4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
Восприятия - это отражение предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Восприятие не простая сумма ощущений. В восприятии предметы и явления отражаются в совокупности их свойств и частей. В отличие от ощущений, восприятию свойственны некоторые особенности:
- предметность;
- целостность;
- постоянство;
- осмысленность
- избирательность.
В восприятиях мир отражается полнее, целостнее, в пространственных и вре- менных отношениях.
Восприятие бывает простым и сложным.
Простое(например, восприятие снижающегося парашютиста в бинокль) осуществляется на основе деятельности какого-то одного анализатора.
Сложноевосприятие осуществляется на основе деятельности ряда органов чувств.
Например, картина полета рисуется в нашем мозгу на основе данных зритель- ных, слуховых, мышечных, температурных, обонятельных и других анализаторов.
Различают преднамеренноеинепреднамеренноевосприятие.
Первому из них обязательно присуще волевое усилие. Особой и наиболее важной для летчика формой восприятия является наблюдение, преднамеренное, пла- номерное, длительное, целенаправленное и организованное восприятие. Чем сложнее авиационная техника, тем более высокие требования предъявляются к качеству наблюдения за всем, что происходит в полете.
Специфична также наблюдательность обучающего. В наблюдательности лет- чика-инструктора непременно должен быть такой важнейший компонент, как психо- лого - педагогическая зоркость. Человек, не имеющий в своей наблюдательности такого компонента, - слабый руководитель и воспитатель с точки зрения педагоги -ческих требований к нему.
Иллюзияминазываются неправильные, ложные образы действительности. Возникновение иллюзий не предполагает воздействие на пилота каких-либо исключительных факторов (неуправляемое движение самолета, сильная болтанка, внезапное попадание в облака и т.д.). Они могут возникать, и довольно часто возникают, у любого нормального и здорового человека, находящегося в спокойной обстановке, так как в их основе лежат строго определенные, одинаковые для всех людей физиологические механизмы.
Иллюзии, возникающие в полете.
Иллюзии, возникающие в полете, как правило, называют летными иллюзиями, которые могут возникать и периодически возникают у всех пилотов. Практика опросов 100% показала, что иллюзиям подвержены все пилоты. Нарушение пространственной ориентировки различной степени испытывается всеми пилотами, причем число тяжелых случаев головокружения у пилотов реактивной авиации в 5 раз превышает число подобных случаев в поршневой. Особенно повышается опасность возникновения иллюзий при полете в облаках, ночью, в условиях ограниченной видимости и при выполнении энергичных маневров.
Летные иллюзии, как правило, значительно усложняют процесс пилотирова- ния ВС и нередко являются одной из причин летных происшествий.
Есть определенные трудности с квалификацией иллюзий, но в основном придерживаются такого принципа.
Зрительные иллюзии
Основная причина возникновения – ошибки интеллекта при переработке ин-формации, доставляемой сетчаткой глаза ( воспринимаемые образы имеют величину, не большую 2 см – это величина сетчатки глаза, - обязательно перевернутую и работа интеллекта обеспечивает превращение неточных изображений предметов такими, какие они есть).
Зрительные иллюзии подразделяются на:
- аутокинетические иллюзии(при фиксации взглядом одинокой, объективно неподвижной точки через определенный промежуток времени возникает кажущееся , иллюзорное, ее движение). Летчики в полете одинокую звезду в разрыве облачности воспринимают, как пламя выхлопа летящего впереди самолета.
- иллюзия разбухания и таяния тел(возникает в режиме полета на встречных курсах ВС и пилоту, при определенной скорости сближения начинает казаться, что встречный борт увеличивается в объеме).
- иллюзия слепого пространства(возникает, как и предыдущая, при расхожде -нии ВС на встречных курсах).
- полуденный мираж, «делибаб» (при неподвижном нагретом воздухе при положении солнца в зените у пилота идущего на посадку может возникнуть впечатление увеличение длины ВПП, а также ошибка в восприятие высоты над ВПП, что иногда приводило к грубым посадкам и, как следствие, АП.
- иллюзия блюдца и часовых стекол(при полете над ровной облачностью или между слоями облаков, пилоту кажется, что он летит над изогнутой поверхностью или между двумя огромными часовыми стеклами).
- иллюзии, связанные с источником света(возникает в условиях ночных полетов при восприятии и распознавании источников света) они подразделятся на:
а).ошибочное определение характера источника света (от самолета, звезды или наземного объекта);
б).неправильное восприятие положения источника света (свет от двух самолетов воспринимается как от одного, находящегося ближе). Особенно опасные иллюзии при восприятие пилотом огней аэродрома с большого расстояния, при невидимости естественного горизонта, возникает иллюзия полета с кабрированием, что приводило к непреднамеренному снижению самолета вместо ГП.
в).расщепление света ( одинокий источник света представляет, как несколько…).
г).иллюзия звездного окружения (при полете на больших высотах небо кажется шаром и возникновение перевернутого полета, также полет в безоблачную ночь при хорошей видимости над водной поверхностью).
д).ошибочное истолкование режима полета.
е). иллюзии, связанные с использованием самолетной фары.
ж). иллюзии расстояний и размеров (полет над морем в темную ночь, после длительного маршрута и снижение на малую высоту).
Ошибки суждения
К ним относятся те, которые с демонстративной очевидностью связаны с ошибкой интеллекта.
1. При полете ночью, при не просматриваемом горизонте - ровная цепочка огней или их россыпь воспринимается как горизонтальные ориентиры и возникает иллюзия крена. Аналогично воспринимается полет над верхней кромкой облачности. Полет в направлении гряды облаков воспринимается с желанием начать набор высоты. Такие иллюзии иногда называют «перспективными» иллюзиями.
2. При полете в облаках, неравномерно освещенные участки облачности, более светлые воспринимаются за верх, а более темные – за низ, и как результат может возникнуть иллюзия перевернутого полета.
3.Дезориентация пилота о своем местоположении ВС на местности в связи с тем, что незнакомая местность воспринимается за знакомую и наоборот.
Зрительно – вестибулярные иллюзии
Зрительно-вестибулярные иллюзии обусловлены преимущественным и приблизительно одинаковым участием в их возникновении вестибулярного и зрительного анализаторов. Раздражение вестибулярного аппарата (В.А.) закономерно сопровождается непроизвольной реакцией внешних мышц глаза, проявляющейся в виде так называемых нистагмоидных движений глаз.
Раздражение В.А. закономерно приводит к зрительным иллюзиям (изменение положения и состояния объекта), к сужению объема внимания, к ошибкам в определении пространственного расположения предметов.
Вестибулярные иллюзии
Иллюзия крена. По сравнению с другими видами ложных ощущений в полете возникает наиболее часто и хорошо известна пилотам. Этому способствует : - непра- вильная, напряженная поза пилота, резкое вращение самолета по крену и энергичное его устранение, наличие скольжения самолета, на самолетах поршневых -иллюзия противовращения, плохая балансировка самолета, неравномерное освещение кабины и т.д.
Иллюзия горизонтального полета. Одной из причин может быть: длительный вираж, резкое увеличение крена формированной силы тяжести с продольной осью тела пилота.и далее длительное выдерживание его. Ну а главной причиной считается, что совпадает направление транс
Иллюзия кабрирования и пикирования. Пилот доверяет своим ощущениям и при выводе из разворота возникает ощущение пикирования, а на вводе –кабрирования.
Иллюзия перевернутого полета. Наиболее опасна и возникает при полном отсутствии пространственной визуальной ориентировки при достаточно частых и энергичных маневрах ВС, недоверии приборам. Вращение головы (особенно резкие поворты) в этих условиях также могут привести к подобным иллюзиям.
Профилактика летных иллюзий
Профилактику летных иллюзий надежно обеспечивают:
- общее соматическое и нервно-психическое здоровье пилота;
- устойчивость к иллюзиям, связанных с раздражением вестибулярного аппарата;
- общая физическая и спортивная подготовка;
- специальная тренировка В.А.;
- строгое соблюдение режима труда и отдыха летного состава;
- высокая эмоциональная устойчивость;
- летное мастерство, устойчивые навыки в технике пилотирования в СМУ днем и ночью;
- абсолютное доверие к показаниям приборов;
- исключение алкогольной и никотиновой интоксикации;
- тщательное наблюдение за гриппозными больными;
- ознакомление пилотов с основами авиационной медицины;
- технические средства профилактики иллюзий: хорошая балансировка самолета, равномерное ощущение кабины, хорошая регулировка звука в «гарнитуре» (шлемофоне).
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации