4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
Авиационная педагогика строится на основании некоторых общих принципов, важнейшими из которых являются:
1. Единство воспитания и обучения (наука, воздействуя на ум, действует и на нравы).
2. Принцип структурности, суть которого состоит из организации процесса обучения, обеспечивающей усвоение знаний по строгой системе. Учебный материал следует располагать так, чтобы обеспечивать его повторяемость в усложненном виде на последующих этапах обучения.
Используются принципы:
- сознательности и активности, предполагающих творческое отношение пилота к процессу обучения;
- систематичности и последовательности;
- эффективной обратной связи;
- доступности обучения;
- наглядности обучения;
- индивидуальности в подходе обучения.
Летная профессия – одна из сравнительно немногих, для успешного овладения которой требуется не только целый ряд специальных знаний, умений, навыков, но и определенные черты характера: требовательность к себе, мужество, решительность, самокритичность, инициативность, которые в значительной мере являются результатом профессиональной деятельности пилота.
Основная задача летного обучения- это успешное решение формулы «Знание - Навык - Умение» при прохождении обучаемым конкретной летной программы. Чтобы успешно решить эту формулу, правильно строить и проводить занятия, а руководителю обучения необходимо знать особенности и основные закономерности усвоения знаний, формирования навыков и умения.
Первый и ведущий элемент содержания процесса обучения - знания.
Знания- это отражение человеком явлений и предметов реального мира в их причинно-следственных связях и отношениях. Усвоение знаний предполагает изучение фактов, т.е. предметов и явлений окружающей действительности, изучение понятий, законов теории, в которых получают выражения существенные признаки конкретных предметов и явлений, и, наконец, изучение закономерностей, т.е. существенных и необходимых связей между явлениями природы и общества.
Усвоить знания- это значит сделать своим достоянием смысл определенных слов, понятий, законов, научных теорий и т.д., понимать их сущность и постоянно сохранять в памяти.
Руководствуясь задачами подготовки летного состава, инструктор обязан добиваться, чтобы усвоение знаний было полным, чтобы приобретенные знания были действенными и являлись бы средством дальнейшего познания. Обучаемый может обладать неполными знаниями. Он может знать отдельные факты, не связанные между собой, отрывочные сведения, заучить некоторые правила, но не обладать системой знаний. Такие знания складываются в результате неполноценного обучения.
Высоким показателем полноты и глубины знаний является их действенностьиподвижность. Такие знания дают возможность обучаемым оперировать ими в жизни при решении самых различных практических задач, приобретать новые знания.
Приобретению и использованию знаний в любой деятельности служат навыки иумение.
При своем рождении человек не обладает еще навыками и умением. Они развиваются только в практической деятельности. Человек обладает в данном случае только природными данными или задатками, которые облегчают ему биологическое существование. Это - общие биологические предпосылки, на основе которых можно развивать многообразие навыков и умения. Их выработка происходит в специфической практической деятельности, а их особое качество определяется характером этой деятельности. Следует отметить, что индивидуальные особенности природных данных человека значительно влияют на процесс развития знаний, навыков и умения, однако их действие не является решающим.
Под навыкомобычно понимают привычную, размеренную безошибочно выполняемую операцию, которая вследствие многократного повторения становится автоматизированной и может осуществляться при минимальном контроле сознания.
Летный навык- это хорошо заученное действие, доведенное до автоматизма и представляющее собой составную часть сознательной деятельности пилота.
Высокая степень усвоения и отличает навык от умения, которая предполагает такую меру усвоения, когда для правильного выполнения действий еще необходим в большей или меньшей степени развернутый сознательный самоконтроль.
Выработка навыковимеет решающее значение в летном обучении, в деятельности пилота (экипажа). ). Навыки высвобождают часть внимания пилота для оценки непрерывно меняющейся обстановки полета и осмысленного выполнения соответствующих действий на основе принятого им решения.
По своему характеру навыки разделяются на:
а). умственные(уяснение задачи полета, оценка обстановки, производство штурманских расчетов в уме и др.);
б). сенсорные, основанные на работе органов чувств (глазомер на местности, определение характера работы двигателя на слух, наблюдения и переключения внимания на приборы, определение расстояния до земли при посадке, ощущение тряски самолета и приближающейся скорости срыва и др.);
в). двигательныеилимоторные(действия рулями в соответствии с показа- ниями пилотажно-навигационных приборов, работа с арматурой кабины пилота и др.).
Вместе с навыками в ходе летной подготовки у пилотов формируется умение,которое характеризует степень подготовленности пилота к выполнению своих обязанностей.
Умение— это деятельность, направленная на применение знаний. Выраба- тываемое в летной профессии умение очень сложно, разнообразно и включает в себя в качестве автоматизированных звеньев навыки.
Умение считается выработанным, когда в процессе летной деятельности нервные связи в мозге образовали такую крепкую систему, что обучаемый на ее основе при сознательном контроле и управлении может успешно выполнить требуемое действие.Умение — это знание в действии, ив это действие очень часто включается и навык.
Таким образом, летное умение— это приобретенная пилотом, членом летного экипажа, способность целеустремленно и творчески оперировать имеющимися у него знаниями и навыками в процессе летной деятельности.
Умение характеризует степень подготовленности пилота (экипажа). Когда говорят: умелый пилот, опытный штурман, то этим выражают сравнительно высокий уровень теоретической и практической подготовки пилота (члена экипажа).
Знания, навыки и умениетеснейшим образом связаны между собой. Ведущая роль в этом единстве принадлежит знаниям. На основе знаний развиваются летные навыки и умение, которые, в свою очередь, расширяют, углубляют и закрепляют знания. При обучении летного состава следует иметь в виду, что у отдельных пилотов знания и умение иногда не совпадают, т.е. пилот теоретически знает, как осуществляется пилотирование, но практически сделать этого не умеет. Это чаще всего объясняется разрывом в теоретической и практической подготовке пилотов. Теоретическое обучение должно вестись в неразрывной связи с практической летной подготовкой.
Усвоение знаний. Под усвоением знаний понимают законченный, акт познавательной деятельности обучаемых, в результате которого они не только восприняли и закрепили знания, навыки и умение, но и овладели ими, т.е. научились применять их на практике. Усвоение знаний — не мгновенный акт. В процессе усвоения различают отдельные звенья познавательной деятельности: выдвижение и осознание познавательной задачи — восприятие нового материала — осмысливание — закрепление и применение — оценка.
Восприятие нового материала.Восприятие — это отражение предметов, явлений в целом, действующих в данный момент на органы чувств человека.
Осмысливание. Мышление — это активный процесс отражения объективной действительности в словах, понятиях, суждениях, умозаключениях и т. Д. Содержание мышления складывается на основе данных ощущений, восприятий и представлений. Таким образом, вслед за восприятием происходит осмысливание изучаемого.
Формирование летных навыков.Полеты на современных воздушных суднах как никогда требуют от обучаемых более глубоких научно-теоретических знаний, совершенных и прочных навыков и умения, так как чем сложнее воздушное судно, тем основательнее должна быть подготовка летного состава. Выработка навыков имеет решающее значение в летном обучении и в деятельности любого обучаемого, ибо без автоматизации целого ряда действий невозможно выполнить полет. Поэтому знание теории навыков, т.е. основ процесса формирования навыка, причин его деавтоматизации и порядка восстановления, очень важно для любого обучающего летного инструктора и обучаемого.
Летные навыкидолжны базироваться на глубоких знаниях и умении применить их тогда, когда этого требует конкретная обстановка. Поэтому, обучая пилотов (экипажи), инструкторский состав должен помнить следующее:
- автоматизации подвергается не вся деятельность, а лишь отдельные ее элементы или некоторые способы выполнения действия. В целом же выполнение любого полета остается осмысленной деятельностью пилота (экипажа);
- процесс выработки навыка должен протекать осознанно самим обучаемым;
- навыки и умение вырабатываются и совершенствуются только в процессе многократного применения знаний на практике, путем упражнений и специальных летных тренировок;
- ранее приобретенные навыки могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие новых навыков.
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации