logo
приборы + электрообор / 1

4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания

Внимание

Способность человека сконцентрировать свои "познавательные процессы" да одном объекте с целью его изучения (познания).

Внимание- сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.

Различают внимание непроизвольное(пассивное) ипроизвольное(активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно.

Характеристики внимания:

- устойчивость;

- объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени);

- распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей);

- возможность переключения.

Сущность процесса

Внимание– один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Классификация

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

Устойчивость – способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.

Сосредоточенность– способность сконцентрировать свое внимание наодномобъекте при этом отвлечении от других.

Переключаемость– перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

Объем – размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Развитие процесса

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

Внимание в деятельности пилота

Все перечисленные свойства внимания – его объем, интенсивность, переклю- чение, устойчивость, распределение – постоянно присутствуют в работе пилота. Из-за особенности профессиональной деятельности пилота появилось понятие блуж- дающего и фиксирующего внимания.

Блуждающее вниманиераспространяется на большое пространство, не задер- живаясь на подробностях на узком пространстве, афиксирующее– сосредотачива- ется на узком пространстве, и предметы, на которое оно направлено, воспринимается отчетливо.

Примечание: - при общей ориентировке в полете реализуется блуждающее внимание, при определение конкретного местоположения – фиксирующее, сосредоточенное на узком пространстве под самолетом.

Необходимо помнить, что блуждающее и фиксирующее внимание – это синоним рассредоточенного и сосредоточенного внимания. Умение правильно распределять внимание помогает правильно, без ошибок выполнять такие элементы полета как взлет, посадку, ведение ориентировки в полете в целях СВЖ и т.д.

Примечание: - при выполнение посадки пилоту необходимо от начала выравнивания до приземления концентрировать внимание на высоту, скорость, крен, направление, снос, положение самолета и выполнять движения по управлению самолетом.

Большое значение в работе пилота имеет умение в нужной последовательности и в заданном темпе переключать внимание от одного объекта к другому ( в летной практике используются схемы переключения внимания на каждом этапе полета, причем они кардинально меняются на небольших промежутках времени, порой достигая по продолжительности от нескольких до десятков секунд.

Наивно думать, что пилот обладает такими способностями и считать, что ему достаточно быстроты реакции. Любое профессиональное внимание – этап длитель- ных тренировок в процессе обучения и обязательна самостоятельная тренировка пилота.

Воспитание профессионального вниманияудел длительных, целенаправлен- ных тренировок, которые впоследствии предполагают у него выработки способности предвидеть события (так, восприняв крен, он должен ожидать разворот самолета, изменение курса, уменьшение (увеличение – если самолет на снижении) скорости, необходимость увеличения оборотов двигателя и т.д.).

В процессе наземной, предварительной и предполетной подготовки должны быть изучены все «объекты», от которых зависит успех выполнения полета. Пилот обязан понимать, какое значение имеют «объекты внимания» на различных этапах действия, с помощью каких органов чувств и как контролируются различные «объекты», он должен четко знать, куда смотреть, что видеть и слышать, какую позу принять, как держать руки и ноги на рычагах управления (в качестве примера можно рассмотреть катастрофу Як-42 в 2010г. Ярославле, РФ, когда при выполнении взлета один из пилотов при неправильной установке ног на педали, «тормозил» самолет»).

Необходимо помнить«золотое правило» в авиации – постоянное напоминание самому себе и обучаемому пилоту о возможности снижения бдительности вследствие притупления внимания при повторении одних и тех же элементов полета.