4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
Внимание
Способность человека сконцентрировать свои "познавательные процессы" да одном объекте с целью его изучения (познания).
Внимание- сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.
Различают внимание непроизвольное(пассивное) ипроизвольное(активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно.
Характеристики внимания:
- устойчивость;
- объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени);
- распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей);
- возможность переключения.
Сущность процесса
Внимание– один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.
Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Классификация
Внимание человека обладает пятью основными свойствами:
Устойчивость – способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.
Сосредоточенность– способность сконцентрировать свое внимание наодномобъекте при этом отвлечении от других.
Переключаемость– перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.
Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.
Объем – размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.
Развитие процесса
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.
Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.
Внимание в деятельности пилота
Все перечисленные свойства внимания – его объем, интенсивность, переклю- чение, устойчивость, распределение – постоянно присутствуют в работе пилота. Из-за особенности профессиональной деятельности пилота появилось понятие блуж- дающего и фиксирующего внимания.
Блуждающее вниманиераспространяется на большое пространство, не задер- живаясь на подробностях на узком пространстве, афиксирующее– сосредотачива- ется на узком пространстве, и предметы, на которое оно направлено, воспринимается отчетливо.
Примечание: - при общей ориентировке в полете реализуется блуждающее внимание, при определение конкретного местоположения – фиксирующее, сосредоточенное на узком пространстве под самолетом.
Необходимо помнить, что блуждающее и фиксирующее внимание – это синоним рассредоточенного и сосредоточенного внимания. Умение правильно распределять внимание помогает правильно, без ошибок выполнять такие элементы полета как взлет, посадку, ведение ориентировки в полете в целях СВЖ и т.д.
Примечание: - при выполнение посадки пилоту необходимо от начала выравнивания до приземления концентрировать внимание на высоту, скорость, крен, направление, снос, положение самолета и выполнять движения по управлению самолетом.
Большое значение в работе пилота имеет умение в нужной последовательности и в заданном темпе переключать внимание от одного объекта к другому ( в летной практике используются схемы переключения внимания на каждом этапе полета, причем они кардинально меняются на небольших промежутках времени, порой достигая по продолжительности от нескольких до десятков секунд.
Наивно думать, что пилот обладает такими способностями и считать, что ему достаточно быстроты реакции. Любое профессиональное внимание – этап длитель- ных тренировок в процессе обучения и обязательна самостоятельная тренировка пилота.
Воспитание профессионального вниманияудел длительных, целенаправлен- ных тренировок, которые впоследствии предполагают у него выработки способности предвидеть события (так, восприняв крен, он должен ожидать разворот самолета, изменение курса, уменьшение (увеличение – если самолет на снижении) скорости, необходимость увеличения оборотов двигателя и т.д.).
В процессе наземной, предварительной и предполетной подготовки должны быть изучены все «объекты», от которых зависит успех выполнения полета. Пилот обязан понимать, какое значение имеют «объекты внимания» на различных этапах действия, с помощью каких органов чувств и как контролируются различные «объекты», он должен четко знать, куда смотреть, что видеть и слышать, какую позу принять, как держать руки и ноги на рычагах управления (в качестве примера можно рассмотреть катастрофу Як-42 в 2010г. Ярославле, РФ, когда при выполнении взлета один из пилотов при неправильной установке ног на педали, «тормозил» самолет»).
Необходимо помнить«золотое правило» в авиации – постоянное напоминание самому себе и обучаемому пилоту о возможности снижения бдительности вследствие притупления внимания при повторении одних и тех же элементов полета.
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации