logo
приборы + электрообор / 1

4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память

Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить инфор -мацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Выделяют процессы:

- запоминания;

- сохранения;

- воспроизведения, которое включает:

- узнавание;

- воспоминание;

- собственно припоминание.

Различают память на:

- произвольнуюинепроизвольную;

- непосредственнуюиопосредствованную;

- кратковременную идолговременную.

Непроизвольная память- это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.

Произвольная память- это установка на необходимость запомнить важные сведения, знания и воспроизвести их в нужный момент.

Кратковременная память- характеризуется очень кратким сохранением после непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия: например момент пролета повторного пункта маршрута).

Долговременная память- это установка на длительное сохранение информационного материала, порядка выполнения каких-то действий при многократном повторении и воспроизведении в практической деятельности.

Особые виды памяти:

- моторная(память - привычка);

- эмоциональнаяилиаффективная(память «чувств»);

P.S.(Эмоциональная память- это память на чувства. Эмоции всегда сигна- лизируют нам о том, как удовлетворяются наши потребности, интересы, достигаются ли цели личностью. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности летчика)

- образная (1) исловесно – логическая (2).

P. S. (Образная память- это память на представления, на картины жизни. Представление - это образы явлений и предметов, которые мы сейчас не воспринимаем, но воспринимали раньше. В зависимости от того, какими анализаторами воспринимаются и запечатлеваются объекты, образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой).

P. S. (Словесно-логическая- это память на мысли, выраженные в словах. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним. Именно ей принадлежит главная роль в усвоении знаний в процессе обучения. Чтобы материал лучше запоминался и припоминался в нужной обстановке, необходимо использовать все возможности устной и письменной речи: красоту рассказа, выразительность сравнений, остроту противопоставлений и т. д.)

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся.Эти процессы называются памятью.

Сущность процесса

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроиз- ведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретен -ные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс чело- вечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Классификация

По времени хранении память подразделяют:

Мгновенная(0,1 – 0,5 с) – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации. (память – образа).

Кратковременная(до 20 с) – представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация которая привлекает к себе повышенное внимание.

P.S.(Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия: например момент пролета повторного пункта маршрута).

Оперативная(до нескольких дней) - хранение информации в течении определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком.

P. S.(Оперативная память- это такая кратковременная память, которая об

служивает деятельность летчика в данный момент - непосредственное осуществление им актуальных действий и операций. Например, считывание каких-то показаний при -боров и выполнение действий по включению и настройке аппаратуры или любого более или менее сложного действия.

Долговременная(неогран.) - хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты.

P.S. (Долговременная память- это установка на длительное сохранение информационного материала, порядка выполнения каких-то действий при многократном повторении и воспроизведении в практической деятельности.

В долговременную память поступает информация, имеющая для летчика как бы стратегическое (а не тактическое) значение в его профессиональной деятельности.

Например, порядок выполнения захода на посадку в сложных метеоусловиях с использованием радиотехнического и светотехнического оборудования и систем.

Генетическая- информация которая храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

Зрительная - сохранение и воспроизведение зрительных образов.

Слуховая- запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

Двигательная - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Примечание:Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что в практике летного обучения она служит основой для формирования умений и навыков в пилотировании самолета.

Эмоциональная- память на переживания. То что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая…- удовлетворение биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах:

Непроизвольное запоминание- происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи.

Произвольное запоминание - процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий.

P.S. (Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить).

P.S. (Произвольная память - это установка на необходимость запомнить важные сведения, знания и воспроизвести их в нужный момент).

Развитие процесса

Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности и на прямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

Развитие памятиу летчиков идет одновременно с развитием всех сторон его личности. Деятельность летчика предъявляет высокие требования к объему памяти и скорости воспроизведения сведений, хранящихся в ней.

Летчик-инструктор в процессе учебной деятельности должен создавать необходимые условия для дальнейшего развития специальных качеств памяти у своих курсантов. Лучшему запоминанию и сохранению воспринятого на длительный период способствует установка на запоминание. Она выступает в форме самоприказа: «Я должен это заповнить», «Мне необходимо это знать».

Формированию высокого уровня памяти у курсантов-летчиков способствует знание инструктором количественной и качественной определенности их памяти. Выявить вид памяти, как правило, не представляет особого труда. Объем кратковре -менной памяти определяется числом элементов запоминаемого ряда букв, чисел, фигур, слов и пр.

Память развивается в борьбе с забыванием. Забывание- процесс, обратный запоминанию. Оно оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных целей обучения.

Значит, включение в деятельность- надежное средство связи материала с потребностями курсанта и, следовательно, борьбы с забыванием.