4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить инфор -мацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.
Выделяют процессы:
- запоминания;
- сохранения;
- воспроизведения, которое включает:
- узнавание;
- воспоминание;
- собственно припоминание.
Различают память на:
- произвольнуюинепроизвольную;
- непосредственнуюиопосредствованную;
- кратковременную идолговременную.
Непроизвольная память- это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.
Произвольная память- это установка на необходимость запомнить важные сведения, знания и воспроизвести их в нужный момент.
Кратковременная память- характеризуется очень кратким сохранением после непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия: например момент пролета повторного пункта маршрута).
Долговременная память- это установка на длительное сохранение информационного материала, порядка выполнения каких-то действий при многократном повторении и воспроизведении в практической деятельности.
Особые виды памяти:
- моторная(память - привычка);
- эмоциональнаяилиаффективная(память «чувств»);
P.S.(Эмоциональная память- это память на чувства. Эмоции всегда сигна- лизируют нам о том, как удовлетворяются наши потребности, интересы, достигаются ли цели личностью. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности летчика)
- образная (1) исловесно – логическая (2).
P. S. (Образная память- это память на представления, на картины жизни. Представление - это образы явлений и предметов, которые мы сейчас не воспринимаем, но воспринимали раньше. В зависимости от того, какими анализаторами воспринимаются и запечатлеваются объекты, образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой).
P. S. (Словесно-логическая- это память на мысли, выраженные в словах. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним. Именно ей принадлежит главная роль в усвоении знаний в процессе обучения. Чтобы материал лучше запоминался и припоминался в нужной обстановке, необходимо использовать все возможности устной и письменной речи: красоту рассказа, выразительность сравнений, остроту противопоставлений и т. д.)
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся.Эти процессы называются памятью.
Сущность процесса
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроиз- ведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретен -ные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс чело- вечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Классификация
По времени хранении память подразделяют:
Мгновенная(0,1 – 0,5 с) – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации. (память – образа).
Кратковременная(до 20 с) – представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация которая привлекает к себе повышенное внимание.
P.S.(Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия: например момент пролета повторного пункта маршрута).
Оперативная(до нескольких дней) - хранение информации в течении определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком.
P. S.(Оперативная память- это такая кратковременная память, которая об
служивает деятельность летчика в данный момент - непосредственное осуществление им актуальных действий и операций. Например, считывание каких-то показаний при -боров и выполнение действий по включению и настройке аппаратуры или любого более или менее сложного действия.
Долговременная(неогран.) - хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты.
P.S. (Долговременная память- это установка на длительное сохранение информационного материала, порядка выполнения каких-то действий при многократном повторении и воспроизведении в практической деятельности.
В долговременную память поступает информация, имеющая для летчика как бы стратегическое (а не тактическое) значение в его профессиональной деятельности.
Например, порядок выполнения захода на посадку в сложных метеоусловиях с использованием радиотехнического и светотехнического оборудования и систем.
Генетическая- информация которая храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.
Зрительная - сохранение и воспроизведение зрительных образов.
Слуховая- запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.
Двигательная - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.
Примечание:Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что в практике летного обучения она служит основой для формирования умений и навыков в пилотировании самолета.
Эмоциональная- память на переживания. То что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая…- удовлетворение биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма.
По характеру участия воли в процессах:
Непроизвольное запоминание- происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи.
Произвольное запоминание - процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий.
P.S. (Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить).
P.S. (Произвольная память - это установка на необходимость запомнить важные сведения, знания и воспроизвести их в нужный момент).
Развитие процесса
Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности и на прямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.
Развитие памятиу летчиков идет одновременно с развитием всех сторон его личности. Деятельность летчика предъявляет высокие требования к объему памяти и скорости воспроизведения сведений, хранящихся в ней.
Летчик-инструктор в процессе учебной деятельности должен создавать необходимые условия для дальнейшего развития специальных качеств памяти у своих курсантов. Лучшему запоминанию и сохранению воспринятого на длительный период способствует установка на запоминание. Она выступает в форме самоприказа: «Я должен это заповнить», «Мне необходимо это знать».
Формированию высокого уровня памяти у курсантов-летчиков способствует знание инструктором количественной и качественной определенности их памяти. Выявить вид памяти, как правило, не представляет особого труда. Объем кратковре -менной памяти определяется числом элементов запоминаемого ряда букв, чисел, фигур, слов и пр.
Память развивается в борьбе с забыванием. Забывание- процесс, обратный запоминанию. Оно оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных целей обучения.
Значит, включение в деятельность- надежное средство связи материала с потребностями курсанта и, следовательно, борьбы с забыванием.
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации