4.1 Основные понятия авиационной психологии
Любой полет не является естественным состоянием для человеческой психики. Поэтому летная деятельность относится к числу таких, в которых с особой остротой ощущается роль и значение психологической науки.
Психология(в переводе с греческого – «наука о душе») может быть охаракте- ризована, как наука о построении и работе динамических моделей предметов, явле- ний, состояний и действий в мозгу человека.
Каждый человек мыслит и переживает, ставит цели, принимает решения и действует, любит и ненавидит, участвует в совместных групповых переживаниях, действиях и т. д.
Все эти реальные явления и состояния в совокупности обеспечиваются тем свойством мозга, которое вот уже более двух тысячелетий характеризуется как психика.
Будучи особым свойством мозга, психикапрошла длительный путь развития - от самых элементарных форм, наблюдаемых в животном мире, до сознания человека.
Как и всякая наука, психология имеет свой предмет. Таковым является психика, сознание индивида, личности, а также психология коллектива, группы, общества.
Авиационная психология (А.П.)возникла в начале XX в. в связи с развитием авиационной медицины и психологии труда, большая специфичность протекания психических процессов при выполнении полёта обусловила выделение авиационной психологии в самостоятельную дисциплину.
Любой полет не является естественным состоянием для человеческой психики. Поэтому летная деятельность относится к числу таких, в которых с особой остротой ощущается роль и значение психологической науки.
Авиационная психология- раздел психологии, посвященный вопросам суще -ствования человека в летной профессии. Исторически сложилось так, что основная зона внимания авиационной психологии -работа пилота, хотя в обеспечении летной работы занято множество специалистов.
Отрасль психологии- изучает психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов.
Предмет авиационной психологии- психика человека, управляющего слож -ными авиационными системами.
Объект авиационной психологии- деятельность индивида и коллектива (пилота, ЭВС, диспетчера и авиационных специалистов), ее содержание, условия, организация.
Субъект авиационной психологии- летный и инженерно-технический состав, специалисты ОВД, специалисты служб обеспечения полетов.
Основы авиационной психологии формировались под воздействием теоре- тических, методологических и методических положений физиологии, медицины и психологии.
Специфика А.П. состоит прежде всего в том, что пилотирование ВС приводит:
- к резкому изменению структуры пространственной ориентировки и появле -нию значительного психического напряжения;
- особенности влияния внешней среды - ускорения, перепады барометричес- кого давления, изменения газового состава атмосферы и т. д.- могут оказывать существенное воздействие на центральную нервную систему;
- большие скорости перемещения самолёта и возможность возникновения аварийных (нештатных) ситуаций требуют постоянного сосредоточения внимания, быстрых решений и действий.
Задачи авиационной психологи«группируются» вокруг проблем:
- изучение влиянияна психические функции факторов полёта и разработка рекомендаций по профилактике неблагоприятных воздействий;
- изучение деятельностипо управлению самолётом с целью максимального приспособления техники к психическим возможностям человека;
-выявлениепсихологических причин и инцидентов (аварий, катастроф) и разработка мер их предупреждения;
-исследованиепсихических качеств, способствующих успешному выполне- нию летной деятельности с целью отбора кандидатов в учебные заведения и определения годности лётчиков к полётам;
-улучшениеметодики подготовки авиационных специалистов на основе изучения психологических закономерностей обучения и формирования качеств личности.
- формированиепрофессиональной пригодности и психологической адаптации членов экипажа к условиям деятельности;
Для реализацииэтих задач применяется комплекс методов. В отечественной авиационной психологии сформулированы концепции активного оператора, образа полета, психологического моделирования, профессионально-психологической реабилитации.
Современная А.П.добавляет к изучению различные авиационные специаль- ности. Это авиатехники, авиадиспетчеры, бортпроводники, наземные штурманы, сотрудники службы организации перевозок и службы безопасности. Большая доля внимания уделяется теперь вопросам взаимодействия между различными специа- листами непосредственного в ходе производственной практики.
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации