5.7 Ритм тела и сон
Наиболее известным из ритмов организма является суточный или 24-х часовой ритм, связанный с циклом вращения земного шара. Ритм организма задается несколькими факторами, наиболее значительным из которых является чередование света и темноты, но и циклы питания.
Физическая и общественная деятельность тоже оказывают свое влияние. Безопасность полетов, их эффективность и самочувствие лиц диспетчерского состава (ЭВС) зависят от изменений режимов биологических ритмов, обычно происходящих при выполнении длительных полетов.
Влияние нарушения суточных ритмов имеет отношение не только к полетам на большие расстояния с пересечением многочисленных часовых поясов. Летные экипажи, выполняющие полеты на короткие расстояния (например, чартерные и грузовые рейсы), летающие нерегулярно или ночью, могут также страдать от снижения эффективности работоспособности, вызываемой нарушением суточных ритмов.
Пилоты, выполняющие полеты днем и ночью, в часто меняющихся сменах, могут страдать от подобного ухудшения эффективности их работоспособности.
Десинхроноз является общим термином для обозначения нарушений или десинхронизации ритмов организма и характеризуется плохим самочувствием, испытываемым людьми после длительных перелетов, включающих пересечение большого количества временных поясов. Его симптомы заключаются в нарушении сна и расстройстве режимов приема пищи и выделений из организма, а также в ощущении слабости, тревоги, в раздражительности и депрессии.
Сон
Наиболее распространенные физические симптомы, связанные с длительными перелетами, являются результатом нарушения нормального режима сна, которое в отдельных случаях может вызывать бессонницу. Взрослые обычно спят в течение одного длительного отрезка времени каждые сутки, и когда этот режим устанавливается, он становится естественным ритмом работы мозга, даже если случаются вынужденные периоды бодрствования. Среди отдельных индивидуумов были обнаружены большие различия в способности к засыпанию в периоды нарушений их биологических ритмов. Терпимость к нарушениям сна отличается у разных людей и связано это главным образом с обменом веществ в организме, но может также определяться эмоционально-стрессовыми факторами.
Человек должен спать. Несмотря на неисчислимое количество исследований, значение сна не вполне понятно. Сон – это естественное состояние сниженной сознательности, включая изменение биоритмов и физиологии мозга, необходимых человеку для восстановления укрепления и восстановления тела и мозга. Можно сопротивляться сну непродолжительное время, но разные участки мозга рано или поздно обеспечат его наступление.
Стадии сна:
Стадия 1: Переходная фаза между сном и бодрствованием. Пульс редеет, мышцы расслабляются. Человека легко разбудить.
Стадия 2: Это более глубокая стадия сна, но человека легко разбудить.
Стадия 3: Сон еще глубже, человек почти не восприимчив к внешним раздражителям и его трудно разбудить. Пульс, давление и температура тела продолжают понижаться.
Стадия 4: Это самая глубокая стадия сна и человека разбудить трудно.
Стадия 5: Быстрый сон (RapidEyeMovementилиREM): в этой стадии активность мозга сходна с бодрствованием, но человека разбудить почти невозможно. Его иногда называют парадоксальным сном. Мышцы полностью расслаблены, глазные яблоки быстро вращаются под закрытыми веками.
Стадии 1 - 4 называют non-REM(NREM).
Стадии 2-4 называют медленным сном, вероятно относящимся к восстановлению организма, в то время как быстрый сон связан с организацией и укреплением памяти. Эксперименты с лишением сна (депривация) наводят на мысль, что, если лишить человека 1-4 стадий сна или стадии быстрого сна, его реакция будет сходной. Это означает, что соответственно виду сна, он накапливает дефицит в конкретной сфере. Оба типа сна одинаково важны.
Обычно, первый быстрый сон приходит, примерно, через 90 минут после засыпания. Стадии 1 - 4 и быстрый сон (REM) повторяются через 90 минут. Сон наиболее глубок в начале ночи, а быстрый сон – под утро.
Циркадные ритмы
Кроме чередования бодрствования и сна внутренним циклам у человека подвержены колебания температуры и чувства голода. Они называются Циркадными ритмами и имеют периодичность около суток. Это психологические и поведенческие колебания внутренних функций и процессов организма, имеющие суточный цикл, точнее 25 часов.
Циркадные ритмы управляются мозгом, но синхронизируются внешними факторами, такими, как свет.
Примером нарушения циркадных ритмов может служить длительный перелет с пересечением часовых поясов, нарушающий нормальный процесс синхронизации (день/ночь). Это разрывает природную связь между чередованием дня и ночи и нашими внутренними часами, приводит к расстройству биоритмов, вызывает бессонницу в дневное время и т.д. В итоге происходит перестройка организма под внешние условия.
Бессонница определяется состоянием, при котором человек испытывает трудности со сном или когда качество его сна неудовлетворительное. При появлении трудностей со сном в нормальных условиях без нарушений ритмов организма возникает первичная бессонница. В других случаях, бессонница может быть следствием нарушений биологических ритмов. Оба типа бессонницы заслуживают пристального внимания.
Для эксплуатационного персонала употребление таких медикаментов, как снотворные препараты, успокоительные (включая антигистаминные средства с успокаивающим действием) и транквилизаторы, с целью засыпания обычно не рекомендуется, так как они оказывают нежелательное воздействие на эффективность работоспособности человека при приеме в терапевтических дозах на протяжении 36 ч после употребления.
Алкоголь депрессивно влияет на нервную систему. Он действует усып- ляяюще, но нарушает нормальный режим сна и приводит к снижению качества сна. Воздействие алкоголя продолжается даже после его исчезновения из крови (т. е. "похмелье"). Употребление снотворных средств в сочетании с алкоголем может иметь непредсказуемые последствия.
Кофеин, содержащийся в кофе, чае и различных безалкогольных напитках, повышает бдительность и быстроту реакции, но также может способствовать нарушениям сна.
Амфетамины, употребляемые с целью поддержания эффективности деятельности человека в условиях лишения сна, лишь оттягивают последствия бессонницы.
Сон выполняет восстанавливающую функцию и необходим для здоровой умственной деятельности. Лишение и нарушения сна могут привести к снижению бдительности и внимания. Когда это замечается, бдительность и внимание могут быть частично восстановлены путем дополнительных усилий.
Решения проблем, вызываемых нарушениями и лишением сна, могут включать:
составление расписания полетов для летных экипажей с надлежащим учетом суточных ритмов и усталости, вызываемой лишением и нарушениями сна;
обновление рациона питания и осознание важности регулярного приема пищи;
принятие мер с учетом чередований свет/темнота, отдых/работа и социального взаимодействия;
признание отрицательного, длительного воздействия медикаментов (включая кофеин и алкоголь);
оптимизацию условий для сна;
обучение методам решения проблем и способам релаксации.
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации