тракт, зрительные пути — II парачерепныхнервов,глазодвигательный нерв— III пара,блоковый нерв— IV пара иотводящий нерв— VI пара;
латеральное коленчатое телопромежуточного мозга (с подкорковыми зрительными центрами), передние бугрычетверохолмиясреднего мозга (первичные зрительные центры);
подкорковые (и стволовые) и корковыезрительные центры: латеральное коленчатое тело и подушкизрительного бугра, верхние холмики крыши среднего мозга (четверохолмия) изрительная кора.
Нормальным раздражителем органа зренияявляетсясвет. Под влиянием света впалочкахиколбочкахпроисходит распад зрительных пигментов (родопсинаи йодопсина). Палочки функционируют при свете слабой интенсивности, в сумерках; зрительные ощущения, получаемые при этом, бесцветны. Колбочки функционируют днём и при ярком освещении; их функция определяетощущение цветности.
У человека существует бинокулярное зрение, обеспечивающееобъёмноеизображение.
Из-за большого числа этапов процесса зрительного восприятия его отдельные характеристики рассматриваются с точки зрения разных наук — оптики (в том числе биофизики), психологии, физиологии, химии (биохимии). На каждом этапе восприятия возникают искажения, ошибки, сбои, но мозг человека обрабатывает полученную информацию и вносит необходимые коррективы. Эти процессы носят неосознаваемый характер и реализуются в многоуровневой автономной корректировке искажений.
Так устраняются сферическая и хроматическаяаберрации, эффекты слепого пятна, проводится цветокоррекция, формируется стереоскопическое изображение и т. д. В тех случаях, когда подсознательная обработка информации недостаточна, или же избыточна, возникают оптические иллюзии.
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации