logo
приборы + электрообор / 1

4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием

Восприятия - это отражение предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Восприятие не простая сумма ощущений. В восприятии предметы и явления отражаются в совокупности их свойств и частей. В отличие от ощущений, восприятию свойственны некоторые особенности:

- предметность;

- целостность;

- постоянство;

- осмысленность

- избирательность.

В восприятиях мир отражается полнее, целостнее, в пространственных и вре- менных отношениях.

Восприятие бывает простым и сложным.

Простое(например, восприятие снижающегося парашютиста в бинокль) осуществляется на основе деятельности какого-то одного анализатора.

Сложноевосприятие осуществляется на основе деятельности ряда органов чувств.

Например, картина полета рисуется в нашем мозгу на основе данных зритель- ных, слуховых, мышечных, температурных, обонятельных и других анализаторов.

Различают преднамеренноеинепреднамеренноевосприятие.

Первому из них обязательно присуще волевое усилие. Особой и наиболее важной для летчика формой восприятия является наблюдение, преднамеренное, пла- номерное, длительное, целенаправленное и организованное восприятие. Чем сложнее авиационная техника, тем более высокие требования предъявляются к качеству наблюдения за всем, что происходит в полете.

Специфична также наблюдательность обучающего. В наблюдательности лет- чика-инструктора непременно должен быть такой важнейший компонент, как психо- лого - педагогическая зоркость. Человек, не имеющий в своей наблюдательности такого компонента, - слабый руководитель и воспитатель с точки зрения педагоги -ческих требований к нему.

Иллюзияминазываются неправильные, ложные образы действительности. Возникновение иллюзий не предполагает воздействие на пилота каких-либо исключительных факторов (неуправляемое движение самолета, сильная болтанка, внезапное попадание в облака и т.д.). Они могут возникать, и довольно часто возникают, у любого нормального и здорового человека, находящегося в спокойной обстановке, так как в их основе лежат строго определенные, одинаковые для всех людей физиологические механизмы.

Иллюзии, возникающие в полете.

Иллюзии, возникающие в полете, как правило, называют летными иллюзиями, которые могут возникать и периодически возникают у всех пилотов. Практика опросов 100% показала, что иллюзиям подвержены все пилоты. Нарушение пространственной ориентировки различной степени испытывается всеми пилотами, причем число тяжелых случаев головокружения у пилотов реактивной авиации в 5 раз превышает число подобных случаев в поршневой. Особенно повышается опасность возникновения иллюзий при полете в облаках, ночью, в условиях ограниченной видимости и при выполнении энергичных маневров.

Летные иллюзии, как правило, значительно усложняют процесс пилотирова- ния ВС и нередко являются одной из причин летных происшествий.

Есть определенные трудности с квалификацией иллюзий, но в основном придерживаются такого принципа.

Зрительные иллюзии

Основная причина возникновения – ошибки интеллекта при переработке ин-формации, доставляемой сетчаткой глаза ( воспринимаемые образы имеют величину, не большую 2 см – это величина сетчатки глаза, - обязательно перевернутую и работа интеллекта обеспечивает превращение неточных изображений предметов такими, какие они есть).

Зрительные иллюзии подразделяются на:

- аутокинетические иллюзии(при фиксации взглядом одинокой, объективно неподвижной точки через определенный промежуток времени возникает кажущееся , иллюзорное, ее движение). Летчики в полете одинокую звезду в разрыве облачности воспринимают, как пламя выхлопа летящего впереди самолета.

- иллюзия разбухания и таяния тел(возникает в режиме полета на встречных курсах ВС и пилоту, при определенной скорости сближения начинает казаться, что встречный борт увеличивается в объеме).

- иллюзия слепого пространства(возникает, как и предыдущая, при расхожде -нии ВС на встречных курсах).

- полуденный мираж, «делибаб» (при неподвижном нагретом воздухе при положении солнца в зените у пилота идущего на посадку может возникнуть впечатление увеличение длины ВПП, а также ошибка в восприятие высоты над ВПП, что иногда приводило к грубым посадкам и, как следствие, АП.

- иллюзия блюдца и часовых стекол(при полете над ровной облачностью или между слоями облаков, пилоту кажется, что он летит над изогнутой поверхностью или между двумя огромными часовыми стеклами).

- иллюзии, связанные с источником света(возникает в условиях ночных полетов при восприятии и распознавании источников света) они подразделятся на:

а).ошибочное определение характера источника света (от самолета, звезды или наземного объекта);

б).неправильное восприятие положения источника света (свет от двух самолетов воспринимается как от одного, находящегося ближе). Особенно опасные иллюзии при восприятие пилотом огней аэродрома с большого расстояния, при невидимости естественного горизонта, возникает иллюзия полета с кабрированием, что приводило к непреднамеренному снижению самолета вместо ГП.

в).расщепление света ( одинокий источник света представляет, как несколько…).

г).иллюзия звездного окружения (при полете на больших высотах небо кажется шаром и возникновение перевернутого полета, также полет в безоблачную ночь при хорошей видимости над водной поверхностью).

д).ошибочное истолкование режима полета.

е). иллюзии, связанные с использованием самолетной фары.

ж). иллюзии расстояний и размеров (полет над морем в темную ночь, после длительного маршрута и снижение на малую высоту).

Ошибки суждения

К ним относятся те, которые с демонстративной очевидностью связаны с ошибкой интеллекта.

1. При полете ночью, при не просматриваемом горизонте - ровная цепочка огней или их россыпь воспринимается как горизонтальные ориентиры и возникает иллюзия крена. Аналогично воспринимается полет над верхней кромкой облачности. Полет в направлении гряды облаков воспринимается с желанием начать набор высоты. Такие иллюзии иногда называют «перспективными» иллюзиями.

2. При полете в облаках, неравномерно освещенные участки облачности, более светлые воспринимаются за верх, а более темные – за низ, и как результат может возникнуть иллюзия перевернутого полета.

3.Дезориентация пилота о своем местоположении ВС на местности в связи с тем, что незнакомая местность воспринимается за знакомую и наоборот.

Зрительно – вестибулярные иллюзии

Зрительно-вестибулярные иллюзии обусловлены преимущественным и приблизительно одинаковым участием в их возникновении вестибулярного и зрительного анализаторов. Раздражение вестибулярного аппарата (В.А.) закономерно сопровождается непроизвольной реакцией внешних мышц глаза, проявляющейся в виде так называемых нистагмоидных движений глаз.

Раздражение В.А. закономерно приводит к зрительным иллюзиям (изменение положения и состояния объекта), к сужению объема внимания, к ошибкам в определении пространственного расположения предметов.

Вестибулярные иллюзии

Иллюзия крена. По сравнению с другими видами ложных ощущений в полете возникает наиболее часто и хорошо известна пилотам. Этому способствует : - непра- вильная, напряженная поза пилота, резкое вращение самолета по крену и энергичное его устранение, наличие скольжения самолета, на самолетах поршневых -иллюзия противовращения, плохая балансировка самолета, неравномерное освещение кабины и т.д.

Иллюзия горизонтального полета. Одной из причин может быть: длительный вираж, резкое увеличение крена формированной силы тяжести с продольной осью тела пилота.и далее длительное выдерживание его. Ну а главной причиной считается, что совпадает направление транс

Иллюзия кабрирования и пикирования. Пилот доверяет своим ощущениям и при выводе из разворота возникает ощущение пикирования, а на вводе –кабрирования.

Иллюзия перевернутого полета. Наиболее опасна и возникает при полном отсутствии пространственной визуальной ориентировки при достаточно частых и энергичных маневрах ВС, недоверии приборам. Вращение головы (особенно резкие поворты) в этих условиях также могут привести к подобным иллюзиям.

Профилактика летных иллюзий

Профилактику летных иллюзий надежно обеспечивают:

- общее соматическое и нервно-психическое здоровье пилота;

- устойчивость к иллюзиям, связанных с раздражением вестибулярного аппарата;

- общая физическая и спортивная подготовка;

- специальная тренировка В.А.;

- строгое соблюдение режима труда и отдыха летного состава;

- высокая эмоциональная устойчивость;

- летное мастерство, устойчивые навыки в технике пилотирования в СМУ днем и ночью;

- абсолютное доверие к показаниям приборов;

- исключение алкогольной и никотиновой интоксикации;

- тщательное наблюдение за гриппозными больными;

- ознакомление пилотов с основами авиационной медицины;

- технические средства профилактики иллюзий: хорошая балансировка самолета, равномерное ощущение кабины, хорошая регулировка звука в «гарнитуре» (шлемофоне).