logo
приборы + электрообор / 1

4.1 Основные понятия авиационной психологии

Любой полет не является естественным состоянием для человеческой психики. Поэтому летная деятельность относится к числу таких, в которых с особой остротой ощущается роль и значение психологической науки.

Психология(в переводе с греческого – «наука о душе») может быть охаракте- ризована, как наука о построении и работе динамических моделей предметов, явле- ний, состояний и действий в мозгу человека.

Каждый человек мыслит и переживает, ставит цели, принимает решения и действует, любит и ненавидит, участвует в совместных групповых переживаниях, действиях и т. д.

Все эти реальные явления и состояния в совокупности обеспечиваются тем свойством мозга, которое вот уже более двух тысячелетий характеризуется как психика.

Будучи особым свойством мозга, психикапрошла длительный путь развития - от самых элементарных форм, наблюдаемых в животном мире, до сознания человека.

Как и всякая наука, психология имеет свой предмет. Таковым является психика, сознание индивида, личности, а также психология коллектива, группы, общества.

Авиационная психология (А.П.)возникла в начале XX в. в связи с развитием авиационной медицины и психологии труда, большая специфичность протекания психических процессов при выполнении полёта обусловила выделение авиационной психологии в самостоятельную дисциплину.

Любой полет не является естественным состоянием для человеческой психики. Поэтому летная деятельность относится к числу таких, в которых с особой остротой ощущается роль и значение психологической науки.

Авиационная психология- раздел психологии, посвященный вопросам суще -ствования человека в летной профессии. Исторически сложилось так, что основная зона внимания авиационной психологии -работа пилота, хотя в обеспечении летной работы занято множество специалистов.

Отрасль психологии- изучает психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов.

Предмет авиационной психологии- психика человека, управляющего слож -ными авиационными системами.

Объект авиационной психологии- деятельность индивида и коллектива (пилота, ЭВС, диспетчера и авиационных специалистов), ее содержание, условия, организация.

Субъект авиационной психологии- летный и инженерно-технический состав, специалисты ОВД, специалисты служб обеспечения полетов.

Основы авиационной психологии формировались под воздействием теоре- тических, методологических и методических положений физиологии, медицины и психологии.

Специфика А.П. состоит прежде всего в том, что пилотирование ВС приводит:

- к резкому изменению структуры пространственной ориентировки и появле -нию значительного психического напряжения;

- особенности влияния внешней среды - ускорения, перепады барометричес- кого давления, изменения газового состава атмосферы и т. д.- могут оказывать существенное воздействие на центральную нервную систему;

- большие скорости перемещения самолёта и возможность возникновения аварийных (нештатных) ситуаций требуют постоянного сосредоточения внимания, быстрых решений и действий.

Задачи авиационной психологи«группируются» вокруг проблем:

- изучение влиянияна психические функции факторов полёта и разработка рекомендаций по профилактике неблагоприятных воздействий;

- изучение деятельностипо управлению самолётом с целью максимального приспособления техники к психическим возможностям человека;

-выявлениепсихологических причин и инцидентов (аварий, катастроф) и разработка мер их предупреждения;

-исследованиепсихических качеств, способствующих успешному выполне- нию летной деятельности с целью отбора кандидатов в учебные заведения и определения годности лётчиков к полётам;

-улучшениеметодики подготовки авиационных специалистов на основе изучения психологических закономерностей обучения и формирования качеств личности.

- формированиепрофессиональной пригодности и психологической адаптации членов экипажа к условиям деятельности;

Для реализацииэтих задач применяется комплекс методов. В отечественной авиационной психологии сформулированы концепции активного оператора, образа полета, психологического моделирования, профессионально-психологической реабилитации.

Современная А.П.добавляет к изучению различные авиационные специаль- ности. Это авиатехники, авиадиспетчеры, бортпроводники, наземные штурманы, сотрудники службы организации перевозок и службы безопасности. Большая доля внимания уделяется теперь вопросам взаимодействия между различными специа- листами непосредственного в ходе производственной практики.