logo
приборы + электрообор / 1

3.5 Слух

Слух – это способность биологических организмов воспринимать звуки органами слуха; специальная функция слухового аппарата, возбуждаемая звуковыми колебаниямиокружающей среды, например воздуха или воды. Одно из биологических дистантных ощущений, называемое также акустическим  восприятием. Обеспечивается слуховой сенсорной системой.

Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц при передаче колебаний по воздуху, и до 220 кГц при передаче звука по костям черепа. Эти волны имеют важное биологическое значение, например, зву­ковые волны в диапазоне 300—4000 Гц соответствуют человеческому голосу. Звуки выше 20 000 Гц имеют малое практическое значение, так как быстро тормозятся; колебания ниже 60 Гц воспринимаются благодаря вибрационному чувству. Диапазон частот, которые способен слышать человек, называется слуховым или звуковым диапазоном; более высокие частоты называются ультразвуком, а более низкие — инфразвуком.

Физиология слуха

Способность различать звуковые частотысильно зависит от конкретного человека: еговозраста,пола,наследственности, подверженностизаболеваниям органа слуха, тренированности и усталости слуха. Некоторые люди способны воспринимать звуки относительно высокой частоты — до 22кГц, а возможно и выше.

Человек может различать несколько звуков одновременно благодаря тому, что в ушной улиткеодновременно может быть несколькостоячих волн.

Опасность для слуха, связанная с полетами

Проблема понижения слуха (тугоухости) является актуальной во всем мире. В настоящее время на планете проживает 250 млн. людей со сниженным слухом

Не менее важной эта проблема является для гражданской авиации (среди многих факторов производственной среды авиационный шум – один из самых распространенных), и она приобрела характер реальной и весьма серьезной угрозы, особенно для здоровья пилотов.

Согласно проведенных исследований у36,7% лиц летного состава имело место снижение слуха по нейросенсорному типу.

Проблема тухоухости имеет несколько аспектов: клинический, экспертный, профпатологический, социальный и организационный

Уровень профессиональной заболеваемости, связанной с нарушением слуховой функции, наглядно подтверждает неблагоприятное влияние шума на состояние здоровья пилотов,

Профессиональная деятельность членов экипажей воздушных судов ГА сопряжена с комплексным воздействием ряда неблагоприятных факторов полета, вызывающих отрицательные изменения в состоянии здоровья, снижение их профессиональной работоспособности и надежности.

К ведущим вредным факторам следует отнести:

Наиболее вредное влияние на организм пилота оказывают шумовой и вибрационный факторы, негативное влияние которых усугубляется высоким нервно-эмоциональным напряжением, что, в конечном счете, может вызывать развитие нейросенсорной тугоухости и вибрационной болезни.

Основными источниками шума в полете являются:

Изменения в организме человека при воздействии любого шума подразделяются на специфические (поражение органа слуха) и неспецифические (воздействие на организм в целом).

Как известно, нарушение слуха может быть обусловлено патологическим процессом, влияющим на различные отделы звукового анализатора, которые включают элементы звукопроведения и звуковосприятия. Поэтому все многообразие форм тугоухости можно разделить на две большие группы в зависимости от принципиального механизма, лежащего в основе расстройства слуха – нарушение звукопроведения или звуковосприятия.

К первой группеотносятся формы тугоухости, развитие которых обусловлено тем или иным затруднением в проведении звуковой волны через преобразующую акустическую систему уха, включающую в себя элементы звукопроведения (наружный слуховой проход, среднее ухо, перилимфа внутреннего уха).

Вторую группусоставляют формы тугоухости, связанные с нарушениями процессов превращения механических колебаний в энергию нервного возбуждения и его последующего, многоступенчатого трансформирования на пути от рецептора до высших центров коры головного мозга

У лиц летного состава стойкое понижение слуха может возникать уже после 10-15 лет трудовой деятельности и, прежде всего, обнаруживается на частотах 4000 Гц и выше.

Несколько позже и в значительно меньшей степени может происходить понижение слуховой чувствительности на 2000 Гц.

На частоте 500 Гц порог слуха у лиц летного состава практически не изменяется.

При дальнейшем прогрессировании процесса, с годами, повышение порогов слуха может распространяться и на речевые частоты. Тогда может появляться и снижение восприятия речи. Таким образом, необходимо принимать во внимание, что факт возникновения и развития у пилотов хронической профессиональной (шумовой) НСТ возможен только при длительном воздействии внутрикабинного шума, с экспозицией, превышающей норму летного времени.

Обеспечение профилактики ПНСТ(профессиональная нейросенсорная тугоухость) у пилотов ГА может быть осуществлено только путем проведения целого комплекса мероприятий: физиолого-гигиенических, организационных, инженерно-технических, законодательных и медицинских.