logo
Раздел 1

5, 6 Тепловые аккумуляторы;

7 – котел

Во всех схемах использования отработавшего пара необходимым элементом являются паровые аккумуляторы. Термические основы работы этих аккумуляторов одинаковые и состоят в том, что каждому значению давления насыщенного пара соответствует строго определенная температура. При изменении давления смеси воды и пара должна измениться и температура этой смеси до значения температуры насыщения при новом давлении. При повышении давления часть пара конденсируется, и выделившаяся теплота парообразования вызывает повышение температуры. При понижении давления снижается температура смеси, и освобождающаяся теплота парообразования служит для испарения части воды.

Аккумуляторы Рато предназначены для выравнивания колебаний при поступлении отработавшего пара от машин периодического действия и машин, работающих с переменной нагрузкой, при использовании его в установках с постоянной нагрузкой. Эти аккумуляторы работают при низких давлениях (ниже 0,2 МПа), обычно при перепаде давления у аккумулятора от 0,2 до 0,1 МПа. Они обладают небольшой выравнивающей способностью.

Рис. 38. Схема подключения аккумуляторов:

а – с аккумулятором Рато;

б – с аккумулятором Рутса;

1 – котел; 2  машина, работающая с переменной нагрузкой;

3 – аккумулятор Рато;

4 – пароприемник с постоянной нагрузкой; 5 – аккумулятор Рутса

Рассмотрим схему подключения аккумуляторов Рато и Рутса (рис. 38). В схеме рис. 38, а пар от котла поступает в машину 2, работающую с переменной нагрузкой. Давление пара на участке котел — выхлопной патрубок машины снижается на величину (∆Р ~ 0,2) МПа. Аккумулятор Рато 3 выравнивает кратковременные колебания паровой нагрузки и пар с постоянным давлением 0,2 МПа поступает в машину 4 или пароприемник, работающие с постоянной нагрузкой. В схеме рис. 38, б аккумулятор Рутса 5 работает параллельно с машиной 4, имеющей постоянную нагрузку, и выравнивает колебания расхода пара машиной 2.

Применяемые в настоящее время аккумуляторы Рато имеют диаметр цилиндрического корпуса 2,5—3 м, длину 7,5—9 м, рабочий объем воды до 40 м3 и пропускную способность до 20 т пара в час.

Аккумуляторы Рато служат промежуточным звеном между машинами периодического действия и установками с постоянной нагрузкой, что необходимо учитывать при расчете аккумулятора. Обозначим: М — масса воды в аккумуляторе, кг; D1 — количество пара, периодически поступающего в аккумулятор из машины, кг; D2 количество пара, непрерывно отбираемого из аккумулятора, кг/с; τ1— длительность рабочего периода машины (длительность зарядки); с; τ2 — длительность перерыва в подаче пара в аккумулятор (длительность разрядки), с; r — средняя теплота парообразования при среднем давлении, кДж/кг; и— энтальпии воды в начале и конце зарядки аккумулятора соответственно при давленияхP1 и P2.Составим уравнение теплового баланса аккумулятора:

. (64)

В левой части уравнения обозначено количество теплоты, которое выделяется при конденсации в аккумуляторе избытка пара (D1 - D2), образующегося во время рабочего периода машины. Правая часть показывает количество теплоты, которая поглощается водой, находящейся в аккумуляторе за тот же период. Теплоотводом в окружающую среду пренебрегаем. Из этого уравнения находим массу воды в аккумуляторе:

. (65)

Из уравнения материального баланса аккумулятора

(66)

находим количество пара, непрерывно отбираемого из аккумулятора:

. (67)

Подставив уравнение (70) в (68), получим:

. (68)

Разделив массу воды на ее плотность, найдем объем воды в аккумуляторе . Общий объем аккумулятораV больше Vв на величину парового пространства, размер которого принимается равным (0,01 - 0, 2) Vв.

Аккумуляторы Рутса предназначаются для выравнивания давления у производителей и потребителей теплоты. Включаются аккумуляторы Рутса между двумя сетями постоянного, но разного давления, с которыми они соединяются при помощи двух автоматических (зарядного и разрядного) клапанов. Работают они при высоких давлениях. Перепад давления у аккумулятора Рутса достигает несколько десятых мегапаскалей, и благодаря этому выравнивающая способность его значительно больше, чем у аккумулятора Рато. Производит аккумуляторы Рутса Таганрогский котельный завод.

Аккумуляторы Рутса (рис. 39) в отличие от аккумуляторов Рато строятся со сферическими днищами, так как они работают при более высоких давлениях. Цилиндрический корпус аккумулятора устанавливается на опорах, обеспечивающих свободу термическим расширениям в двух направлениях. Снаружи корпус покрыт изоляцией. Аккумулятор снабжается предохранительными клапанами 6, воздушным и вакуумным клапаном, клапаном для спуска воды и продувки, штуцерами для манометра, термометров, указателей уровня и подсоединения двух водяных линий с клапанами для регулирования наполнения. При зарядке аккумулятора пар впускается в водяной объем при помощи горизонтальной распределительной трубы, к которой на расстоянии около 1 м друг от друга подсоединены зарядные устройства. Зарядные устройства состоят из циркуляционных труб 3 и зарядных мундштуков 2. Пар из зарядного трубопровода 1 через обратный

Рис. 39. Схема аккумулятора Рутса:

1 – зарядный трубопровод; 2 – зарядный мундштук; 3 – циркуляционные трубы;

4 – распределительная труба; 5 – зарядный обратный клапан; 6 – предохранительные клапаны; 7 – сопло Лаваля; 8 – разрядный обратный клапан; 9 – водоуказательная трубка

клапан 5 направляется в распределительную трубу 4, в которой движется со скоростью примерно 50 м/с, и из нее поступает в зарядные мундштуки. Из мундштуков пар вырывается в виде отдельных струек через отверстия в кольцевое пространство между мундштуком и циркуляционной трубой, вызывая энергичный поток воды снизу вверх. Благодаря этому создается хорошая циркуляция воды и равномерное распределение температуры по всему объему аккумулятора.

Во время зарядки в паровом пространстве аккумулятора устанавливается небольшой избыток давления, благодаря чему между паром, поступающим для зарядки, и водой образуется разница в температуре, способствующая охлаждению пара и его конденсации. При отборе пара из аккумулятора в паровом пространстве давление снижается, происходит парообразование.

Для предохранения аккумулятора от чрезмерного повышения напряжения зеркала испарения в разрядном трубопроводе устанавливается ограничительное сопло Лаваля 7. Сечение сопла рассчитано так, чтобы при максимальном расходе пара, соответствующем критической скорости в суженном сечении сопла, напряжение зеркала испарения не превышало максимально допустимой величины.

Наполнение аккумулятора водой больше чем на 9095 % не рекомендуется во избежание бросков воды в паропровод. При работе аккумулятора уровень воды в нем колеблется в широких пределах. Контроль уровня воды осуществляется по водоуказательной колонке, подсоединяемой к аккумулятору трубками 9.

а

б

Рис. 40. Суточный график работы оборудования:

а – хронологический график; б – результирующий график

По схеме (рис. 38, б) аккумулятор включен параллельно водяному объему котла. Такое включение имеет преимущества: нечувствительность котла к колебаниям нагрузки, возможность работы котла в номинальном режиме. Кроме выравнивания колебаний в расходе пара в течение рабочей смены, такая схема оправдывает себя при одно- или двухсменной работе, позволяя в конце рабочей смены пар из котла использовать для зарядки аккумулятора.

На участках графика АВС и EFG (рис. 40) аккумулятор разряжается, а на участке CDЕ — заряжается. Суточный график разбивается вертикальными площадками со знаками «плюс» для зарядки и «минус» для разрядки. Отсчет ведется от линии AG, соответствующей заданному графику подачи пара. Площади складываются, и результат сложения откладывается на следующем графике (рис. 40, б); таким образом, получается интегральная кривая.

. (69)

Наибольшая разность ординат этой кривой и есть искомое значение необходимой аккумулирующей способности Smax. Объем воды V в аккумуляторе рассчитывают из уравнения

, (70)

где: rтеплота паробразования при среднем давлении в аккумуляторе,  энтальпия воды в начале и в конце зарядки соответственно.

Объем аккумулятора зависит от характера графика тепловой нагрузки, необходимой степени его выравнивания и расчетных давлений пара в аккумуляторе в начале и конце зарядки. Чем больше разница между этими давлениями, тем больше удельная аккумулирующая способность аккумулятора и тем меньше размеры последнего при заданной производительности. Верхний предел давления зарядки определяется схемой включения аккумулятора в установку, а нижний в конце разрядки соответствует наименьшему допустимому давлению у потребителя пара.