Магнитные компасы.
Магнитным компасом называется устройством помощью которого определяется направление магнитного меридиана.
Магнитный компас, можно считать одним из первых навигационных приборов, применявшихся человеком. Имеются сведения, что еще за 2,5 тысячи лет до н. э.
Китайцам было известно свойство свободно подвешенного магнита указывать на Север.
Задачи, которые приходится решать экипажам воздушных судов, подразделяются на две группы:
1) обеспечение стабилизации воздушного судна относительно центра масс — пилотирование;
2) вождение воздушного судна по заданной траектории из одной точки пространства в другую — навигация.
Величины, характеризующие пространственное место воздушного судна и вектор его скорости в данный момент, называются навигационными элементами полета.
Курс воздушного судна — один из навигационных элементов полета. Под курсом воздушного судна в воздушной навигации понимают угол между положительным направлением меридиана и продольной осью воздушного судна, отсчитываемый по часовой стрелке.
В воздушной навигации курсы различают:
1.Магнитный курс (МК) - угол между северным направлением земного магнитного меридиана и продольной осью воздушного судна.
2.Истинный курс (ИК) - угол между направлением географического меридиана и продольной осью воздушного судна.
3.Условный курс - угол между направлением условного меридиана, т. е. любого заданного заранее направления на земной поверхности, и продольной осью воздушного судна.
Принцип действия магнитных компасов основан на свойстве свободно подвешенного магнита устанавливаться своей осью вдоль вектора результирующего магнитного поля Земли, т. е. вдоль магнитного меридиана. И тогда измеренный курс носит наименование магнитного (МК).
Однако на установленный в самолете компас, помимо магнитного поля Земли оказывает воздействие собственное магнитное поле самолета, возникающее в связи с наличием ферромагнитных материалов в его конструкции и магнитных полей при работе установленного оборудования. Под воздействием этих полей ось магнитной стрелки устанавливается вдоль их результирующего вектора, который называется компасным меридианом. Отсчитываемый в этом случае курс называется компасным (КК), а несовпадение магнитного и компасного меридиана определяется углом магнитной девиации ΔК.
В полете экипаж по показаниям компаса определяет компасный курс КК, а затем по величинам магнитного склонения ΔМ и девиации ΔК вычисляет истинный курс.
Кинематическая схема магнитного компаса:
1—девиационный прибор; 2—корпус;
3—картушка; 4—индекс; 5—поплавок;
6—магниты; 7—подпятник.
В настоящее время наиболее широко применяется магнитный компас типа КИ-13.
Магнитные компасы являются не основными навигационными приборами, они используются в авиации в качестве резервных курсовых приборов.
Современный магнитный компас — это устройство, не требующее никакого электрического питания, имеет весьма небольшие размеры, масса не превышает 200 г.
Компасный курс отсчитывается по картушке против индекса.
Компасный курс с поправкой на девиацию является магнитным, а с поправкой на магнитное склонение истинным курсом.
Индукционные дистанционные компасы. Применяемые на современных самолетах дистанционные компасы чаще всего имеют электрические индукционные элементы, которые в виде датчика устанавливаются в тех местах, где собственное магнитное поле самолета минимально. Обычно для этого используется хвостовая часть фюзеляжа, крыло или стабилизатор.
Схема индукционного датчика ИД:
а — магнитный зонд; б — датчик
Чувствительным элементом индукционного датчика служит магнитный зонд. Он представляет собой два соосных пермаллоевых сердечника, на каждый из которых намотаны намагничивающие обмотки w1, а на весь зонд — сигнальная обмотка w2.
При подключении намагничивающих обмоток к источнику переменного тока U1 изменяется магнитная проницаемость сердечников. Поскольку эти обмотки навиты встречно, возникающие магнитные потоки Ф1 противоположны и равны по абсолютной величине. Поэтому суммарный магнитный поток Ф2 в каждый момент времени равен нулю, и ЭДС в сигнальной обмотке отсутствует.
Однако в результате того, что зонд находится в магнитное поле Земли с напряженностью горизонтальной составляющей Н3 в сердечниках возникает магнитный поток
Ф2 = μSHзСОSΨ
Где μ, S — магнитная проницаемость и площадь сечения сердечников; Ψ — угол между вектором Н3 и осью зонда.
Под действием этого потока в сигнальной обмотке станет индуцироваться переменная ЭДС. Если ось зонда совпадает с магнитным меридианом, ее значение будет максимальным; если же ось перпендикулярна к меридиану—ЭДС равна нулю. Таким образом, представляется возможность измерения магнитного курса.
Для того чтобы исключить влияние величины Н3 на значение измеряемого курса при полетах в разных широтах, в индукционных датчиках типа ИД три зонда. Они монтируются на пластмассовой платформе в виде равностороннего треугольника. Эта платформа подвешена на кардановом подвесе, который обеспечивает ее горизонтальное положение при кренах до 17°. Сигнальные обмотки соединены треугольником. Выводы с них подсоединены к клеммам штепсельного разъема.
Индукционные датчики чаще всего применяются не как самостоятельные курсовые приборы, а как элементы в системах коррекции современных курсовых систем типа ГМК, КС и др.
Понятие компасных направлений справедливо не только для компасов магнитно-индукционной группы, но и для компасов других типов — гироскопических и астрономических. И в этих случаях связь ИК и КК определяется формулой, но только природа поправки компаса ΔК здесь иная. Для этих компасов ΔК представляет сумму остаточных (не скомпепсированных) и накопившихся инструментальных и методических погрешностей, взятых с обратным знаком. Поправка компаса во всех случаях определяется как разность ИК и КК, т. е. ΔК = ИК - КК.
- Методическое пособие
- Измерители высоты полета
- Приемники и магистрали воздушных давлений не самолете
- Измерители скоростей полета
- Указатель числа м.
- Датчики истинной воздушной скорости.
- Приборы для измерения вертикальной скорости
- Курсовые приборы и системы
- Магнитные компасы.
- Понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кориолисово ускорение
- Гироскопический момент
- Некоторые сведения о гироскопе
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Курсовые системы
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Инерциальные навигационные системы
- Раздел 6 Средства контроля за работой оборудования бортовых систем;
- Средства объективного контроля (сок)
- Бортовые регистраторы полетной информации
- Принцип работы сок
- Раздел 7
- Система управления самолетом
- Управление рулями
- Управление электромеханизмами полетных полетных загружателей
- Триммирование полетных пружинных загружателей
- Система перемещения закрылков
- Автоматический режим управления
- Режим автоматической синхронизации
- Ручной режим управления
- Управление предкрылками
- Подканал синхронизации предкрылков
- Управление стабилизатором
- Автоматическое управление стабилизатором
- Ручное управление стабилизатором
- Назначение, состав системы управления выпуском и уборкой шасси
- Гидравлические системы самолетов
- Гидравлическая система характеризуется:
- Характеристики рабочих жидкостей
- Гидравлические насосы и двигатели
- Силовые цилиндры
- Конструктивные узлы силовых цилиндров
- Гидравлические следящие устройства
- Распределительные устройства
- Фильтрация жидкостей
- Пневматические системы
- Воздушная система. Общие сведения.
- Пневматический привод
- Агрегаты гидросистем:
- Автопилот
- Автопилоты принято классифицировать по следующим основным признакам.
- Раздел 8
- Высотное, защитное и специальное оборудование
- Летательных аппаратов
- Влияние воздушной среды на организм человека
- Краткие сведения о физиологии дыхания человека
- Явление кислородного голодания
- Боли, возникающие в организме человека при изменении давления воздуха, и взрывная декомпрессия
- 1.Боли, возникающие в закрытых и полузакрытых полостях организма.
- 2.Боли в суставах и тканях организма.
- 3. Взрывная декомпрессия.
- 4. Влияние на организм человека температуры и влажности воздуха.
- Влияние пониженного содержания кислорода на состояние человека.
- Обеспечение заданных физиологических условий в кабинах самолетов
- 1. Основные физиолого-гигиенические требования, предъявляемые к условиям в кабинах пассажирских самолетов
- 2. Способы технического обеспечения высотных полетов пассажирских самолетов
- Требования, предъявляемые к высотному оборудованию
- Кислородная система.
- Кислородный прибор кп-24м
- Средства для защиты от огня и дыма кабины и людей
- Высотное снаряжение
- Электрический обогрев и кондиционирование воздуха
- Противообледенительное оборудование самолетов
- Сигнализатор обледенения планера со-121 вм
- Тепловые противообледенительные системы.
- Обогрев всу.
- Системы пожаротушения
- Система нейтрального газа (н.Г.)
- Система обнаружения дыма
- Ручные огнетушители.
- Аварийные ситуации на борту вс и факторы угрозы для пассажиров и членов экипажа.
- Пожар на борту вс и его последствия.
- Разгерметизация кабин вс.
- Аварийная посадка на сушу и на воду.
- Бортовое аварийно-спасательное оборудование (басо)
- Состав acо:
- Средства размещения и фиксации людей.
- Аварийная маркировка (наружная и внутренняя).
- Аварийное освещение.
- Бортовые средства эвакуации людей (надувные трапы, жёлоба).
- Индивидуальные и групповые плавсредства.
- Надувные трапы.
- Раздел 9 Компоновка бортового оборудования на летательных аппаратах
- Выбор оборудования, входящего в навигационно-пилотажный комплекс
- Внутренние и внешние связи комплексов
- Компоновка оборудования в кабинах экипажа
- Специальные отсеки для оборудования
- Способы отвода тепла из тех-отсеков
- Список литературы
- Раздел 5